Храм коневской. Коневская икона Божией Матери: описание, интересные факты и отзывы

Сад 04.07.2023
Сад

История Коневской иконы Божией Матери началась далеко за пределами земли российской - на Афоне, а только после прибыла в Россию.

У истоков истории

Сие достопочтенное событие (прибытие великой иконы на Русскую землю) состоялось в конце 14 века. Молодой монах Арсений отправился на Афон, чтобы провести несколько лет в строгом посте и молитве Богу.

По истечении трех лет он решил возвратиться в Новгород, чтобы воскресить древнейшие традиции и возродить подвиг иночества на родной земле. Игумен одного из по имени Иоанн Зидон, у которого монах попросил благословения на благое дело, не только разрешил ему с Божьей помощью осуществлять свои планы, но и дал чудотворную икону Божьей Матери. В наставление послушнику он произнес пророческие слова, указав, что вскоре тот станет игуменом.

По прибытии на российскую землю монах сразу же направился к архиепископу Новгородскому и Псковскому Иоанну с целью просить разрешение и благословение на основание монастыря. С легкого слова архиепископа Арсений отправился на Коневский остров Ладожского озера. Коневская отправилась вместе с ним. Там спустя время был воздвигнут вместе с обителью.

Изгнание бесов и торжество Божией Матери

Арсений знал о чудотворной силе иконы еще с тех времен, когда он жил на Афоне. И здесь в монастыре на русской земле не только он один ощущал неведомую благодать и спокойствие, исходившее от иконы.

До торжественного прибытия иконы на земли России почти все люди, проживавшие на острове, исповедовали языческую религию и поклонялись силам природы, а в центре острова находился главный объект поклонения - священный каменный идол. Арсений, вооружившись словом Божиим и взяв в руки икону Коневской Божией Матери, прошел с крестным ходом по всему острову и остановился у языческого идола-камня. Арсений стоял на этом месте и от всего сердца, от всей души совершал молитву Господу-Богу.

Велика сила святыни: в один момент камень перестал нести в себе языческую силу, а бесы, вырвавшиеся из него, стали черными воронами и разлетелись во все стороны. С тех пор ранее главный языческий идол стал главным символом возрождения православия на Коневской земле.

Покров и защита Коневской земли

Не перед кем из жителей острова не стоял вопрос, Коневская икона Божией матери в чем помогает человеку? Да во всем, и об этом знали все дети и взрослые в округе.

Не один раз она спасала эти земли от различных бед и напастей, потому и стала почитаться как защитница и покровительница Коневского острова и окружных земель. И даже когда шведы нападали на Карелию, Матерь Божия не отвернулась от людей, а помиловала, спасла и защитила. Во время этого же нападения было совершено покушение на саму икону Божией Матери. Враги, не стыдясь ни Бога, ни Царя, хотели разграбить монастырь и разгромить его. Невероятно, но в один момент с неба, на котором не было ни туч, ни облаков, раздался сильный грохот и сверкнула молния - начиналась буря. Лед вокруг Коневского острова в одночасье потрескался и разломился, так что шведы просто не смогли добраться до острова и осуществить задуманное.

Это событие стало еще одним заступничества Пресвятой Богородицы.

"Хроники смутного времени..."

Через некоторое время Швеция объявила России жестокую войну, как раз когда российская армия была совершенно не готова и не имела достойного вооружения. К сожалению, неподготовленность русских солдат не прошла даром - армия терпела громадные потери. Всем послушникам, монахам, игуменам и священникам Коневского монастыря пришлось в срочном порядке эвакуироваться в более безопасные места. На некоторое время пристанищем братства и самой Коневской иконы стал Новгородский Деревяницкий монастырь.

Спустя 18 лет они смогли вернуться на родные земли, но натянутые отношения между вооруженными странами не заставили долго ждать очередного военного противостояния. Инокам вновь пришлось возвратиться в Деревяницкий монастырь, а потом в Тихвинскую обитель.

Торжественное возвращение Коневской Иконы Божией Матери домой состоялось в конце 19 века с благословения митрополита Гавриила. Несколько позже на месте, где нашел свое вечное пристанище игумен Арсений, была воздвигнута церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы в храм. Но вот уже на протяжении пятидесяти лет чудотворная икона хранится в монастыре Новый Валаам в Хейнявеси.

