Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников

Вредители 13.08.2021
Вредители

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

От редакции:

Со-бытия XVII в., связанные с по-пыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступле-ниям от веры представителей иерархии. Это стало причиной недоверия церков-ного народа к иерархии. А с другой стороны, после раско-ла полтора века старообряд-цы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви. Сегодня иерей Иоанн Севастьянов , настоятель , размышляет об особенностях священнического служения в современном мире, о проблемах, с которыми сталкиваются священники в своей пастырской деятельности, о взаимоотношениях общин с настоятелями, искушениях и духовных испытаниях, а также уровне образования современных пастырей.

Священники временно без епископов

Одной из важных сто-рон устройства хри-стианской Церкви является иерархический принцип церковного служе-ния. Апостолы, а затем их приемники, являются опорой Господа в созидании церков-ного Тела. Отсюда вытекает основополагающий принцип апостольской преемственно-сти. Отсюда право иерархии представлять голос Церкви. Отсюда следует то присталь-ное внимание, которое Цер-ковь всегда уделяла этому служению. И поэтому во все периоды церковной истории состояние иерархии является показателем уровня жизни всей Церкви.

Старообрядческий период особенно проявил значение иерархического служения в Церкви. С одной стороны, со-бытия XVII в., связанные с по-пыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступле-ниям от веры представителей иерархии. Это стало причиной повального недоверия церков-ного народа к иерархии. А с другой стороны, после раско-ла полтора века старообряд-цы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви.

Следует заметить, что пери-од существования Церкви без епископов не прошел бесслед-но для церковного сознания. На протяжении этого времени вместе с жаждой восстановле-ния нормального церковного устройства происходит есте-ственное привыкание к жизни без иерархии. Церковными лидерами постепенно стано-вятся не епископы и священ-ники, а иноки и авторитетные миряне. Трансформировалась очень важная связь между священнослужителями и возглав-ляемыми ими общинами. В гонительных условиях ни один священник, ни один епископ не мог быть уверен, что он долго будет служить в одной общине. Все служили, как в последний раз . Кроме этого, особенные отношения между беглыми новообрядческими священниками и общинами, а вернее, попечителями общин, которые принимали их «по ве-ликой нужде », способствовали развитию наемничества, осо-бой связи между общиной и ее священником только на основе материального договора. И, на-конец, влияние окружающего новообрядческого духовенства с его казенным представле-нием о назначении священ-нослужителей, о сословности священнического служения, о разделении Церкви на учащую и учимую части.

Этот процесс привел к тому, что положение и значе-ние священнослужителей в Церкви постепенно измени-лось и продолжает меняться. Изменяется само представле-ние о месте священнического служения. И в первую очередь изменяются, размываются представления об ответствен-ности священнослужителей.

Ответственность иерархии перед церковным народом

Вопрос ответственности священнослужителей пред-ставляется одним из самых важных в иерархическом служении. Как и перед кем долж-ны быть ответственны еписко-пы, священники и диаконы? К сожалению, старинные прин-ципы внутренних церковных связей размываются. Священ-нослужители постепенно пере-стают чувствовать свою ответ-ственность за избравшую их конкретную общину. Служе-ние одного священника сразу в нескольких общинах приво-дит к обезличиванию отдель-ных общин в расплывчатую «паству ». Древний принцип постоянного места служения — «у попа одна жена и церква одна » — становится неактуаль-ным, уже и в «мирное» время допускаются переводы служи-телей с места на место. Иерар-хическое служение в Церкви постепенно превращается в привилегию. Все это приводит к ослаблению и даже потере ответственности служителей за конкретный результат, за конкретную общину. Да и сам результат служения измеряется только годами, прошедшими с момента хиротонии.

Подобная тенденция при-вела к встречному снижению запроса церковного народа на качество священнослужения. Общепринято и приемлемо стало сводить роль священнос-лужителей только к соверше-нию церковных таинств. А так как это не требует особых ин-теллектуальных и профессио-нальных навыков, то критерий к выбору служителей также чрезвычайно понижался.

