Куда ставить свечу о упокоении. Свечи за здравие в церкви: как и где ставить

Вредители в доме 17.01.2022
Вредители в доме

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Большая часть людей, приходя в храм, считают своей обязанностью поставить свечи. Некоторые подходят к вопросу фундаментально и приобретают самые массивные экземпляры, надеясь, что таким образом быстрее получат ответы на свои вопросы и заработают много преференций. Но суть зажжения свечей состоит не в исполнении человеческих желаний, почти всегда продиктованных земными страстями, а в смиренном стремлении человеческой души присоединиться к Божественному свету. Но все же необходимо знать элементарные правила того, где в церкви ставить свечи за здравие, чтобы не омрачать посещение храма ни себе, ни остальным прихожанам.

Что такое церковная свеча?

Горение церковной свечи, как и сама свеча, имеет множество смыслов, и все они относятся к духовной составляющей связи Бога и человека. Прежде всего, это символизирует молитвенное горение верующего перед Господом, во вторую очередь является добровольной и посильной жертвой Богу и его церкви, а еще означает причастность человека к невидимому божественному свету.

Зажжение свечей, лампад, светильников в христианских храмах исторически восходит к временам, когда верующим приходилось проводить службу в пещерах. Но уже и тогда свет свечи не только помогал осветить молитвенное место службы, но являлся символом Христа. Прихожанин в церкви должен ставить свечу с горячей молитвой и любовью, при отсутствии религиозного чувства ритуал принимает языческий окрас.

Как ставить свечи?

Основным правилом является искренняя вера, любовь к Богу и тому человеку о ком будет произнесена молитва. Количество свечей не имеет значения, весь смысл ритуала состоит в чистоте помыслов и горячем желании здравия ближнему. Правила поведения в церкви предписывают зажигать свечи до начала церковного богослужения, чтобы потом своим хождением и действиями не мешать прихожанам молиться, а церковнослужителям отправлять службу.

Поставить свечу можно и по окончанию богослужения. Существуют определенные правила поведения в церкви при зажжении свечей прихожанином:

  • Возле подсвечника делают два поясных поклона с одновременным накладыванием на себя крестного знамения.
  • Далее зажигают свечу, сделать это можно от любой свечи стоящей на подсвечнике. Не зажигают свечу от центральной лампады, чтобы случайно ее не загасить капающим воском.
  • Необходимо еще раз перекреститься и установить свечу в свободное гнездо.
  • После установления кладется поясной поклон с одновременным крестным знамением.
  • Далее читается молитва.
  • Если в подсвечнике нет свободных мест, то не нужно самовольно тушить и извлекать другие свечи. Свечу кладут рядом с подсвечником или дожидаются, когда работники церкви найдут возможность освободить гнезда общего подсвечника.
  • Стоять с зажженной свечой в церкви можно только на панихидах или при отпущении грехов в присутствии священника.

Повод и место

Свечи в церкви ставят во здравие и за упокой. Заздравные свечи зажигают по разным поводам - с молитвой о здоровье и долгих летах жизни, в благодарность за свершившееся событие, с молитвой о помощи или защите в каком-либо начинании и еще по очень многим поводам используются свечи за здравие.

Куда ставить и как определить место для символа здравия? Священники говорят, что нет особенных требований, возле каких икон устанавливать свечу. Если человек не знает, куда ее поставить, то самым верным решением станет центральный подсвечник, где чаще всего есть место и возможность обращения к иконам главного иконостаса.

Но в каждой церкви есть особо почитаемая икона, возле которой часто молятся прихожане и отправляется служба. Эти иконы считаются наиболее сильными символами, и большинство предпочитает оставлять там свою свечу. При этом обязательно следует прочитать каноническую молитву, посвященную этой иконе и изображенному на ней святому, но если молитва неизвестна прихожанину, то ему поможет искренняя вера и слова польются из самого сердца, что более ценно.

Впервые пришедший в церковь человек плохо ориентируется не только в символах, но в определенных действиях, особенно когда стремится поставить свечи за здравие. Куда ставить, чтобы по ошибке не установить огонь за упокой. Подсвечник с заупокойными свечами стоит на отдельном столе и расположен перед Святым Распятием. Он отличается формой, заздравные подсвечники в церкви, почти всегда, имеют в основе круг, а заупокойный - квадрат или прямоугольник без основной свечи или лампады.