Храм Коневской иконы в поселке Саперном

Храм Коневской иконы Божией Матери в Приозерский район) был построен не так давно и ныне открыт для посещения прихожан и паломников со всей страны и ближнего зарубежья.

Возведение и освящение храма состоялось в конце ХХ века, но преображать и улучшать внешний вид строители и зодчие не прекращали еще несколько лет после освящения. Так продолжалось до тех пор, пока здание не приняло современный вид. Этот храм на самом деле не такой простой и многим отличается от других. Он состоит из двух частей: подземной и наземной.

При закладывании фундамента до глубочайших мелочей было продумано, как обустроить придел Преподобного Сергия Радонежского, который был выкопан и обустроен вручную. Специально для подземной части был изготовлен мраморный иконостас, а мастера трудились над настенной росписью. Торжественное освящение подземного храма было проведено в 2003 году. Многие считают за честь окрестить своих детей, а также и взрослых в нижней церкви, где в земле сооружена специальная чаша размером с человеческий рост для полного погружения.

Храм и больница при нем

Храм был построен по проекту талантливого архитектора Н. С. Веселова, который разработал дизайн в стиле северного деревянного зодчества. Первоначальная задумка касалась постройки храма и дальнейшей постройки монастыря вокруг деревянного строения, но сейчас церковь считается частью местного реабилитационного центра "Воскресение", предназначенного для лечения наркозависимых с последующей реабилитацией на монастырских просторах.

Весь персонал лечебного центра исповедует устав схожий с монашеским, а также сам принцип избавления людей от тяжелой наркологической зависимости построен на православной идее. Пациентами лечебницы являются только мужчины, период реабилитации составляет примерно от шести до девяти месяцев. Небольшими группами мужчины могут приходить в храм и гулять в округе на живописной территории, получая исцеление не только с помощью докторов и медицинских препаратов, но и от природы. Здесь же хранится Коневская Икона Божией Матери. В Саперном около храма расположен небольшой парк с фонтаном - это место весьма полюбилось прихожанам и паломникам.

Просьбы об исцелении пред чудотворной иконой

Акафист Коневской иконе Божией Матери читают в самых различных случаях. Матерь Божия не оставляет без помощи всех искренне просящих её помощи, особенно к ней обращаются, чтобы исцелиться от бесов, распространенных болезнях глаз, слепоты, наркозависимости и паралича. Когда нет возможности читать акафист или же не умеете, вы можете обратиться к Божией Матери с искренней молитвой от всего сердца своими словами.

В таких случаях важно помнить, что в молитве перед Богом важны не слова и правильность произношения, а чистота помыслов, покаяние, чистосердечность прошения. Все верующие должны понимать, что не понять наших слов могут люди, но только не Бог. Бог - все и всегда понимает, но понимаем ли мы его? Когда возникает потребность, обязательно нужно молиться так, как умеешь. Молитва к Божией Матери имеет огромную силу и способна творить чудеса.

И прихожанам, и пастырям известно, что Коневская икона Божией Матери способна творить чудеса, и это действительно так!

Праздник в честь иконы

День Коневской иконы Божией Матери приходится на 10/23 июля. Ежегодно в честь праздника в Коневском скиту чтят память Божией Матери, совершая молитвенное богослужение: Литургию и крестных ход с иконой во главе.

В обычные дни храм открыт ежедневно, кроме понедельника. А еженедельно перед чудотворной Коневской иконой Божией Матери читают акафист.

Священник Сергей Николаевич Бельков волей Божией и указом Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна от 23 августа 1994 года был назначен строителем и настоятелем храма Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное.

Возведение храма началось в сентябре месяце 1994 года. А в день Крещения Господня 10 января 1995 у стен стоящегося храма состоялось первое Великое освящение воды.

Промыслом Божиим, смотрением самой Пречистой Богородицы и по горячим молитвам отца настоятеля вместе со строительством храма создавался приход. Батюшка освящал дома, крестил, соборовал, отпевал на дому и люди скоро увидели, что Господь послал им деятельного, строгого, требовательного и вместе с тем, доброго и отзывчивого священника. Его стараниям и возможностям, кажется, нет предела. С полной отдачей, не жалея себя, он относится и к возведению храма, и к созданию прихода.