В разные периоды, в раз-ных ситуациях эти проблемы проявляются по-разному. Но в общем тенденция к пониже-нию качества священнослуже-ния в Церкви прослеживается давно. И одной из важных про-блем в этой ситуации является отсутствие четкого представ-ления об обязанностях священнослужителей. Христос оставил своим ученикам запо-веди, напрямую касающиеся организации священнического служения. Когда Господь посылал апостолов, приемника-ми которых являются церков-ные священнослужители, Он дал им очень подробные ин-струкции. И эти инструкции были не общего плана — «слу-жить Богу», а конкретные ре-комендации: куда идти, что с собой брать, что говорить, что делать, как поступать в той или иной ситуации. И эти кон-кретные, ясные рекомендации раньше были критерием для оценки деятельности священ-нослужителей. Но с момента дарования Исусом Христом этих рекомендаций в Церкви постоянно присутствует же-лание эти требования упро-стить и округлить. Некоторые святые отцы, особо радеющие об иерархическом служении в Церкви, как например, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Григорий Богослов, пытались заострить эту проблему церковной жизни, но подавляю-щая тенденция была направ-лена на упрощение служения епископов, пресвитеров и диа-конов. И эта тенденция во все времена мешала жизни и раз-витию Церкви.



Права и обязанности священника

Проблема оценки высоты и истовости священнического служения стала значимой в последнее вре-мя. У нас есть большой спи-сок канонических правил, защищающих права и досто-инство священнослужителей, особенно епископов. Но вот правил, определяющих их обязанности, не очень много. Причем почти все эти пра-вила регулируют особенные, чрезвычайные ситуации. Да и существующие правила подвержены негласной града-ции — важных и неважных. Например, в жизни Церкви случались трагедии, когда священнослужителя на осно-вании правил лишали сана за непристойное поведение. А много ли было случаев, когда священника или епископа, на основании правил, отстраня-ли от служения за то, что он не проповедует? Хотя и то, и другое требуется канониче-скими правилами. Как след-ствие, вполне допустимым и никак не влияющим на оценку деятельности священнослу-жителей, стало умаление вве-ренных общин, уменьшение христиан в храмах.

Как можно сформули-ровать обязанности современного священ-нослужителя? Что конкрет-но должен делать в своем служении каждый епископ, священник или диакон? В чем заключается ежеднев-ное, регулярное, рутинное служение священнослу-жителя? Это же касается и контроля за деятельностью священнослужителей. По каким критериям можно оценивать служение? Что можно признать удовлетво-рительным, а когда следует поднимать тревогу? Это все вопросы, которые требуют своего ответа.

Вот пример, который мож-но взять из светской жизни го-сударства. Екатерина II в свое время ввела очень простой принцип оценки деятельности губернских руководителей. Если население губернии при-растает, значит деятельность местных властей вполне удо-влетворительна. Если количе-ство людей уменьшается, зна-чит, время принимать кадровое решение. Это один из аспектов, который можно было бы, с со-ответствующими оговорками, применять и для оценки свя-щеннического служения.

Дает ли хиротония право на преклонение и почет?

Отсутствие таких четких представлений и требова-ний не только приводят к не-преднамеренной бездеятель-ности и халатности, но и к неоправданному завышению роли служения. Превращение священнослужения в церковную привилегию приводит к неоправданному перекосу внутрицерковных взаимо-отношений. Теперь вместе с хиротонией священнослужи-телям автоматически переда-ется обязательные почет, пре-клонение и церемониальность со стороны мирян. Еще во времена протопопа Аввакума отношение к священнослужи-телям было менее трепетным, более равным.

