Что является психологическим последствием стресса. Психологический стресс причины

Хранение 09.08.2023
Хранение

Стремление к покою характерно не только для каждого тела во вселенной, но и для нашей нервной системы. Любое внешнее воздействие запускает в организме адаптационную реакцию – стресс. Какие бывают базовые виды стресса? Выделяют четыре основных группы: , физиологическая и психологическая форма. Классификация стрессов учитывает степень пагубного влияния раздражителей, способность самостоятельно справится с нагрузкой и скорость восстановления стабильности нервной системы.

Классификация стресса по влиянию

В психологии принято разделять подобную нагрузку на две основные категории:

  • «Хорошая» форма (эустресс);
  • «Плохая» форма (дистресс).

Механизм запуска стресса необходим человеку для выживания, поскольку является формой адаптации к изменяющемуся миру. Краткосрочные стрессы тонизируют организм, высвобождая энергию, позволяющую человеку быстро мобилизовать внутренние ресурсы. Возбудимая стадия эустресса продолжается считанные минуты, поэтому нервная система быстро восстанавливает стабильность работы и негативные аспекты не успевают проявиться.

«Плохим» стрессом в психологии называют воздействие, с которым организм не в состоянии справится самостоятельно. Речь идёт о длительном стрессовом воздействии, когда ресурсов психики не хватает для адаптации, либо идёт речь о нарушении физического здоровья. Дистресс предполагает пагубное влияние на организм – в критических случаях человек без должного лечения полностью теряет работоспособность. Длительный стресс способствует истощению иммунной системы, что в свою очередь влечёт за собой ряд хронических или острых заболеваний.

Физиологический стресс – элементарная форма адаптации

Классификация стрессов также базируется на способе запуска адаптационных процессов. Категории «простого» стресса учитывают минимальный набор воздействий –факторы окружающей среды, физические перенагрузки. Результатом становится физиологический стресс.

Данная форма подразумевает острую реакцию тела на агрессивное воздействие окружающего мира. Резкий перепад температур, чрезмерная влага, длительное отсутствие еды или питьевой воды, пронизывающий ветер, излишняя жара или холод – любой подобный фактор требует излишней мобилизации. К пусковым механизмам физиологического стресса следует также относить чрезмерные физические нагрузки, характерные для спортсменов, а также пищевые отклонения, спровоцированные излишним или недостаточным питанием (обжорством или голоданием).

В популярной психологии выделяется особая, пищевая форма стресса, которую провоцирует неправильное питание (нарушение режима, неадекватный подбор продуктов, чрезмерное поглощение пищи или отказ от неё).

В нормальных обстоятельствах физиологическая форма проходит бесследно за счёт высокой выносливости человеческого организма. Однако в случае, когда человек продолжительное время пребывает в дискомфортном состоянии, его организм перестаёт правильно адаптироваться и происходит сбой на физическом уровне – возникает болезнь.

Видео: Наталья Кучеренко, психолог «Цикл лекций по психологии. Лекция 12: стрессы»

Психологический стресс

Психологический стресс – бич современности. Данная форма стала характерной чертой эпохи, поскольку напрямую связана с адекватностью взаимодействия человека с обществом. Если на физическом уровне адаптация является первичным залогом выживания и облегчается мощным механизмом инстинктивных реакций, то психологический стресс способен надолго выбить человека из колеи.

«Подорванная» психика является результатом экстремальной реакции на два вида воздействия – информационные или эмоциональные факторы.

  1. Информационные перегрузки. Работники умственного труда по собственному опыту знают, какие бывают последствия от поступления большого количества информации. Хотя обработка информации является базовой функцией полушарий головного мозга, излишек данных приводит к пагубным последствиям. Сбой напоминает зависание компьютера – снижается способность к концентрации, замедляются мыслительные процесса, наблюдаются нарушения логики, снижается острота мысли, иссякает воображение.
  2. Эмоциональные перегрузки. Собственно психическая форма стресса подразумевает эмоциональные перегрузки различного рода (позитивные и негативные), являющиеся неотъемлемой частью жизни человека в социуме.

Межличностный стресс

Психологический стресс возникает после переживания интенсивных эмоций, к которым человек был эмоционально не готов. Внезапное счастье столь же пагубно воздействует на психику, как и внезапное горе. Резкие изменения в жизни приводят к психическим перегрузкам и состоянию длительного стресса. Нередко после достижения желанной цели или фрустрации (потери желаемого) человек надолго теряет способность активно действовать и переживать тонкие эмоции – возникает такое специфическое явление, как «эмоциональная тупость». Основной средой для возникновения психологического стресса является внутрисемейное общение, а также профессиональные ожидания. Создание семьи и карьерные достижения входят в набор основных человеческих желаний, поэтому любые изменения в этих сферах дестабилизируют психику.

