Диагонали шахматной доски. "Раннее развитие детей" - Шахматы

Из поликарбоната 12.06.2019
Из поликарбоната

мария андрюшина
Знакомство детей с горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; количеством горизонталей, вертикалей и диагоналей

Конспект третьего занятия

Тема : «Приключение Доши»

Цель : познакомить детей с горизонтальными , вертикальными и диагональными линиями ; количеством горизонталей , вертикалей и диагоналей на доске ; чередованием белых и черных полей в горизонтали , вертикали и диагонали ; понятиями «диаграмма » , «партнёр» , «противник» .

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала. Чтение сказки Сухина И. «Лена, Оля, Баба Яга и шахматная доска» (презентация)

Ребята давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии (шахматную доску, белые и черные поля) .

1 слайд : Сегодня мы с вами продолжим изучать шахматную доску и познакомимся с линиями , без которых не проходит ни одна партия. А линии эти называются «горизонталь » , «вертикаль » и «диагональ » . Внимание на экран…

2 слайд : Лена и Оля – сестры. Улыбчивая и рассудительная Оля – младшая. Она трогательная девочка – очень любит всё трогать. А насмешливая и любознательная Лена – старшая. Она замечательная девочка – всё замечает.

2.1 : Как-то раз забрели сёстры в чащу.

2.2 : Вдруг видят они – старушка на метле летит, мешок в руке держит. «Баба Яга?» – сказала Оля. «Никаких Бабок Яг не бывает!» – усмехнулась Лена.

2.3., 2.4 : И сестры спрятались.

3 слайд : Старушка приземлилась около дуба.

3.1 : Швырнула мешок и улетела прочь.

3.2 : Из мешка донёсся жалобный стон. «Надо помочь» , – сказала Лена.

4 слайд : сёстры открыли мешок и увидели необыкновенное квадратное клетчатое существо. «Здравствуйте, я Доша! Доша – это сокращённо Доска Шахматная. Меня сюда Баба Яга кинула».

4.1., 4.2 : «А почему ты такая клетчатая?» – спросили девочки.

5 слайд : «Клеточки на мне это на шахматном языке поля. Белые клеточки – белые поля, чёрные клеточки – чёрные поля. Все шахматные клеточки образуют чёрно-белые дорожки. Дорожки, которые идут справа на лево – это горизонтальные поля или горизонтали . Их восемь» (попросить детей найти дорожки на своих досках) .

6 слайд : «Восемь дорожек, которые идут сверху-вниз – это вертикальные поля или вертикали » (находим с детьми дорожки) .

7 слайд : «Дорожки одинакового цвета из разного количества полей , которые касаются друг друга уголками, – это диагонали » (находим) .

8 слайд : «А ещё у шахматной доски есть центр. Это четыре поля в середине шахматной доски» (находим с детьми центр) .

8.1., 8.2 : «Раз на шахматной доске есть дорожки, то по ним кто-то должен бегать» , – рассудили девочки.

9 слайд : «По дорожкам передвигаются шахматные фигуры : делают свои ходы. Баба Яга спрятала их в своей избушке.» – вздохнула Доша.

9.1 : «Мы их освободим!» – решительно сказали девочки. – «Покажи нам туда дорогу» .

10 слайд : И Доша показала тропинку…

2. Объяснение

Горизонтальная линия , или горизонталь , – это черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо (или справа налево) . Вертикальная линия , или вертикаль , – это черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому. Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой . В шахматы обычно играют два партнёра, или по-другому противника. Доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле (проверьте) . Диагональная линия , или диагональ , - это любая белая или чёрная дорожка, которая проходит наискосок.

3. Дидактические игры

«Горизонталь » . Предложить детям им пешками одну из горизонталей . Элемент состязательности : кто расставит быстрее пешки.

«Вертикаль » , «Диагональ » : игры проводятся аналогично.

«Горизонтально- вертикальная игра » . Поставить белую пешку на любое поле шахматной доски, попросить детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении (направо по горизонтали , вниз по вертикали , налево по горизонтали , вниз по вертикали .