Последующий «дефицит» служителей зна-чительно трансформировал взаимоотношения священнос-лужителей и мирян. Мнение священнослужителя стало преимущественным только потому, что это мнение свя-щеннослужителя. Эти пере-косы могут привести к таким ситуациям, когда священник может совершать явные нару-шения (например, крестить не трехпогружательно), но при этом община будет соглашать-ся с этим, потому что «настоя-тель так изволит ».

Еще одна проблема в организации иерар-хического служения в Церкви заключается в от-сутствии образовательного ценза для священнослужи-телей. Следует заметить, что этот вопрос был актуален во все времена существования Церкви. На протяжении двух тысячелетий так и не был дан однозначный ответ: нуж-но ли священнослужителям образование, и если нужно, то какое? Многие святые отцы по-разному отвечали на этот вопрос. И несмотря ни на чьи рекомендации, эта сторона священнического служения оставлялась сугу-бо на личное произволение служителей. Практически никто и никогда не требовал от священнослужителей по-лучения систематического образования. Это считалось весьма побочным фактором.

Хотя следует вспомнить интересный исторический факт. И в XIX, и в ХХ веках гонители Церкви, в числе действенных мер по борьбе с религией, препят-ствовали служению образо-ванных иерархов, но способ-ствовали рукоположению в священническое служение необразованных кандидатов. Такое положение дел, оправ-данное во время гонений, никак не может быть терпи-мо во время общественного спокойствия. Допускать, что человек, не имеющий обра-зования, может стать адек-ватным проповедником, уже является проявлением халат-ности и пренебрежения.

Сложившееся отношение к священнослужению, пред-намеренно заниженная план-ка требований к кандидатам привела даже к тому, что священнослужители выведены за рамки современного правово-го положения старообрядческих общин. По современному гражданскому уставу настоя-тель общины уже даже и не совсем обязательная штатная единица. Юридически общи-на запросто может существо-вать без настоятеля, главное, чтоб был председатель.

Как повысить качество священнического служения

Оценивая происходящие в Церкви события, анализи-руя возникающие проблемы церковной жизни, можно за-метить признаки тлеющего кризиса священнического слу-жения. Вполне возможно, что причиной многих церковных нестроений является не до конца осознаваемое значение священнического служения. Внутренние личностные про-блемы пастырского служения не стоит придавать обще-ственному обсуждению. Этот вопрос очень субъективен и не подлежит никаким обобще-ниям. А вот внешнюю, орга-низационную сторону иерар-хического служения в Церкви следует соборно обсуждать и искать пути решения суще-ствующих проблем.

Но делать это нужно не для того, чтобы найти повод для какого-то укорения или осуждения. Все это нужно формулировать для того, что-бы новые поколения священ-нослужителей имели четкие указания и рекомендации для своего служения. При-шло время всей Церкви по-думать над формулированием «штатного расписания» для священнослужителей. Чтобы каждый епископ, свя-щенник и диакон мог знать, в чем конкретно заключается его повседневное слу-жение. Сколько времени он должен проводить в своем храме, сколько служб и как должен совершать каждый священнослужитель, какое образование должно быть минимальным для служи-теля, какое мерило является определяющим для оценки качества священнослужения, кто и как может контролиро-вать его деятельность.

Все эти кажущиеся бю-рократическими вопросы на самом дел очень важны для плодотворного церковного слу-жения. Безответственность, не-определенность обязанностей, непреднамеренная халатность всегда губительно отражаются на жизни и деятельности лю-бого человеческого общества, начиная от семьи и кончая государством. А тем более, это касается Церкви — богоустановленного общества, которое состоит из человеков. И то, что Господь, когда посылал своих учеников на проповедь, давал им конкретные рекомендации по служению, а потом спра-шивал у них отчет за их дела, свидетельствует о том, что и в наше время этот принцип организации священнического служения крайне необходим и важен.