Внутриличностная форма

Пагубное воздействие оказывает на психику острый конфликт с самим собой, вызванный несовпадением реальности с ожиданиями, а также возрастные кризисы, вызванные необходимостью перехода на новый социальный уровень и сопряжённые с физиологическими изменениями (старение).

Психологический стресс вызывает набор стандартных реакций. На первоначальной стадии возникает резкое увеличение активности и высвобождение внутренних психических ресурсов. Потенциально человек, пребывающий в острой , способен совершать всевозможные подвиги и «чудеса».

Примеры острого психологического стресса

Типичным примером острого психологического стресса является ситуация, когда человек оказывается на грани между жизнью и смертью. Нервное напряжение, вызванное нахождением в горячей точке, позволяет солдату долгое время не испытывать боль от тяжелейшей раны. Мать, наблюдающая картину смертельной опасности для своего ребёнка, способна активизировать невероятные физические силы и с лёгкостью оттолкнуть от малыша тяжёлый автомобиль. Напуганный человек, в обычной жизни не способный без одышки подняться даже на второй этаж, при нападении собаки легко перепрыгнет через двухметровый забор.

Последствия острого стресса

Когда момент опасности проходит, наступает стадия расслабления и наблюдается полное психологическое истощение. Если физическое восстановление происходит относительно быстро (в зависимости от наличия или отсутствия повреждений, болезней), то психика может восстанавливаться годами. Впрочем, чаще всего последствиями эмоциональной перегрузки становится тяжёлое физическое заболевание, вызванное подрывом иммунитета или сбоем в работе внутренних органов.

Будничный стресс – офисная болезнь

Самой противной разновидностью эмоциональных перегрузок является . Нагрузки на психику не отличаются особой интенсивностью, но происходят циклично – каждый день человеку приходится сталкиваться с рядом неприятных и довольно однообразных проблем. Отсутствие ярких впечатлений, смены обстановки, нарушение режима дня и постоянное получение негативных эмоций приводит к состоянию хронического стресса.

При отсутствии должного лечения возможно возникновение ряда психических отклонений – деперсонализации, невроза, депрессии. Человек, не обладающий глубокими познаниями в психологии, не способен самостоятельно справиться с хроническим стрессом. Необходима консультация опытного психолога, который подберёт первичное лечение. Впрочем, на начальных стадиях (до возникновения тревожной апатии и ощущения бессмысленности жизни) помогает смена обстановки (отпуск) и нормализация режима дня.

Весьма эффективным методом борьбы с хроническим стрессом являются досаточные физические нагрузки, а также частые прогулки на свежем воздухе. В ситуации когда наблюдаются серьёзные личностные изменения, разумнее не заниматься самолечением, а попросить помощи у специалиста.

Психологический стресс представляет собой следствие, итог сильнейшего нервного перенапряжения, которое спровоцировано тем или иным переживанием. Каждая эмоция, положительная либо отрицательная способна привести к данному виду , как реакции организма на раздражитель.

В свою очередь психологический стресс бывает информационный и эмоциональный.

Особенности психологического стресса…

Спровоцировать психологический стресс может все что угодно – психологическая травма или же обидное слово, ссора или же низкая температура.

Что характерно, реагировать человек будет одинаково, как на реальную угрозу для него, так и на вымышленную, в то же время особенность поведенческих реакций на стресс у каждого человека индивидуальна, но суть в корне будет одной. И это есть психологический стресс.

Он может возникнуть как в стенах своего родного дома, так и вне его предела – на работе или же в магазине, в школе или ином месте. В любом из случаев и ситуаций он может спровоцировать весьма тяжелые и серьезные проблемы со здоровьем.

… и отличия от физического

Физический и психологический стресс разняться в себе и не только причинами своего появления и развития, но и последствиями. Так причинами, которые провоцируют физический стресс, могут быть физические, химические либо же биологические факторы, а вот психологический – скорее социальное влияние, а так же собственные мысли.

В отношении характера потенциальной опасности, то физический провоцирует реальная угроза, а вот психологический – такая угроза может нести как реальный, так и виртуальный характер.

При физическом стрессе – негативное действие, его последствия направлены на здоровье всего организма, органов и систем, а при психологическом – на социальный статус, уровень самоуважения и иные социальные параметры.