На приходском собрании было предложено освятить храм в честь Коневской иконы Божией Матери, которая и ранее считалась покровительницей Карельской земли.

Из-за отсутствия средств и квалифицированных рабочих строительство храма продвигалось очень медленно. Однако, через 10 месяцев храм был возведен. Он представлял собой куб на валунах по углам.

22 июня 1995 года по благословению митрополита Иоанна (Снычева), благочинным Приозерского округа протоиереем Николаем Тетерятниковым, наместником Рождественско-Богородичного Коневского монастыря архимандритом Назарием (Лавриненко), отцом настоятелем и строителем храма иереем Сергием (Бельковым) в сослужении с братией Валаамского и Коневского монастырей храм был освящен малым чином в честь Коневской иконы Божией Матери. После этого отслужили первую Литургию. Молебен перед иконой Коневской Божией Матери отслужил епископ Симон. И началась жизнь еще одного православного храма на земле Приозерской.

Однако, промыслом Божиим нашему приходу и нашему храму была предуготовлена необычная судьба. Спустя ровно один год после освящения храма в нем совершилось чудо. 22 июля 1996 года в канун Престольного праздника началось мироточение аналойной Коневской иконы Божией Матери, которое сопровождалось исцелением болящих, что описано в книге «Знамения Божии от святых икон 1991-96 гг.» (собрал и записал А. Любомудров, СПб, 1997 г.).

Чудо мироточения иконы отец Сергий расценил как благословение Божий Матери на реабилитацию наркозависимых. Один из них, раб Божий Георгий, и написал чудотворную икону. С апреля 1996 г. при нашем храме уже была образована духовная лечебница, первый в России Епархиальный реабилитационный центр помощи наркозависимым людям. Образ Пресвятой Богородицы стал особо почитаемой святыней нашего храма. А крест реабилитации наркозависимых смиренно взял на себя иерей Сергий Бельков. Батюшка имел уже некоторый опыт работы с болящими. Он работал с ними еще в монастыре на о. Коневец. В это же время батюшка имел еще послушание в Коневском монастыре. Был назначен настоятелем подворья Коневского монастыря в Санк-Петербурге. Вместе с тем, приход в п. Саперное подрастал, в храме становилось тесно, особенно летом. Поэтому была пора подумать о расширении храма. Но не только об этом. Реабилитируемым нужно было создать рабочие места, т.к. только труд и молитва могут вернуть болящим затемненный грехами образ Божий. Требовалось строительство мастерской. Приход также испытывал необходимость строительства приходского дома. С весны 1996 года шла заготовка бревен для церковно-приходского дома. Летом 1996 года был заложен фундамент дома и осенью началось строительство, которое закончилось в декабре 1998 года. Летом 1996 г. началось также строительство мастерской, которое было закончено осенью этого же года. С осени 1996 г. шла заготовка бревен для расширения храма, а в лето 1997 г. началось возведение правого прируба. Перед Престольным праздником (23 июля) стены обоих прирубов были возведены. Крыши не было, но, по милости Божией, дни были солнечными и ничто не омрачало праздник. В октябре 1997 года крыши над прирубами были возведены, а в декабре строительство завершилось. В результате первой реконструкции увеличилась основная часть храма. В 1998 году храм внешне изменениям не подвергался, но благоукрашался внутри.

Со строительством приходского дома к 1999 году пришло решение множества проблем: улучшение жилищных условий семьи о. настоятеля и реабилитантов, в доме - поварня, трапезная, ризница, кладовые. Появилась возможность открыть воскресную школу для реабилитантов, детей и прихожан, и библиотеку.

К 1999 г. на приходе построили ферму и завели домашних животных. По мнению о. Сергия, труд на свежем воздухе и полноценная натуральная пища способствуют выздоровлению болящих. За животными стали ухаживать реабилитанты. Опыт привлечения местного населения оказался неудачным, а вот городские девочки и мальчики, имеющие в лучшем случае опыт ухода за котом и собакой, ловко, с любовью, работают на ферме.