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

... часто были не кровными, а… Божьими. Люди, не связанные кровным родством, становились друг другу отцами, матерями, братьями, сестрами и детьми. Это было чудо. Сосредоточием этих семей был батюшка, его отец, Божественным прохладным облачком ходивший от семьи к семье и покрывавший все скорби и беды. Когда настало время выбрать профессию, Сережа не сомневался - конечно, врач. Он вылечит всех больных! Он создаст новое лекарство! А батюшка, словно ему было открыто будущее сына, давал ему то одно поручение, то другое. Так еще задолго до решения принять священство отец Сергий хорошо узнал все обязанности священника и образ служения, который перенял от отца. А батюшка на церковной да и на домашней молитве себя не жалел: плакал, клал поклоны. И этот его радостный, любовный плач был заразителен. Он уничтожал молитвенную холодность в молящихся. Вместе с отцом Алексием плакали и молились все. В 1913 году Сергей вернулся из поездки в Европу переполненный глубокими яркими впечатлениями. Еще бы, он видел Рим и его храмы. Он видел катакомбы, места захоронений, ставшие местом молитвы для последователей Христа первых веков. Однако дома словно бы поселилась тучка. Отец Алексий что-то...

Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников

После избрания на великое священническое служение Аарона и его сыновей последовало особое посвящение их через следующие действия: омовение, возложение священнических одежд, помазание елеем, окропление кровью жертвенных животных, семидневное пребывание у дверей скинии (в это время они приносили множество жертв). Только в восьмой день они торжественно вступили в права священства (Лев. 8, 2-36; 9, 1-24).

Учреждение Богом иерархического строя было вызвано тем, что израильский народ, по своей греховности, уже не мог лично беседовать с Богом. Они имели нужду в посреднике, как это мы видим из Библии, где повествуется, что, когда Моисей принимал закон на горе Синай, "весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся, и стал вдали", и взмолились к Моисею: "Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть (Исх. 20, 18–19). Из этих слов видно, что народ сам пришел к мысли о необходимости особого посредничества между ним и Богом.

Основные обязанности ветхозаветных священников были определены Богом: "И сказал Господь Аарону… и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам Я дал в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти" (Числ. 18, 7).

Обязанности трехстепенного ветхозаветного священства (левитское, священническое и первосвященническое) были различны. Только один первосвященник мог входить во святое святых, священники исполняли свои обязанности во святилище, а низшая степень - левиты - прислуживали во дворе скинии. Сам Господь священническое и первосвященническое служение определил так: "Сохраните жречество ваше по всему образу алтаря, и еже внутрь завесы" (Числ. 18, 7). О левитском служении Господь сказал Аарону: "Братию твою, племя Левиино… приведи к себе, и да приложатся к тебе, и да служат тебе, и да блюдут стражбытвоя и стражбыскинии: токмо к сосудам святым и ко алтарю да не приступают, да не измрут" (Числ. 18, 2–3). Из этих слов видно, что их служение и обязанности различны.

Обязанности служителей алтаря - священнослужителей - были следующие:

1. Умилостивление Бога и служение Ему посредством принесения жертвенных животных, которых священослужитель должен тщательно осмотреть, чтобы животное удовлетворяло всем требованиям обрядового закона (Лев. 22, 17–24).

2. Возжение светильников, а также поддержание огня на жертвеннике, очищение его от золы. Воскурение благовонного фимиама (Исх. 30, 1–8).

3. Приготовление хлебов предложения (Лев. 24, 5–8); а также каждую субботу священство должно было переменять на трапезе хлебы, которых было двенадцать, по числу колен израилевых.

4. В их обязанность входило созыв народа посредством священной трубы при снятии станов во время странствования по пустыне; при вступлении на войну (1 Цар. 13, 3; Иоиль 2, 1; Зах. 9, 14); также они трубили во дни веселия и в праздник в новолетие седьмого месяца, называемый праздником трубного звука (Лев. 23, 24; Числ. 29, 1).

5. Им дано право очищать нечистоту израильтян от прикосновения к мертвому телу и от проказы (Лев. 12–14 гл.).