Фундаментальный подход

Если душевное состояние требует вовлечения в духовную жизнь и требуется выразить свое почтение, то необходимо знать, где в церкви ставить свечи за здравие:

  • Полезно для души поставить свечу в подсвечник центрального аналоя и при этом класть поклоны, молиться и осенять себя крестным знамением. Действия должны быть спокойными, вдумчивыми, с осознанием и спокойствием в душе.
  • Если в церкви есть мощи святого, то необходимо поставить свечу в честь его памяти.
  • Почитаемая в храме икона тоже является тем символом, где свеча станет уместной и душеполезной вместе с искренней молитвой тому святому или святой, кто изображен на иконе.
  • Молитву о здравии (своем или близкого человека) совершают возле любой иконы, вместе с тем оставляя свечу на любом подсвечнике храма. Если известно имя небесного покровителя, в честь которого крестили прихожанина, то лучшим выбором будет обратиться к иконе с изображением святого и прочесть молитву о защите и здравии.

Частые вопросы

У неофита в храме возникает множество вопросов, первый из них - где в церкви ставить свечи за здравие. С течением времени просыпается внутреннее понимание смысловой и духовной нагрузки своего пребывания в рамках религиозного пространства и вопросов становиться еще больше.

Основные вопросы:

  • Какие свечи ставят за здравие? Церковные свечи не разделяются на виды по предназначению. Они одинаковы для всех нужд. Различия могут быть в форме (прямые, конусовидные), размере или материалах изготовления (восковые, парафиновые, смешанные). К удовольствию прихожан в церковных лавках или у частных производителей можно купить свечи с украшениями резьбой, символами, различной цветовой гаммы, к каноническим правилам это не имеет никакого отношения.
  • Где в церкви поставить еще некрещеного ребенка? В этом случае ставят свечу на центральный подсвечник, но желательно как можно скорее окрестить новорожденного. Для совершения обряда священника приглашают домой, если невозможно принести ребенка в крестильный храм. После совершения таинства можно заказывать сорокоусты, молебны и прочее.
  • Где в церкви поставить свечи за здравие и избавление от пристрастившегося к алкоголю, наркотикам, азартным играм? Молитва осуществляется перед иконами Богородицы «Неупиваемая чаша», святого мученика Вонифатия и праведного Иоанна Кронштадского, там же устанавливается свеча.
  • Можно ли молиться и ставить заздравную свечу о себе? О своем здоровье, душевном и телесном, молятся и ставят свечи перед иконами своего небесного покровителя или на центральном подсвечнике. При этом не забывают вознести за все имеющееся.
  • Где в церкви ставить свечи за здравие и благополучное проведение хирургической операции? Среди православных святых особое место занимает Пантелеимон Целитель, он считается главным помощником в выздоровлении и благополучном исходе всех медицинских вмешательств. Также почитаются и помогают святые Косьма и Дамиан. Больному рекомендуется исповедаться, причаститься и заказать в церкви молебен о благополучном исходе операции. Полезно будет помолиться о хирурге, который будет делать операцию и о том, чтобы его руками управлял Господь.

Огонек веры символизирует каждая свеча, зажженная в храме. Пламя ее становится не просто физическим процессом окисления материалов, составляющих фитиль и воск, - в нем присутствует Благодать. В день Святой Пасхи оно обретает особые свойства и не обжигает, но в другое время его значение также велико.

Зачем нужно это знать

Человек невоцерковленный часто стремится душой к утешению. Но в те моменты жизни, когда он переживает горе, с ним нередко происходит конфуз. Он иногда не знает, как ставить свечи в церкви, и очень этого стесняется. К сожалению, почти в любом храме найдется излишне ревностный поборник правильности исполнения обрядов.

Своими замечаниями он может усугубить чувство неловкости, испытываемой теми, кто приходит сюда нечасто. Разговор о греховности такого поведения особый, ведь именно так проявляется гордыня. Увы, перевоспитывать таких «радетелей», как правило, сложно, но дать совет новым прихожанам о том, как ставить свечи в церкви, можно и нужно.