1999 год - начало второй реконструкции храма. Цель реконструкции - расширение алтаря, притвора, возведение на большую высоту основной части храма, устроение клироса.

В лето 1999 года был возведен алтарь и стены основной части храма. К зиме возведена крыша над алтарем. Над основной частью храма вместо купола старый брезент. Погода в храме как на улице: в дождь - дождь, в снег - снег… Первый алтарь быль сохранен внутри нового. Поэтому Богослужения в храме не прекращались. Осенью 2001 года вторая реконструкция храма была завершена. Храм обрел иной вид и является жемчужиной деревянного зодчества.

Летом 1999 года началось строительство бани, которое завершилось к началу зимы 2000 года. Так постепенно вокруг храма создавалось приходское подворье: приходской дом, мастерская, баня, ферма. Заметим, что в строительстве храма и приходского подворья вместе со специалистами трудятся и реабилитанты, приобретая таким образом трудовые навыки, необходимые им в дальнейшей жизни в миру. Трудятся по благоукрашению храма и других помещений построенных зданий.

На территории подворья разбит огород, где под руководством матушки Людмилы реабилитанты и прихожане выращивают овощи для церковной трапезной.

В лето 2000 г., когда храм поднялся на новый фундамент, началось рытье котлована под храмом для строительства нижнего храма. Таким образом, в 2000-2001 гг. одновременно с реконструкцией верхнего храма идет строительство нижнего храма: заливка стен, пола. Закончено осенью 2001 г. и. 8/10/2001 г. в день ангела о. настоятеля иерея Сергия в нижнем храме был отслужен первый молебен. К этому времени уже были отделаны стены храма. Основным строительным материалом являлся бетон и натуральный камень. Храм символизирует древне-византийский «фундамент», на который опирается и «произрастает» из него храм верхний деревянный - символ русской православной традиции. Так к 2002 году образовался храмовый комплекс.

2002 год - год начала украшения храмового комплекса. В 2000 году настало время делиться опытом реабилитации наркозависимых за пределами нашей епархии. Батюшка с докладом отправляется в Москву, в Данилов Монастырь, на конференцию, организованную Патриархией, где были представители 40 Епархий РПЦ.

Строить храмы, центры, души... Как везде ему успеть? Прежде надо все придумать. «Дай, Боже, силы все мне одолеть». С 2002 года коллектив мастеров иконописно-реставрационной мастерской Св. Иоанна Дамаскина Александро-Невской Лавры по благословению наместника архимандрита Назария, приступил к комплексным работам по благоукрашению храмовых интерьеров прихода храма Коневской иконы Божией Матери в п. Саперное Ленинградской области. Совместно с настоятелем храма иереем Сергием Бельковым была сформирована последовательность и программа всех проектно-иконописных работ. В соответствии с программой, работы начались с проектирования убранства нижнего храма. В лаврской иконописной мастерской был выполнен проект иконостаса, алтарного и храмового убранства и составлена программа росписи стен (Д.Г.Мироненко). Все работы по росписи стен были распределены на три летних сезона.

Летом того же года начато возведение каменного иконостаса, сооружение из натурального камня Престола, жертвенника и Горнего места в алтаре, каменного панихидного стола в северном приделе храма, установление каменных рам для всех настенных образов. В этот же сезон были исполнены первые росписи в алтаре и на восточных стенах северного и южного приделов храма, распятие и крещение, Царские врата для иконостаса, ростовой образ прп. Сергия Радонежского на западной стене храма. Дело в том, что 7 апреля 2002 г. в день Благовещения жребий указал освятить нижний храм в честь прп. Сергия, игумна Радонежского. Поэтому встречает и провожает всех приходящих в храм икона преподобного. Все настенные композиции написаны в технике цельнояичной темперы. Иконостас полностью закончен весной 2003 г., роспись стен - осенью 2004 г.

В зимне-весенний период 2002-2003 года группой лаврских иконописцев был разработан проект тяблового иконостаса для верхнего храма Коневской иконы Божией Матери и начато возведение деревянной конструкции и резного декора этого иконостаса. Одновременно пишутся иконы для иконостаса верхнего храма. Для работы с иконостасом были привлечены не только лаврские иконописцы, но и Санкт-Петербургские.