Все эти обрядовые стороны носили характер учительства имели нравственно-воспитательное значение для израильтян. Объявив народу столько разных законов и постановлений гражданского и религиозно-нравственного характера, служитель алтаря должен был позаботиться и о том, чтобы все эти уставы и законы "Иеговы" не были забыты и искажены народом, а напротив, чтобы всегда были в сознании народа и осуществлялись в жизни. Отсюда "учить народ законам и уставам Иеговы" - стало второй задачей священства после религиозно-церковных отправлений; вот почему в Библии мы видим постоянные и настойчивые завещания священству "учить" народ (Лев. 10, 10–11; Втор. 31, 9-13; Исх. 24, 4–7; Пар. 15, 3; 17, 7–9; Мак. 2, 7 и др.). И эта задача учительства в сознании самого народа очень тесно связывалась с обязанностями священства. Указание на это мы находим в дальнейшей истории еврейского народа. В последующие за Моисеем времена считалось народным бедствием отсутствие "священника учащаго" (2 Пар. 15, 3).

Понятна такая строгость взгляда на учительский долг священника. Он должен был учить не чему иному, как исполнению Божиих повелений, которые при теократическом строе определяли собою всю жизнь богоизбранного народа. В случае же прекращения священнического учительства "уставы Иеговы" в народном сознании могли затемниться, исказиться и, наконец, потерять в его сознании свое первенствующее значение - богоизбранничества. Вот почему "повеления Иеговы" Моисей заповедует народу иметь постоянно пред собою, как "знак на руке" или "памятник пред глазами" (Исх. 13, 9-16), "внушать их детям", говорить о них, сидя в доме, идя дорогою, и ложась, и вставая", и написать их на косяках домов и на воротах их (Втор. 6, 6–9;11, 18–20).

С другой стороны, добросовестно исполняя свои религиозно-церковные обязанности, священство уже тем самым учило народ тем же повелениям Иеговы, так тесно были связаны эти две обязанности священства - религиозные обряды и учительство. Можно сказать, что это была одна обязанность - религиозно-нравственного воспитания народа.

Неразрывно с учением и заботой о спасении словесных овец в обязанность священства входили и еще две должности - судебная и врачебная. Являясь посредником между Богом и народом, истолкователем и хранителем всех Божественных повелений, священники должныбыли, естественно, являться и первыми судиями и карателями при неисполнении "уставов Иеговы". Поэтому священству безраздельно принадлежало право суда в области прегрешений каждого, кто нарушал заповеди Иеговы.

Установление факта греховности, наложение наказания, очищение и прощение согрешившего - все это было в ведении священников (Лев. 4, 13–35; 5, 1–4; 5, 15–17; Числ. 5, 13–31; 6, 10).

Совершать суд в еврейском народе могли и старейшины, но во всех затруднительных, спорных вопросах суд принадлежал священникам. Священнический суд имел бесспорное окончательное решение, сопротивление которому наказывалось смертью (Втор. 17, 8-13; 2 Пар. 19, 8-11; Иез. 64, 24). И хотя права суда были не столь широки, как права учительства, тем не менее, и суд священства должен был иметь большое воспитательное значение для народа. Во время суда обязательно читали пред народом те Божественные повеления, которые были нарушены преступником, а это являлось уже своего рода учением народа. Кроме этого, суд присуждал виновному исполнять разные церковно-религиозные постановления, что также, в свою очередь, служило школой для народа. Таким образом, мы видим, как прочно в руках священства сходились разные нити теократического управления народом.

Кроме судебной обязанности, ветхозаветные священники занимались еще и врачебной деятельностью, которая направлялась на распознание разных кожных заболеваний и врачевание их в сынах израилевых. К их надзору относились также и те больные, которые были покрыты заразной болезнью - проказой. Таковых они удаляли от общества до полного выздоровления. В полномочия священников входило смотреть за чистотой как телесной, так и нравственной.