4. Рефлексия

1. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы)

2. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь )

3. Сколько белых полей в каждой горизонтали ? Вертикали ? (По 4)

4. Какая шахматная дорожка тянется наискосок и состоит из полей одного цвета? (диагональ ) . Сколько полей у самой длинной диагональной дорожки ? (8) . Сколько полей у самой короткой диагональной дорожки ? (2) .

5. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

До новых встреч!

Публикации по теме:

Игры на знакомство (для детей 5–8 лет) «Снежный ком» Цель игры: познакомится друг с другом. Правила: ведущий говорит свое имя, а следующий, стоящий возле ведущего говорит имя.

(Создание совместно с детьми мультфиольмов про нотки и музыкальные инструменты). Обучая детей музыке, музыкальному искусству в целом, мы.

1. Игра «Разрезные картинки» Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с.

Цель игры: Выработать у ребенка навык быстрого подбора записанного числа к соответствующей группе предметов. Помочь ребенку «построить».

НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Знакомство детей со скульптурой малых форм» Образовательные области. Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественное – эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие.

История появления шахмат теряется в глубине веков. Честь изобретения интеллектуальной игры готовы приписать себе сразу несколько азиатских стран. По самому распространённому мнению, наиболее похожая на современные шахматы игра появилась в Индии в середине первого тысячелетия нашей эры.

В ту игру – она называлась чатуранга – играли вчетвером, а фигуры каждого из квартета игроков размещались по углам 64-клеточной доски. Постепенно видоизменялось не только название настольного состязания, но и его концепция. Если изначально игра представляла собой имитацию военного сражения, то со временем шахматы превратились в чисто интеллектуальное соревнование. Военная составляющая осталась лишь во внешнем виде фигур да в части их названий.

Перед тем как читать статью дальше, ознакомьтесь вот с этим замечательным видеокурсом КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ от основателей онлайн-школы “Шахматы с Жориком”. Благодаря ему ваш ребенок научится играть в течение 1-2 недель даже если ему нет и 5 лет. Он выполнит норму 2-3 юношеского разряда по шахматам и сможет принять участие в каком-либо шахматном турнире. Данная методика опробована уже на десятках детей и дает хорошие результаты.

В Европу шахматы попали кружным путём через Ближний Восток и Северную Африку. Завоевавшие Испанию арабы привезли их на Пиренейский полуостров в конце 1-го тысячелетия н. э. Ещё примерно через 500 лет в Европе были сформированы первые устойчивые правила шахмат, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней.

Доска

На шахматной доске располагаются 64 поля – 32 чёрных и 32 белых. Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Это позволяет свести запись даже относительно длинной шахматной партии к небольшому набору кодов, состоящих из букв и цифр.

При анализе партий и в их текстовых, кроме вертикалей и горизонталей, также применяются следующие термины:

– диагональ (косой ряд одноцветных клеток, примыкающих друг к другу углами);

– ферзевый фланг (четыре вертикали от центра доски влево);

– королевский фланг (четыре вертикали от центра доски вправо);

– центр (клетки d4, d5, e4, e5).

Начальное расположение фигур

16 фигур, которыми располагают соперники, располагаются на крайних горизонталях – 1-2 у играющего белыми, и 7-8 у партнёра, играющего чёрными фигурами. Восемь пешек, стоящих на второй горизонтали у белых и на седьмой у чёрных, как бы прикрывают строй основных фигур. За ними фигуры располагаются в такой последовательности (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь и ладья у белых. У чёрных фигур ферзь и король как бы меняются местами, но стоят всё равно на вертикалях d и e соответственно.


Выполнение ходов

Ходы выполняются поочерёдно, причём право первого хода всегда принадлежит белым. Ход не должен заканчиваться на поле, занятом своей фигурой или пешкой. Все шахматные фигуры имеют свой диапазон ходов, от узкого у короля и пешек, до широкого у ферзя, слона или ладьи.