Летом 2003 г. продолжались работы по росписи стен в нижнем храме. А за осень 2003, зиму и весну следующего года в иконописной мастерской Лавры были выполнены деисусный и пророческий чины ля верхнего иконостаса. Иконы для праздничного чина были написаны учениками дипломного класса иконописной школы Санкт-петербургской Семинарии. В это же время написан запрестольный образ Воскресения Господня, продолжены работы по исполнению резного декора иконостаса, спроектированы и изготовлены три бронзовых паникадила для верхнего храма в художественно-реставрационной фирме «Ампир». Для нижнего храмов в Лаврской мастерской изготовлен двухсторонний запрестольный крест.

2003 г. - это год освящения нижнего храма. 17 мая для освящения храма прибыл викарий СПб епархии архиепископ Тихвинский Константин, архимандрит Назарий и проч.

После освящения храма и Божественной литургии Владыка Константин зачитал указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возведении о настоятеля иерея Сергия Белькова в сан протоиерея. В проповеди Владыка Константин отметил изысканность оформления нижнего храма. Безусловно, милость Божия поспешествует во всех делах в нашем центре, но и о. настоятель не сидит сложа руки. Немало пролито пота, крови и слез прежде, чем все это свершилось.

Еще в 2003 году началось строительство новой мастерской, значительно превосходящей по размерам первую. Осенью 2003 строительство закончено. Старая мастерская была переоборудована под жилые помещения для реабилитантов.

К 19 июня 2003 г. на территории приходского подворья возвели временный храм для участников противонаркотической конференции «Союз священника, врача и учителя». В работе конференции принимали участие наши реабилитанты.

В лето 2004 г. выполнены три заключительные композиции для притвора нижнего храма.

К 2005 году завершены работы по возведению иконостаса в верхнем храме, но благоукрашение храмового комплекса продолжается, и кажется, ему нет конца.

Весной 2004 года начинается строительство ограды вокруг храмового комплекса и приходского подворья.

С весны 2004 ведется строительство домового храма в честь свв. апп. Петра и Павла. Завершено к весне 2005 г.

В мае 2004 г. на базе нашего центра состоялась практическая конференция по проблеме реабилитации наркозависимых в загородных реабилитационных центрах.

2005 год - год 10-летия храма, но прежде мы пережили тяжкое искушение. 25 февраля 2005 г. около 12 часов дня в верхнем храме возник пожар. Братия, прихожане, пожарные боролись с огнем около 3,5 часов. В результате бедствия пострадало часть интерьера и деревянных конструкций храма. Иконостас практические не пострадал. Нижний храм был залит водой, но можно сказать, тоже не пострадал. Неугасимая лампада у храмового образа преп. Сергия Радонежского горела во все время тушения пожара.

Сразу же приступили к ликвидации последствий пожара. Уже к 5 марта был демонтирован купол, небо, сняты обгоревшие бревна основной части храма и левого прируба, где возник пожар.

В марте 2005 г. началась третья реконструкция верхнего храма. Левый прируб поднимается на большую высоту, крыша меняет форму. Соответствующим изменениям подвергается и правый прируб. Затем возводится основная часть храма, утраченная при пожаре. Она также поднимается на большую высоту. Внесены архитектурные изменения в барабан и купол.

К Престольному празднику при всеобщей радости и помощи прихожан храм был восстановлен от последствий пожара и обрел иную красоту. Снаружи он и по сей день благоукрашается наружной деревянной резьбой, выполненной в мастерской прихода.

На территории приходского подворья возведена надкладезная часовня, построена большая трапезная на 80-90 мест, построен настоятельский дом, волонтерский дом, овчарня, и другие хозяйственные постройки.

Благоустроена территория вокруг храмового комплекса и на подворье. На фоне природных сосен произрастают причудливые деревца и кустарники. Радуют глаз цветники, фонтаны, зеленые лужайки.

Безусловно, милость Божия поспешествует во всех делах в нашем центре, но и о. настоятель не сидит сложа руки. Немало пролито пота, крови и слез прежде, чем все это свершилось.