Совет первый - об одежде

Дабы не провоцировать замечаний, одеться следует подобающим образом. Женщинам - покрыть голову, закрыть руки, юбка должна быть ниже колен. Крайне нежелательно применение косметических средств. Требования для мужчин менее строги, однако все же экстравагантности следует избегать.

Совет второй - как правильно войти в храм

Приходить в храм, коль скоро такое решение принято, лучше не тогда, когда это удобно, а до начала службы. Зайдя в него, следует трижды перекреститься, затем купить свечи. Сейчас самое время их поставить.

Совет третий - за здравие или за упокой?

У А. П. Чехова есть смешной рассказ о старушке, которая все время путала, за кого как молиться. Чтобы такого не случалось, лучше заранее продумать, сколько понадобится свечек. Можно обойтись и двумя: одну - за живых, другую - за усопших. Определить, куда ставить свечи в церкви по каждому из этих поводов, несложно. Основных форм у подсвечников две - круглые и прямоугольные. В первые ставят свечи за здравие, во вторые - за упокой.

Совет четвертый - как ставить свечи в церкви

Особых правил, строго расписывающих, то, как ставить свечу в церкви, не существует. Это делать можно или правой, или левой рекой. Главное - не торопиться. Нужно вкладывать в это действие веру, надежду и любовь. Если подсвечник наполнен песком, то все очень просто. Если же он металлический, то низ свечи следует прогреть внизу, предварительно воспламенив ее от лампады или других, уже горящих, фитилей. Проделывать это можно не только перед службой, но и во время нее. Нужно только не мешать молиться другим прихожанам.

Совет пятый - на случай, если свечу некуда поставить

Бывает так, особенно в престольные праздники, что все подсвечники заняты. Как ставить свечи в церкви в этом случае? Ни в коем случае не нужно беспокоиться по этому поводу, а тем более сердиться. Свечу надлежит просто положить на край подсвечника или поблизости от него. Ее обязательно поставят другие верующие или служки, как только место освободится. Останется только порадоваться, что в храме так много прихожан, а их вера столь крепка.

Совет шестой - делать как все

Рекомендация эта касается не только того, как ставить свечи в церкви, но и вообще всего поведения в храме. Большинство прихожан, в том числе упомянутые выше радетели за чистоту веры, не имеют теологического образования, и знают в лучшем случае лишь основные положения службы. Поэтому в том случае, если замечание все же последовало, обижаться на него не нужно. Лучше всего поблагодарить столь просвещённого человека и выразить радость по поводу полученных знаний. Именно такая реакция характеризует тех, кто вник в самую сущность Православия.

Свеча имеет несколько духовных значений: это добровольная жертва Богу и храму Его, свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету и пламень любви его к тому, у чьего лика верующий ставит свечу.

Горящая свеча - это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. Это - знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию.

Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

О церковных свечах

Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, так объясняет символическое значение свечи: чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи - символизирует обожение человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви.


Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадила (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающиеся в центральную часть храма, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак — таков смысл висящих паникадил.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах,— и освещение бывает самое малое, где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные — как, например, в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, в церковные праздники: при прославлении святых угодников Божиих, при чтении Св. Евангелия, а особенно в пасху— Церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются паникадила. В величайший из христианских праздников — в Светлое Христово Воскресение — не только освещается весь храм, но и все православные стоят с зажженными свечами.
К слову, с зажженными свечами принято стоять и на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Как поставить свечи и помолиться "О здравии"

Молясь о себе или о здравии и благополучии своих близких, после возжигания свечи мы обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых мы поставим свечи.
Например, «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Или: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о мне и о рабах Божиих (имярек)»

«Моли Бога о мне святый (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Ангелу-хранителю: Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.»

В храме свечи о здравии принято ставить в любые подсвечники (как правило они такие как на снимке, но на высокой ножке, кроме тех, которые стоят на канунном столе и предназначены для свечей, которые ставятся о упокоении (смотрите материал ниже). Но есть храмы, в которых нет канунных столов и свечи о здравии и о упокоении ставятся в любой подсвечник, ведь главное - молитва:

«Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников и благодетелей и всех православных христиан.»