Фигуры


Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Рокировка

Уже упоминавшаяся рокировка является уникальным ходом. При нём перемещаются сразу две фигуры – ладья и король. При выполнении рокировки между ними не должно быть других фигур, а сами ладья и король должны находиться на начальных позициях. Рокировки бывают длинные и короткие. В обеих король перемещается на две клетки влево или вправо. Ладья же в длинной рокировке прыгает через голову короля на три клетки из угла по горизонтали, а в короткой на две. Формально же любая рокировка является ходом короля. Король не может с помощью рокировки уходить от шаха, также совершать рокировку через поле, находящееся под шахом. Рокировка наиболее полезна для создания оборонительной позиции в начале партии.

Взятие фигуры

В просторечии вместо официального термина “взятие” фигура объявляется убитой. Это происходит, когда фигура находится на траектории движения фигуры соперника и ничем не защищена. В этом случае она снимается с доски, а “убившая” её фигура занимает её место. Исключение составляют конь и пешка. Конь может взять чужую фигуру только в конечной точке своего хода. Пешка же берёт фигуру оппонента по диагонали, хотя её собственное движение строго прямолинейно. А ещё пешка может взять чужую пешку на проходе, если та будет совершать ход на две клетки через поле, находящееся под ударом. Взятие в шахматах не обязательно. И если соперник не обращается внимания на опасность для своей фигуры, стоит задуматься – не жертвует ли он ей ради далеко идущих планов.

Особые ситуации

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, его владелец должен следующим ходом уйти из-под шаха. Собственные фигуры можно передвигать только для того, чтобы прикрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает в том случае, если король не находится под шахом, а играющий им шахматист не может сделать по правилам ни одного хода (собственноручно короля под шах ставить, понятно, нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее очевидный результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую невозможно отразить. Владелец такого короля проигрывает партию.

Возможные исходы

Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью. Шахматист может поставить сопернику мат. Также оппонент может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого материального перевеса соперника. На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно. На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Простейшие комбинации

Существует несколько простых комбинаций, с помощью которых можно добиться материального перевеса за счёт пары остроумных ходов.

Вилка

Ход, после которого конь атакует сразу две фигуры соперника, к примеру, две ладьи или ладью и ферзя. Одна из тяжёлых фигур неминуемо будет взята. Даже в случае последующего взятия коня размен будет выгодным. На рисунке ниже белые могут вывести из-под удара одну из ладей, передвинув её на одну клетку по горизонтали. После того, как конь возьмёт вторую ладью, он, в свою очередь, также будет взят, но чёрные получат серьёзный материальный перевес.

Жертва

Приём часто применяющийся и разнообразный. Применяется как отвлекающий манёвр, для развития темпа или для того, чтобы впоследствии вернуть потери с выгодой для себя. Отдавая или неравномерно разменивая фигуру (ладью на слона или коня), игрок может улучшить свою позицию, с выгодой вернуть потери через несколько ходов и даже организовать решающую атаку.

При всём разнообразии шахмат, подсчитано, что если оценивать значимость фигур в пешках, то коня или слона можно условно приравнять к трём пешкам. Ладья оценивается вдвое дороже, ну а “ферзь” стоит девяти пешек или сразу трёх лёгких фигур. Из этих соотношений видно, что, к примеру, размер слона и пешки на ладью затевать не стоит. Хотя шахматные позиции слишком многообразны и универсального рецепта разменов нет.

Не стоит слишком увлекаться давлением на противника, даже если есть преимущество в фигурах. Стремительная атака на вашего короля может привести к мату даже при самом большом материальном перевесе.

Ферзь – сильнейшая фигура на доске, но не стоит сразу вводить его в бой в дебюте. Он сразу окажется под атакой лёгких фигур соперника, а вы будете вынуждены реагировать с развитием собственных фигур. Ферзь должен выходить на уже подготовленные для атаки позиции. В начале партии нужно стремиться выводить на простор слонов и коней.

И главное для начинающего шахматиста – внимание и концентрация. И великие чемпионы проигрывали партии из-за одного неудачного хода или недооценки хода противника. Нужно стремиться постоянно анализировать не только свои будущие ходы, но и ходы оппонента, ведь он тоже задумывает какие-то атаки или комбинации. Их недооценка, как и собственная невнимательность, может привести к проигрышу партии.


Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Москва, из-во Поматур, 2000

Глава 1. ШАХМАТНАЯ БЕСЕДКА

Если очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то желание непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в такую же волшебную историю, как и Юра...

Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру позвонили. Юра открыл дверь и увидел девочку в клетчатом платьице.

– Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за тобой из Шахматной страны.

Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя сидениями, шестью педалями и маленькими колесами. Клеточка села за руль. Юра примостился сзади.

Путешествие началось. Велосипед мчался с невероятной скоростью. Мимо мелькали города, леса, реки. С гулко бьющимся сердцем Юра ждал чего-то особенного и удивительного.

Вдруг Клеточка резко затормозила, и велосипед остановился перед красивой беседкой, похожей на башенку.

– Это Шахматная беседка. Здесь мы проведем первое занятие, – проговорила Клеточка.

Юра вслед за девочкой вошел в беседку и в восхищении замер. На массивном столе, излучая мягкий розовый свет, лежала большая квадратная доска со множеством темных н светлых клеток.

– Это ШАХМАТНАЯ ДОСКА. На ней ведется шахматное сражение, – начала занятие Клеточка. – Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

– Белые поля. Черные поля, – повторил Юра.

Вдруг клетки-квадратики затрепетали, спрыгнули с шахматной доски, стали водить хоровод вокруг девочки и озорно подмигивать Юре.

– Это мои сестренки, – улыбнулась Клеточка. – В Шахматной беседке поля волшебные.

Клетки-квадратики дружно вспорхнули и вернулись на шахматную доску. Юра растерялся. Он не мог понять – было ли все это на самом деле или ему показалось. Он направился к столу, чтобы потрогать клетки-квадратики, но обо что-то споткнулся и чуть не упал. У ног мальчика лежала толстая-претолстая тетрадь. Юра поднял ее и на обложке прочитал: "Загадки из тетрадки".

– Это тетрадка моего друга Загадая, – удивилась Клеточка. – Хорошо, что ты нашел ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будешь понемногу решать их и научишься играть в шахматы. Начнем?

– Начнем, – кивнул Юра.

ПОМОГИ ЮРЕ РЕШИТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?

3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

4. На каких полях ничего не растет?

5. Из каких досок не строят теремок?

6. В каких клетках не держат зверей?

7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?

8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Найдите на доске...

9. О какой игре Лена Сухина (9 лет) написала стихотворение:

Игра

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

Глава 2. ЛИНИИ

Клеточка начала второе занятие:

– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... Как нам правильно сесть за шахматную доску?

ПОМОГИ ЮРЕ

Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны стола сел сам.

– Белое поле справа, – сказал Юра.

Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на синей – буква Г, на зеленой – буква Д.

– Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только А и Б.

– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, – Клеточка нажала кнопку с буквой Г.

В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на белую клетку и проворно побежал по горизонтали до противоположного края доски. Там он развернулся, так же резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.

– А он живой? – спросил Юра.

– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.

Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик. Большие уши и толстый нос делали его похожим на слоненка.

– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и вырвал у него тетрадь.

– Ты Загадай? – удивился Юра.

– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку. Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.

– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть? Ничего у тебя не выйдет!

Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал, Клеточка заплакала.

Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности глянул на шахматную доску. Откуда же она упала? (Примечание: она находилась в нижнем левом углу).

Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:

– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с буквой В.

– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.

Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и она наползла на белую.

Юра водворил дальнюю черную клетку на место.

– Спасибо, – поблагодарила девочка. – А сейчас "Загадки из тетрадки".

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?

2. Как правильно сесть за шахматную доску?

3. Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в горизонтали?

4. Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске горизонталей?

5. Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в вертикали?

6. Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске вертикалей?

7. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?

8. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?

9. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?

10. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?

11. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?

12. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?

Глава 3. ДИАГОНАЛЬ

В беседку вошел мальчик со вздернутым носиком и большими удивленными глазами. Под мышкой он держал длинную тонкую палку.