В отношении эмоционального переживания – физический стресс проявит себя в виде первичных эмоций, таких как страх и боль, испуг или же гнев, а вот эмоциональный проявит себя в виде беспокойства и депрессивного угнетения, тревоги и тоски, ревностью или в виде зависти.

В вопросе временных рамок физический стресс проявит себя только в настоящем времени или же недалеком будущем, имея конкретные рамки, а вот психологический будет иметь размытые временные рамки.

Современные теории

В вопросе существующих теорий о психологическом стрессе достаточно выделить следующие самые популярные:

Особенности и стадии поведенческой реакции

Сам процесс течения психологического стресса условно можно поделить на такие стадии:

  1. Эмоциональная тревожность . Именно на этом этапе проявляются самые первые признаки, ответная реакция на внешние раздражители. По своей продолжительности она может разниться – тут все индивидуально и по времени может варьировать от нескольких минут и до нескольких дней. Даже недель.
  2. Стадия сопротивления и адаптации . В этом случае человек максимально приспосабливается и усиливает внутреннее и внешнее сопротивление организма внешнему и внутреннему раздражителю. Если раздражение идет достаточно длительное – имеет место постепенное приспособление к нему, как к привычной среде обитания. Именно на данной стадии пациент может эффективно анализировать ситуацию и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант развития событий и способ побороть стресс.
  3. Стадия истощения . Если пациент исчерпывает свои силы, при длительном влиянии стрессовых факторов, пациент будет ощущать утомление и усталость, хроническое опустошение. К этим неприятным ощущениям присоединяется чувство тревоги и безысходности – на данном этапе способность адаптироваться и приспособиться утрачивается полностью, особа просто теряет способность предпринимать те или иные действия.

Клиника стрессовой ситуации

Стресс может проявлять себя по-разному – тут симптомы исключительно индивидуальны. При чем симптоматика будет разниться с учетом того, на какой стадии развивается психологический стресс. Тем не менее, практикующие психологи выделяют следующие психологические симптомы стресса:

Корень проблемы — его нужно знать и уметь искать

В вопросе , которые провоцируют развитие эмоционального стресса практикующие психологи называют в первую очередь противоречие, имеющееся меж внутренними представлениями и реальным миром.

Помимо всего прочего, стрессовое состояние может быть спровоцировано и иными факторами и событиями, которые существуют во вне, так и в человеческом сознании. Главное, что это событие – значимое для человека и уже не столь важно, положительное оно или же отрицательное.

Психологи выделяют следующие значимые для особы события:

  • смерть близкого или родного человека, расторжение брака или же расставание со своей второй половинкой;
  • заключение в тюрьму и поражение здоровья серьезной патологией;
  • увольнение с работы или же изменение в социальном положении человека;
  • наличие долговых обязательств, при чем на большие суммы, и ухудшение в финансовом положении особы;
  • болезнь родных и близких, проблемы, возникающие с правоохранительными органами и беременность;
  • проблемы в сексуальной сфере или же смена места жительства или же работы;
  • изменения в собственных привычках, режиме питания и условиях работы, ухудшение отношений в семье.

Причин и факторов может быть масса – сколько людей, столько и их разновидностей, да и они имеют плохое свойство накапливаться, подавляя все больше и больше.

Механизм формирования

В сфере психологии имеют место 2 группы механизмов, запускающих стресс – это физиологические и психологические. Так при рассмотрении физиологической группы запуска стрессового механизма – в этом случае будут задействованы:

  • субкортикальная система – она активирует работу коры мозга человека;
  • симпатическая нервная система – она готовит организм к неожиданному влиянию стрессовых, провоцирующих факторов, стимулирует понижение выработки глюкозы и сердечной деятельности;
  • задействуются субкортикальные двигательные центры , управляющие инстинктом, движениями и мимикой, пантомимой;
  • начинают работать органы внутренней секреции и запускается сам механизм обратной афферентации.