Свеча о здравии будет зажжена в храме Рождества Христова в Вифлееме возле Престола, находящийся прямо над местом Рождества Христова (Вифлеемская Звезда)

Как поставить свечи и помолиться

"О упокоении"

В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники. Для поминовения усопших в храмах установливаются канунные столы - обычно находящийся в левой стороне церкви, перед изображением Креста Господня, - куда ставятся свечи с молитвой о упокоении почивших («за упокой»).. Такой стол легко узнать по прямоугольному подсвечнику на котором установлено Распятие (на снимке). Если вы принесли что-либо из снеди, чтобы служители церкви вместе с вами помянули молитвой ваших родных и близких, положите её в корзинки, которые стоят здесь же, на столе, а потом подойдите к подсвечнику.

Сколько будете ставить свечей, определитесь заранее. Здесь трудно что-либо посоветовать. Можно поставить одну свечу за всех, кого поминаете, а можно за каждого отдельно.

Подойдя к подсвечнику, следует два раза перекреститься и поклониться святыне(обычно поясным поклоном) , затем зажечь свечу от других свечей, оплавьте низ и поставьте в гнездо подсвечника. Она должна стоять прямо, не падая. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ ещё раз и снова поставьте в гнездо
Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Чтобы отрешиться от земного, посмотрите некоторое время на трепетный огонёк, успокойтесь, забудьте о мирском и прочтите молитву мысленно или шёпотом. Если не помните наизусть, - по листочку.

«Упокой, Господи, души раб Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»

Прочтя молитву, побудьте рядом с теми, о ком молились. Вспомните их лица, речь... Не стесняйтесь слез, если всплакнулось. Прежде чем не спеша отойти, осените себя крестным знамением с поклоном.

Может случиться так: только что зажжённую вами свечу по какой-то необходимости погасил церковный служитель. Не возмущайтесь не только словом, но и духом. Ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Когда идёт Богослужение, и из-за множества народа Вы не можете пройти, то и не нужно проталкиваться к канунному столу. Вы будете мешать молящимся. Передайте свечи и снедь, сказав, чтобы поставили "за упокой".

Бывает, особенно в выходные и праздничные дни, что все гнезда в подсвечниках заняты. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою. В таком случае положите свои свечи в специальную коробочку (ящичек). Свечи, принесённые в жертву, будут обязательно сожжены. За этим следит служитель. Но, положив или передав свечи, не забудьте помолиться. Главное - молитва. Прочитанная от души, она дойдёт ко Господу и будет принята Им должным образом.

В этой молитве мы не упоминаем своё имя, но: "молитесь о других и вам воздастся" - так кратко можно охарактеризовать высказывания и наставления святых отцов Церкви всех времён. Это же относится к недоброжелателям и врагам нашим: "молитесь за обижающих вас и гонящих вас", сказал Иисус Христос

У человека, случайно, по неведению поставившего свечи о здравии на тетрапод (подсвечник для поминальных свечей), нет оснований для безудержного отчаяния. По слову Священного Писания, «у Бога все живы».

Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу - второй вторник после Пасхи.

Если ставятся несколько свечей, то, как правило, в таком порядке:

Прихожане обычно стараются поставить несколько свечей. В первую очередь ставится свеча к праздничной иконе, которая находится на аналое посреди церкви, а уже потом ставятся свечи за здравие или за упокой.

- Празднику (икона напротив Царских Врат),

- мощам святого (если они есть в храме),

- за здравие (своему святому, чьё имя носите, чтимым иконам Божией Матери и чтимым святым),

- за упокой (на канун).

О здравии свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святым, которым Господь даровал благодать исцелять болезни. Также о здравии больных часто молятся и ставят свечи перед иконой великомученика и целителя Пантелеимона.
Можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча - это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской. Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться

Об избавлении от страстей (пьянство, наркомания и тп) можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

Молитва ко Пресвятой Богородице ради Ея иконы "Неупиваемая Чаша"

«О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.»

За умерших свечи ставят на канун у распятия.

Кстати, нельзя ставить свечу об отпущении грехов . Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча - это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. Можно молиться своими словами, лишь бы они были искренними.

Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится.