– Юра, это Загадай, – обрадовалась Клеточка. – Загадай будет путешествовать с нами. Он знает много шахматных историй.

– Что это за палка у тебя? – спросил Юра.

– Не палка, а указка, – обиделся Загадай. – Она нам пригодится.

– Пригодится, – подтвердила Клеточка и продолжила занятие. – Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.

Загадай взмахнул указкой и показал самые короткие диагонали.

– Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей. Горизонталик покажет нам большую белую диагональ.

Клеточка нажала кнопку Д. Полюбившийся Юре Горизонталик поспешил в противоположный угол доски и быстро вернулся обратно.

– Как интересно в Шахматной стране! И сестрички у тебя хорошие, – сказал Юра девочке.

Клетки-квадратики соскочили с шахматной доски и затанцевали вокруг Юры. Да так весело и задорно, что Юра не удержался и поймал восемь черных клеток. Когда остальные клетки вернулись на доску, одна из черных диагоналей стала белой.

– Сейчас большая черная диагональ снова будет черной, – сказал Юра и отпустил пойманные клетки.

– Вот ты и познакомился со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь Загадай покажет ЦЕНТР, – проговорила Клеточка. – Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.

– Теперь, Юра, порешай мои задачки, – сказал Загадай, раскрывая тетрадь.

ПОМОГИ ЮРЕ

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Покажи какую-нибудь диагональ, большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

2. Покажи большую черную диагональ. Сколько в ней полей?

3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?

4. Покажи одну из самых коротких диагоналей. Сколько в ней полей?

5. Покажи диагональ из трех, четырех, пяти, шести, семи полей. Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?

6. Покажи центр. Сколько в нем полей?

7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?

8. Сколько белых полей в центре? А черных?

9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок получил первое представление о шахматной доске. Дайте ему карандаш, бумагу, линейку, мел, клей, ножницы, кубики, "солдатика". Для закрепления пройденного материала предложите дошкольнику:

– раскрасить часть шахматного листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);

– вырезать из тетради в клеточку квадраты 2х2, 3х3, 4х4 клетки и правильно раскрасить их;

– выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Пусть "солдатик" пробежит по центру и дорожкам. Хорошо, если доме есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Несложно сделать кубики и из цветной бумаги. Попросите ребенка правильно (с учетом цвета) выложить центр, отдельно горизонталь и вертикаль. Пусть попытается определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если дошкольник это сходство не найдет, разверните горизонталь и наложите ее на вертикаль. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали;

– вырезать из тетради в клеточку центр, горизонталь, вертикаль, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему;

– нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Пусть вырежет нарисованные горизонталь и вертикаль и разрежет их на клетки. Из этих клеток снова сложит горизонталь, вертикаль, затем большую белую и большую черную диагонали (их можно аккуратно склеить уголок к уголку);

– начертить мелом на асфальте центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали. Пробежать по ним и поиграть на них в классики;

– вспомнить, где кроме шахматной доски он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (в книгах, на полу, такси, одежде и т.п.).

Если малыш выполнит большую часть этих заданий, можно переходить к чтению следующей главы. Если нет, стоит еще раз прочитать ему первые главы.

СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА

Читал Оле (возраст 4 года 7 мес.) свою сказку о дракончике Пожирателе Полей. Через день спросил: "Помнишь сказку?" – "Не помню". – "Ну, хоть что-нибудь?" – "К помню! (думает небось: "Вот пристал"). Как же Олю перехитрить-расшевелить? Придумал: "Ну, кто там был, медведь?" – "Нет, дракон... Он клетки глотал... А они прижались, и он не мог их проглотить".