Если речь идет о подсознательных установках – таковые будут защищать психику каждого человека от влияния неблагоприятных факторов и к таковым практикующие психологи относят:

  1. Подавление – механизм, лежащий в основе большинства иных метод и представляет собой постепенное вытеснение эмоций, памяти и воспоминаний в область подсознания и пациент постепенно начинает забывать о самой неприятной для него ситуации.
  2. Проектирование – в этом случае человек, недовольный собственным поступком, мыслями, будет проектировать их на свое окружение, приписывая тому или иному человеку подобное действие. Запускается такой себе процесс самооправдания.
  3. Регрессия – в этой ситуации пациент просто уходит от собственной реальности, когда он переступает порог беспомощности, становясь полностью безучастным, не принимает решения и не делает первый шаг.
  4. Рационализация – один из способов оправдать себя и состоит в поиске того единственного виновника, который и спровоцировал всю негативную, неблагоприятную ситуацию.
  5. Сублимация – наиболее благоприятная из всех реакция, которая может развиваться на стресс, эффективна как на уровне подсознания, так и в реальности. В этом варианте развития событий человек преобразует неприемлемое поведение, например, страх или агрессию, в рамках допустимого, выражая его в боксе, спортивных играх или ином действии.

Методы восстановления

Оказавшись в неприятной ситуации, когда психологический стресс поражает и сковывает, стоит знать каким образом стоит поступать, как разрядить обстановку и восстановить собственные силы. В этом случае на помощь могут прийти следующие способы и методики:

Среди иных методов восстановления можно выделить и релаксацию, а также отвлечение внимания, смену обстановки и физическую активность, которые в сочетании с любимыми музыкальными произведениями и общением позволят вывести пациента из неблагоприятной для него психологической ситуации.

Предлагаем послушать музыку для снятия стресса и нервозности прямо сейчас:

Не дай себе стресснуть

В вопросе нет ничего сложного, и любой может постичь азы предотвращения и ограждения себя от негативных ситуаций и соответственно эмоционального, психологического стресса. Практикующие психологи отмечают много методик, которые способны помочь пациенту, его организму на физическом и психологическом уровне.

В первую очередь – чаще гуляйте в парке, возле озера или реки, просто на свежем воздухе. Это прекрасная, а главное эффективная профилактика стресса.

Не менее действенным есть и ведение дневника или же составление собственного списка дел и мыслей – данная метода помогает научиться структурировать собственные мысли, находя оптимальное решение в той или иной ситуации.

Если вы переутомились, психика на эмоциональном уровне истощена – поможет восстановиться путешествие, поход или же простое общение с приятным для вас человеком, животным в спокойной и располагающей к общению обстановке.

Усилить положительный эффект помогут и специальные методики расслабления – дыхательная гимнастика или же принятие расслабляющей ванны, любимое хобби. И, конечно же – физическая активность.

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Психологический стресс

02.06.2015

Мария Барникова

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции ;
  • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная ;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • – отстранение от собственного «Я»;
  • – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

Термин «стресс» (от английского stress - давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определятся как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относится к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и Кэннон и Селье употребляли этот термин. Функцией этих физиологических реакций, вероятно, является поддержание поведенческих действий и психических процессов по определению этого состояния.

В связи с отсутствием общей теории стресса нет общепринятого его определения. Р. Лазарус также отмечал, что различные представления о сущности стресса, его теории и модели во многом противоречат друг другу.

Для пояснения понятия стресса Лазарус сформулировал два основных положения. Во-первых, терминологическую путаницу и противоречия в определении понятия «стресс» можно будет устранить, ели при анализе психологического стресса учитывать не только внешние наблюдаемые стрессовые стимулы и реакции, но и некоторые, связанные со стрессом, психологические процессы - например, процесс оценки угрозы. Во-вторых, стрессовая реакция может быть понята только с учетом защитных процессов, порождаемых угрозой, - физиологические и поведенческие системы реакций на угрозу связаны с внутренней психологической структурой личности, ее ролью в стремлении субъекта справиться с этой угрозой. Характер стрессовой реакции причинно связан с психологической структурой личности, взаимодействующий с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты.

Следствием неоднозначности трактовки понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонним психологическими представлениями явилось то, что некоторые отечественные авторы этому понятию предпочитают другое понятие - «психическая напряженность».

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположенное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

Однако, по мнению Н.И. Наенко, эти понятия фактически не дифференцированы между собой, удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков и, следовательно, можно заключить о неправомерности сведения последней к эмоциональным формам. Это мнение разделяют и другими исследователями, которые склонны рассматривать понятие «психическое напряжение», как родовое по отношению к понятию «эмоциональное напряжение».

Простого указания на обязательное участие эмоций в генезисе и протекании психической напряженности недостаточно для понимания их места в структуре соответствующих состояний. В работе Наенко раскрывается их роль в отражении условий, в которых совершается деятельность, и в осуществлении регуляции этой деятельности.