Пришедшим в храм желательно ставить свечи до начала службы. Если же опоздали, дождитесь момента, когда можно поставить свечу. чтобы не мешать другим верующим и не нарушать благочиния. Если же вы передаете свечу впередистоящим, то укажите к какой иконе ее ставить.

Свечи лучше приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться - это малая жертва именно этому храму.. Считается, что Свеча, приобретенная в храме, для верующего - предмет почитания, она предназначена служить жертвою Богу, а Свечи, купленная вами за стенами храма, пусть даже в благочестивом месте, и затем принесенная в храм - это не жертва (не знаю, почему?).

Ставя свечу, перекреститесь и прочитайте молитву:

Перед образом Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Перед иконой Божией Матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас»

Перед избранным святым: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просите)»

У образа всех святых: «Вси святии, молите Бога о нас»

Перед образом Животворящего Креста Христова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»

И приложиться к иконе, перекрестившись и поклонившись.

Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Сердце чистое — вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,— они будут угодны Ему и святым Его.

Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.»

Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Поэтому мы и имеем такую заповедь:«Возлюби ближнего своего»...

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живешь,— то напрасна и жертва твоя Богу»

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

06.10.2014

Ставя свечку в церкви, человек делает добровольно некую жертву Господу. Этим он выражает свою готовность прислуживать и слушаться Бога. Символ теплоты и любви к Отцу Божьему, Богородице и иным святым. Но не все знают, что чтобы поставить свечу за здравие, нужно придерживаться определенных правил.

Как ставить свечу во здравие в храме?

Стоит понимать, что приходить в церковь, как мужчины, так и женщины должны в скромном одеянии. Мужчины не должны приходить в головных уборах, а также спортивном костюме, к женщинам тоже относиться, но только вот покрывать голову все же нужно. Наносить макияж также не рекомендуется.

Традиции

Чтобы поставить свечку в храме за здравие себя или же своих близких, стоит знать традиции, которых нужно придерживаться. Так во время службы нельзя ходить по церкви или же мешать другим прихожанам своими просьбами о том, чтобы они пропустили вас или же поставили за вас свечу. Так, что лучше всего будет приходить после службы или до нее. Выбирать время стоит тогда, когда не будет литургии.

Ставить свечи стоит в соответствии с такой традицией. Сначала нужно подойти к иконе, которая является самой чтимой в храме или же к Празднику. Она будет расположена напротив входа в алтарь. Вам нужно будет подойти к мощам Святых, если они есть в церкви. Потом подойдите так чтобы перед вами была икона святого , которого имя носите и вы, а только потом подходите к подсвечнику, где ставят свечи за здравие. Ставят за здравие на любой из подсвечников, которые есть в храме, от их расположения значимость не будет зависеть. Только вот стоит не ставить свечи на стол для панихид, он имеет распятие, по форме он прямоугольный.

Свечки во здравие ставят Матери Божьей, Спасителю, Пантелеймону целителю, Святым, исцеляющим недуги, а также помогающие в трудных ситуациях в жизни человека. К примеру, супруги, которые страдают бесплодием, могут поставить свечку Праведным Божьим отцам Анне и Иоакиму, которые известны, как родители Пресвятой Богородицы, а вот женщины, которые вынашивают ребенка – Божьей Матери. Также те, кто имеют недуги или просят об исцелении кого-то, стоит поставить свечку:

Матроне Московской,
Саровскому Серафиму,
иным почитаемым Угодникам Божьим.

Покупать свечи нужно в храме, в лавке. Стоимость будет на свечи различна, только вот этот фактор не будет иметь никакого значения, главное искреннее обращаться к Богу. Подойдите к иконе Святого, перекреститесь и повторите 2 раза Отче наш. Поставьте свечу на свободное место в подсвечнике.


Довольно часто люди приходят в церковь, желая поставить свечу, однако, они не знают, как правильно это делается. Именно поэтому в рамках данной статьи необходимо немного рассказать об этом ритуале. Прежде всего, ...



Многие люди задаются вопросом, — «Как же необходимо вести себя в Храме?», бывает, что спросить об этом не у кого, а спрашивать у всезнающих бабушек не хочется. В первую очередь стоит понять, что Храм это не светское...




Рекомендуем почитать

Наверх