Во время прогулки с Олей (4 года 11 мес.) я спросил: "Что больше: шахматная доска или шахматное поле?" – "Шахматное поле". – "Ну, Оля!" – "Шахматная доска". – "Конечно. А какие поля больше: белые или черные?" – "Они одинаковые". – "Так. А какая форма у шахматной доски?" Молчание. Задаю наводящий вопрос: "Круглая?" – "Квадратная". – "Верно, а у шахматного поля?" – "Тоже квадратная. – "Так. На каких полях ничего не растет?" – "На белых". – "И только?" – "На черных". Обобщаю: "На шахматных... Из каких досок не строят теремок?" – "Из шахматных". – "В каких клетках не держат зверей?" – "В шахматных". – "Что делают противники?" – "Дерутся". "???" "В шахматы играют".

Прошу Олю (4 года 11,5 мес.) раскрасить в тетради фрагмент шахматной доски черной шариковой ручкой. Сначала Оля проводит две кривые палочки / /, потом между ними закрашивает. Раскрасив шесть кривых "квадратиков", седьмой Оля рисует по иному, выделяя квадрат толстыми линиями, и затем закрашивает внутри. Получается отлично. Так бы рисовать и дальше, но Оля импровизирует и следующую клетку закрашивает иначе. Получается некрасиво, и новую клетку Оля рисует, как прежде. За 20 минут Оля раскрашивает квадрат "6 на 6 клеток".

Лена (5 лет 6 мес.) спрашивает: "А соперники – у которых сопли? А противники – противные?" Смеюсь, объясняю, что партнеры, противники играют в шахматы. Через неделю спрашиваю: "Помнишь, кто такие партнеры?" – "Ну, портнихи, партнеры – которые шьют"... А потом Лена говорит: "Я придумала шахматную загадку: почему доска квадратная?.. Потому, что у нее клетки равные, по восемь". – "Как, по восемь?" – "На каждом краешке по восемь".

ОТВЕТЫ НА "ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ"

ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 1

1. Они равны. 2. Квадратная. 3. Шахматное поле. 4. На шахматных. 5. Из шахматных. 6. В шахматных. 7. Да. 8. Доска. Поля. 9. О шахматах.

ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 2

1. Играют в шахматы. 2. Правое угловое поле должно быть белым. 3–6. Восемь. 7. Они равны. 8–9. Нет. 10–11. Четыре. 12. И белых и черных полей одинаковое количество.

ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 3

1–2. Восемь. 3. Они равной длины. 4. Два. 5. Да. 6. Четыре. 7. Квадратную. 8. Два. 9. Нет.

01.01.1970

УРОК В ШКОЛЕ

Учитель шахмат в начальной школе должен стремиться к достижению двух основных целей: ввести детей в увлекательный мир шахмат и научить их играть. Ни в коем случае нельзя проводить отбор «перспективных», уделять внимание более сообразительным ученикам в ущерб остальным. Это неминуемо приведет к потере интереса со стороны большинства детей, делает класс неуправляемым.

К концу курса все дети должны уметь сыграть партию от начала до конца в соответствии с правилами, и наша практика показала, что это достижимо при усвоении ими сле-дующих знаний:


Основы истории шахмат.
Шахматная доска и фигуры. Центр, фланги, вертикали, горизонтали и диагонали.
Начальное расположение фигур и порядок игры. Цель игры в шахматы.
Шах, мат и пат.
Шахматная нотация.
Правила игры королем, ферзем, ладьей, слоном, конем и пешками.
Рокировка.
Нападение и защита. Размен. Относительная «стоимость» фигур.
Постановка мата королю ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем.
Тактические приемы: двойной удар и связка.
Стадии шахматной партии. Принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Для изложения этих тем достаточно 15 занятий в течение учебной четверти при двух уроках в неделю.