Эта деятельность священства, подобно судейскому делу, тесно связывалась с первой и главной его обязанностью - исполнением религиозных треб и обрядов, так как при всяких случаях очищения от нечистоты или выздоровления полагалось законом принесение тех или иных жертв. Отсюда и врачебное дело священства становилось опять своего рода учительством.

В военное время священники были вдохновителями Израиля в битвах с врагами (Втор. 20, 2–4).

Так, все стороны деятельности ветхозаветного священства определялись одной задачей - очищать народ от нечистоты телесной и духовной и уготовлять из него народ, угодный Богу. Без преувеличения можно сказать, что в деле воспитания всего народа деятельность ветхозаветного священства была незаменима.

Внешние и внутренние качества ветхозаветного священства Многообразие и важность обязанностей ветхозаветного священства требовали от него высоких физических, духовных и моральных качеств. При вступлении на этот великий пост, прежде всего, законом требовалось, чтобы

Окончание ветхозаветного периода После Ездры и Неемии о еврейском народе почти ничего неизвестно вплоть до второго столетия до н. э. Малахия жил примерно в этот период; его пророчество изображает картину общего религиозного упадка и, возможно, материальной нищеты. Книги

В. Предназначение ветхозаветного святилища Чтобы лучше понять прообразное значение святилища и его вклад в понимание первосвященнического служения Христа, следует подробно изучить различные предназначения

Установление ветхозаветного священства; построение скинии и различные законы для священства. В дни торжественного праздника заключения завета Моисей часто уходил в горы и долго не показывался. Однажды, когда он надолго отошел от народа, израильтяне пришли к Аарону и

Степени ветхозаветного священства Степеней иерархии было три: первосвященническая, священническая и левитская. У нас сейчас тоже три степени: епископ, священник и дьякон. Первосвященническая степень восходила непосредственно к Аарону и передавалась от отца к сыну по

§ 162. Неповторяемость священства. Вопрос? «неизгладимости» благодати священства. I. Благодать священства, или дар, сообщаемый через это таинство. апостол называет живущим в душе рукоположен{стр. 224}ного, следовательно, не подлежащим возобновлению или сообщению вновь

Тень ветхозаветного персонажа Последняя часть статьи подытоживает усилия автора по дискредитации своего противника и посвящена очернению о. Александра как писателя, христианского мыслителя и человека науки. Начинается она, как водится, по–хлестаковски: «Нет смысла

1. Основные обязанности фараона Искусство управления государством – искусство распоряжаться жизнью своего народа – в Египте зиждилось на не совсем обычных принципах. Если властитель (да будет он Жив, Здоров и Силен!) был достойным отпрыском божественной плоти и

74. Исторический очерк ветхозаветного канона. Ветхозаветные священные книги в один общий состав или канон пришли не вдруг, а постепенно, соответственно времени их написания. Передавая книгу закона, т. е. свое пятокнижие, священникам и старейшинам народа, Моисей заповедал

Обязанности священников и левитов Господь сказал Аарону: «Ты, сыновья твои и весь твой род полностью отвечаете за любой грех против Святилища. К тому же ты и твои сыновья будете в ответе и за любое упущение в священническом служении. 2 И братья твои из колена Левия, колена

Основы ветхозаветного текстового критицизма «Строго предписанного метода ветхозаветной текстологии» в деле восстановления оригинального текста не существует. Есть, однако, некоторые основные, освященные веками принципы, применение которых необходимо с целью

4. История ветхозаветного канона в Церкви. История ветхозаветного канона в христианской Церкви, для удобства обозрения, может быть хронологически разделена на следующие периоды: первый период: I-III вв., второй период: IV-V вв., третий период: VI-XVI вв., четвертый и последний

История ветхозаветного текста. Внешняя история текста. Третий отдел Общего Историко-критического Введения содержит в себе историю ветхозаветного текста. Он обычно подразделяется на два отдела: а) внешняя история текста и б) внутренняя история текста. Во внешней



Рекомендуем почитать

Наверх