Творческий потенциал, направленный на строительство храмов, центров и душ буквально витает и ощущается во всем. В этих условиях, в трудах и молитве, небезуспешно идет и реабилитация наркозависимых . Некоторые из братии не желают возвращаться в мир и выбирают монашеский путь, некоторые остаются в центре волонтерами, кто-то поступает учиться в духовную семинарию, и многие из реабилитированных готовы помочь центру своим посильным участием. Слава Богу за всё!

Эта древняя икона когда-то была привезена великим православным подвижником, преподобным Арсением, на землю русскую и с тех пор явила много божественных знамений, напоминая людям о бесконечной любви Бога к своему творению - человеку!

История появления божественного образа

Появление иконы на русской земле уходит истоками в древние времена. Согласно историческим записям, этим образом благословил святого Арсения игумен Афонской обители, преподобный Иоанн. В 1393 году игумен в разговоре со своим учеником сообщил, что тот станет настоятелем новой обители. К слову, Арсений несколько лет провёл в Афонской обители, усердно молясь, придерживаясь поста и проводя время в труде.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская»

Вернувшись на Русь в Новгород Великий, Арсений сразу отправился к архиепископу за разрешением на возведение монашеской обители. По словам из жизнеописания святого, он всегда ощущал благодать и поддержку от полученной им в дар иконы с ликом Пречистой Девы Марии. В источниках описывается явление изгнания бесов из идола, которому поклонялись на Коневском острове местные язычники. Святой Арсений обошёл Конь-Камень, которому поклонялись жители острова, с иконой, читая молитву.

В тот же час стая чёрных птиц, возникшая из ниоткуда, унеслась на Выборгское побережье. Камень стал символом победы христианской веры над идолопоклонством. А образ Богородицы назвали Коневским.

Даже после смерти преподобного Арсения, обитель, построенная под его предводительством, продолжала охраняться незримой благодатью Божией Матери. В 1573 году в разгар войны со шведским королевством, стены монастыря остались невредимыми. Лёд вокруг острова раскололся, и шведы не смогли подобраться к нему. Когда война между Россией и Швецией возобновилась повторно, в 1577 году монахи вынуждены были переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь, забрав с собой святыню. Тогда много северных земель Россия потеряла. Ещё несколько раз иноки укрывались в других обителях, спасаясь от разрушителей. Лишь в 1766 году монастырь на Коневском острове был полностью восстановлен и монахи вернулись в родные стены. Но икона Богородицы пробыла в Новгороде до 1799 года.

Затем с благословения митрополита образ вернули в Коневский монастырь и поместили в храме святителя Никона. В 1802 году над местом погребения Святого Арсения построили храм в честь Введения Пречистой Богородицы во храм. Сюда же переправили и Коневскую святыню. А после возведения нового храма в честь Рождества Божией Матери, копию иконы поместили в алтаре храма. В конце XIX века для образа сделали киот и чеканную серебряную ризу.

После событий Первой мировой войны, территории с Коневским монастырём отошли к Финляндии. Там до 1940 года икона находилась во Введенском храме. Во время эвакуации монахи неоднократно перевозили образ с собой. А в 1956 году икона попала в монастырь Новый Валаам.

Где находится икона

Сегодня икона Пресвятой Богородицы Коневская пребывает всё в том же монастыре Новый Валаам в Финляндии. Её списки хранятся во многих Православных Церквях как в России, так и за её границей. Самые известные из них можно увидеть в Благовещенской церкви в Москве и в Воскресенском храме города Торжок.

Коневская (Голубицкая) икона Божией Матери

К святыне продолжают приходить с молитвами православные христиане, и Богородица всегда отвечает на их просьбы помощью, если вера искренняя и настоящая.

Описание и значение

Коневский образ относится к типу Одигитрия. На руках Девы Марии сидит Иисус, но в его руках вместо традиционного свитка два маленьких птенца. На обороте иконы - изображение Спаса Нерукотворного.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская» известна чудесами мироточения. С этим загадочным явлением связано и множество случаев исцеления. Отмечается, что особенно сильна помощь образа при глазных болезнях, в частности - слепоте.