До недавнего времени начальному обучению в учебно-методической литературе по шахматам внимания практически не уделялось. Большинство авторов шахматных учебников ограничивалось изложением правил игры, способов постановки простых матов и сообщением основных принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Этого считалось достаточно для того, чтобы научиться играть в шахматы, то есть более или менее осмысленно передвигать фигуры в соответствии с правилами. Подобным же образом работали и тренеры. Такой подход оправдывал себя, прежде всего, потому, что не ставилась задача научить играть в шахматы всех детей без исключения. Практически полное отсутствие методики начального обучения не отражалось на эффективности работы тренеров - более способные учащиеся усваивали основы шахмат, менее способные отсеивались.
С началом массового обучения шахматам, с введением «шахматных всеобучей» ситуация изменилась принципиально. Очень быстро выяснилось, что многие дети при такой методике «необучаемы». Попытки решить проблему, распределив изложение правил игры на несколько уроков, например, излагая правила игры каждой из фигур на отдельных уроках, успеха не принесли, так как исчезал элемент игры, обучение игре в шахматы подменялось обучением правилам действий отдельными фигурами. И задолго до того, как дети, усвоив правила игры каждой фигурой и «сложные» правила, получали возможность сыграть первую партию, многие из них теряли к шахматам всякий интерес.

Предлагаемый курс обучения разработан автором в 1984 году. Применение его учителями начальных классов, преподавателями и студентами кафедры шахмат ГЦОЛИФКа в школах Первомайского района Москвы позволило внести существенные изменения, устранить многие недостатки. Курс уроков содержит следующие принципиальные положения:
- формирование интереса к шахматам возможно только при условии предоставления детям возможности играть с самых первых уроков;
- закрепление нового материала, как правило, должно проходить в игровой форме;
- должен быть обеспечен постепенный переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- учащиеся должны на каждом уроке узнавать что-то новое, приобретать новые умения.

Шахматная нотация изучается на первом уроке. Это совершенно необходимо для работы с большой (25 - 30 учащихся) аудиторией. Наиболее легко дети усваивают правила игры королем и ладьей, поэтому именно на этом материале удобнее всего начать формирование игровых навыков, предоставив детям возможность играть в шахматы уже на третьем уроке.
Правило «взятие на проходе» усваивается детьми с большим трудом, да и редко возникает возможность использования его в игре. Поэтому изложение его в курсе начального обучения нецелесообразно.

Уроки в основном построены по наиболее распространенной в практике начальной школы схеме:
- проверка домашнего задания и обсуждение результатов его выполнения;
- повторение материала предыдущего урока;
- изложение нового материала;
- закрепление нового материала;
- выдача домашнего задания.
Домашние задания безусловно необходимы и играют важную роль, но записывают дети в этом возрасте, как правило, очень медленно, к тому же допускают много ошибок. Мы предлагаем выдавать домашние задания на карточках, размножив их на ксероксе.
Если вы проводите уроки шахмат в двух и более классах, то целесообразно начинать курс не одновременно во всех классах, а со сдвижкой в 1 - 2 недели. Это позволит вам, во-первых, учесть полученный опыт в последующей работе, во-вторых, многократно использовать комплекты карточек с домашними заданиями.

Проведение уроков в сухой, академической манере не способствует обучению. Необходимо использовать «живой» материал (сказки, загадки, басни, стихи, считалки, скороговорки, рисунки, слайды и др.). Все это учитель без большого труда может найти во многих кни¬гах и журналах.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Вводная беседа. История возникновения шахмат. Доска и фигуры, начальное расположение фигур и основные правила игры. Вертикали и горизонтали. Шахматная нотация.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
1.1. Вводная беседа. Легенда о возникновении шахмат.
1.2. Доска и фигуры. Начальное расположение фигур.


В шахматы играют на доске, имеющей 64 клетки (обычно их называют полями). Поля двух цветов — белые и черные. Доска перед началом игры располагается так, чтобы справа от игрока было белое угловое поле.
На демонстрационной доске вы видите готовые к «бою», расставленные в начальном положении фигуры. Всего их 32 - по 16 в каждой армии. У каждой из сторон по восемь пешек, по восемь фигур: по королю, по ферзю, по две ладьи, по два слона и по два коня.
Расставьте фигуры на своих досках так, как они стоят на демонстрационной доске: ладьи по краям, рядом с ними кони, затем слоны. На оставшиеся поля ставятся короли и ферзи, причем белый ферзь ставится на белое поле, черный - на черное; рядом с ферзями ставятся короли. Шахматисты говорят так: «ферзь любит свой цвет». Перед фигурами ставятся пешки.