Был зафиксирован интересный случай. На Карельском перешейке, в селе Сапёрное возвели небольшую деревянную церковь. В 1996 году там начала мироточить копия иконы Коневской Богоматери. На одной из служб парень по имени Ярослав, больной вирусным увеитом, был помазан этим священным миром. По словам прихожанина, в момент помазания он почувствовал в глазу ощущение сдавленности. К удивлению лечащего врача, глаз молодого человека почти полностью восстановился, зрение стало нормальным, что в случае болезни Ярослава является большой редкостью.

К Коневской Богоматери приходят с просьбами о помощи в избавлении от пагубных привычек и одержимости.

На заметку! Икона почитается, как чудотворная, в Русской православной церкви и в Финляндской Православной Церкви.

Коневская икона Божией Матери

В 1798 году митрополит С.-Петербургский Гавриил благословил вернуть обители на острове Коневец на Ладоге Коневскую икону Божией Матери. Из новгородского Деревяницкого монастыря, где спасенная святыня пребывала долгие годы, она была привезена в столицу и два месяца находилась в городе, пока для неё чеканили серебряную ризу. Многие верующие просили оставить ее в столице. Однако по распоряжению Священного Синода святыня должна была отплыть на Коневец, но с неё дозволено было сделать список для столицы, который решили поместить на петербургском подворье Коневского монастыря. Выбор места для его постройки пал на участок по Загородному проспекту, 7, и в 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников отдали принадлежавшие им участки земли для подворья, которое было заложено настоятелем Коневского Рождественского монастыря игуменом Израилем 28 сентября 1821 года после Высочайшего разрешения Государя. Каменная часовня на гранитном фундаменте и монашеские кельи простояли до 1862 года, когда 28 мая страшный пожар уничтожил все от Гостиного и Апраксина дворов до Загородного проспекта. Вскоре насельники монастыря стали собирать пожертвования на строительство новой часовни с келиями. 28 марта 1863 года новый проект часовни с шатровой звонницей на месте сгоревшей был Высочайше утвержден, а 15 декабря она была освящена игуменом Израилем во имя Коневской иконы Божией Матери. Автор проекта И. Б. Слупский (1826 – 1891) был уже известен как создатель других сооружений для Коневского монастыря. Во дворе было выстроено каменное трехэтажное здание, которое служило для жилья.

Церковный флигель, выходивший на проспект, был окрашен в зеленый цвет. На первом этаже помещался храм с большим алтарем возле винтовой лестницы, ризница, комната рядом с клиросом и дежурная комната. Основную часть храма от алтаря отделял деревянный иконостас с иконами Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия митрополита Московского, архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Престол и жертвенник были мраморными. Чудотворная икона Коневской Божией Матери помещалась в храме в мраморном киоте. На втором этаже, где помещались хоры, среди многочисленных икон выделялись образа Божией Матери - Казанской, Смоленской и Спаса Нерукотворного. В главном храме подворья службы совершались ежедневно. В церкви иногда молился Ф. М. Достоевский, который жил поблизости. Здесь также служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В верхнем этаже помещалась домовая часовня с иконостасом (если и был освящен второй престол на подворье, то неизвестно в чью честь, – судя по иконостасу верхнего храма, вероятно Вознесения Господня или Божией Матери). Он располагался в левой части здания над аркой с воротами и был обращен окнами во двор. Здесь совершались венчания, крестины, служились требы.

В 1919 г. храм становится приходским и отчисляется в Епархиальное ведомство. 11 июля 1932 года постановлением Президиума ВЦИК Церковь Коневской иконы Божией Матери была закрыта. Сама икона была перенесена в действующую церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы. До 1990-х годов в здании храма, лишившегося шатрового звершения, и подворья располагалось ТСО "Ленстройреконструкция" при районной администрации.

В 1992 году верующие начали ходатайствовать о передаче подворья С.-Петербургской епархии, но встретили сильное сопротивление администрации строительного треста. Здание подворья (только корпус, выходящий на Загородный проспект) было передано верующим лишь 4 декабря 1996 года. Первая литургия была отслужена здесь 19 сентября 1997 года.

Начавшиеся восстановительные работы ведутся с 1996 года. В алтаре храма подворья установлен новый витраж с изображением иконы Знамения Божией Матери. Возрождение подлинного облика храма продолжается.



Рекомендуем почитать

Наверх