1.3. Основные правила игры.
1. Партию всегда начинают белые.
2. Ходы делаются по очереди, делать два хода подряд или пропускать очередь хода нельзя.
3. Взялся за свою фигуру - обязан ею пойти, взялся за фигуру противника - обязан ее взять.


1.4. Вертикали и горизонтали.
Ряды полей, расположенные слева направо, называются горизонталями , ряды полей, расположенные снизу вверх, называются вертикалями . На шахматной доске восемь горизонталей и восемь вертикалей. Вертикали и горизонтали часто называют просто линиями . Знать, что такое линия, горизонтали и вертикали, нужно потому, что именно по линиям «ходят» ладьи и ферзи. С ними мы будем знакомиться на следующих уроках.


Крестиками обозначена одна из горизонталей, кружочками - одна из вертикалей.- На одном из полей горизонталь и вертикаль пересекаются. Это их свойство используется шахматистами для называния и записи ходов фигурами и пешками.

1.5. Шахматная нотация.

Для того чтобы сообщить, какой фигурой и какой ход вы хотите сделать, совсем не обязательно передвигать фигуры на доске. Ходы можно просто называть. Для этого шахматисты придумали свою азбуку (шахматную нотацию). В шахматной азбуке всего восемь цифр и восемь букв. Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8, то есть существуют 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, б-я, 7-я и 8-я горизонтали. Для обозначения вертикалей используются первые восемь букв латинского алфавита, которые пишутся так: а, Ь, с, d, е, f, g, h, а читаются так: а, бэ, це, дэ, е, эф, же, аш.
Зная эти буквы и цифры, можно легко назвать любое из 64 полей шахматной доски. Для этого надо определить, на пересечении каких вертикали и горизонтали оно находится. Затем это поле называется: сначала буква, затем цифра. Например, на пересечении вертикали «с» и 7-й горизонтали находится поле «с7».
Не труднее и назвать ход какой-либо фигурой на какое-либо поле. Эта фигура называется перед названием поля, например, если мы ставим короля на «е5», то говорим: «Король е5», если ставим коня на «h7», то говорим: «Конь h7».

Что такое шах, мат и пат, как хо¬дят и берут друг друга фигуры, мы начнем узнавать на следующем уроке.

1.6. Домашнее задание 1.
Написать на каждом из нолей их названия так, как это уже сделано на поле «е4».


Методические указания и рекомендации.
Первый урок имеет особое значение уже потому, что он первый. Нужно суметь заинтересовать учащихся, создать предпосылки для того, чтобы они с интересом, с желанием занимались шахматами. Поэтому целесообразно, кратко коснувшись значения шахмат и их распространенности, рассказать детям одну из легенд о возникновении шахмат.
1.2. С первоначальной расстановкой фигур мы знакомим учащихся только для того, чтобы дать им общее представление о составе «шахматного войска». Задача запоминания названий фигур и их расположения не ставится. Тем не менее, правило «ферзь любит свой цвет» желательно повторить несколько раз.
1.3. Правила игры полезно повторить с учащимися несколько раз, так как практика показывает, что некоторые из них пытаются или делать несколько ходов подряд, или не делать ход вообще, берутся за одну фигуру, а затем пытаются сделать ход другой и т. п.
1.4. При обучении шахматной нотации латинские буквы и их произношение надо записать на классной доске так, как это сделано в разделе "1.5 Содержания урока". Буквы полезно повторить несколько раз хором всем классом в различном порядке - слева направо и справа налево. Советуем обратить внимание на буквы «f», «g», «h», поскольку они не имеют аналогов в русском алфавите, а также «b» и «d», которые дети часто путают друг с другом из-за внешнего сходства.
При тренировках в назывании ходов фигурами лучше не просто ставить фигуры (короля, ладью и ферзя) на то или иное поле, а передвигать их согласно правилам, предлагая учащимся называть ходы, которые вы делаете на демонстрационной доске.

Андрей Авраменков, преподаватель кафедры шахмат ГЦОЛИФКа, 1984 г. (шахматная газета)



Рекомендуем почитать

Наверх