В психологической структуре психической напряженности особая роль принадлежит мотивационным и эмоциональным компонентам. Автором в теоретико-экспериментальных исследованиях обоснована целесообразность разделения понятия психическая напряженность на два вида - операциональную и эмоциональную. Первый вид определяется процессуальным мотивом деятельности, который либо совпадает с ее целью, либо находится в близких с ней отношениях. Он характеризуется тесной связью объективного и субъективного содержания деятельности. Второй вид (эмоциональная напряженность) обусловливается доминирующим мотивом самоутверждения в деятельности, который резко расходится с ее целью и сопровождается эмоциональными переживаниями, оценочным отношением к деятельности.

Анализ работ исследователей, изучавших состояние психической напряженности, позволяет определить его как неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней. [Занковский А.Н. Психическая напряженность как свойство личности., 1989 по 2]

Требуется обратить внимание на тот факт, что четкого смыслового и феноменального разграничения понятий «психологический стресс» и «психическая напряженность» исследователи не приводят. Более того, подавляющее их большинство эти понятия употребляют как синонимы, характеризующие особенности психических состояний в сложных условиях деятельности.

В ряде случаев предпринимаются попытки «развести» значения этих терминов по характеристике степени выраженности этих состояний: стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности, которая в свою очередь используется для обозначения состояний, оказывающих сильное и отрицательное влияние на деятельность в отличие от состояния напряжения, которое характеризует повышенное и адекватное условиям функционирование организма и личности.

Можно предположить, что характер соотношения категорий «мотив - цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и появления психологического стресса и в этой связи данное понятие является возможно более емким, чем понятие эмоционального стресса.

Однако до настоящего времени оба эти понятия используются, как правило, в качестве синонимов и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однозначного определения.

Разные исследователи термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного и повторного эмоционального напряжения.

Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности для индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующие развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому на ряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс».

Г.Н. Кассиль, М.Н. Русланова, Л.А. Китаев-Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.

Ю.Л. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса - с его порывом. К.И. Погадаев, учитывая ведущую роль ЦНС для формирования общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмоции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмечалось, что Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.

В медицине основной акцент в оценке сущности эмоционального стресса делается не на начальных состояниях, а на конечных фазах эмоционально-стрессового процесса, являющихся патогенетической основой многих заболеваний.

В явлении эмоционального стресса следует различать:

Комплекс непосредственных психологических реакций. Который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации , содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т.д.);

Процесс психологической адаптации к эмоционально-негативному субъективному состоянию;

Состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.

Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оцениваются по психологическим, а не соматическим проявлениям) сопровождается, по мнению авторов, широким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симптоматико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологического) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

В деятельности человека-оператора основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмоционального (психического) состояния на процесс его функциональной активности, на результативность работы. Состояние эмоциональной (психической) напряженности как раз и определяется по возникновению помех этой деятельности, появлению ошибок, отказов и т.д. В период развития непосредственной психологической реакции на экстремальное воздействие возникает больше всего в аварийных ситуаций. На первом этапе стрессовой реакции остро развивающееся эмоциональное возбуждение играет роль дезорганизатора поведения, особенно в том случае, если содержание эмоции противоречит целям и задачам деятельности. Нарушается сложный процесс анализа и плана формирования деятельности, выбора наиболее оптимальной ее стратегии.

С термином «стресс» связаны и другие понятия, таки как тревога, напряжение и т.п. По утверждению Ч.Д. Спилбергера, состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности характеризуется как личностная тревожность.

При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий стресса и состояния тревоги, но и акцентирование внимания на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время C.D. Spielberger предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По мнению автора, понятие «стресс» должно использоваться для соотнесения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями. Стресс может пониматься и как промежуточная переменная и в собирательном смысле для отображения всей сферы исследования.

Термин «стресс» Спилбергером предлагается использовать для обозначения степени распространения или величины объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации. Иначе говоря, термин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической и психологической опасности. Автор признает, что такое определение стресса, очевидно, более ограниченно, но в тоже время более точно, чем то, которое используется в настоящее время.

В противоположность понятию «стресс», отражающему объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза» по мнению автора должен использоваться для описания субъективной (феноменологической) оценки индивидом ситуации как заключающей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации в качестве опасной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в переживаниях подобных ситуаций.

Спилбергер считает, что термин «состояние тревоги» должен использоваться для отражения эмоционального состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, без относительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело значительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы - причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обосновано, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины, - например, довольно часто любое эмоциональных напряжение называют стрессом. Неоднозначность понятия стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев пи их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т.д.

Логика изучения проблемы и расширение сферы проявления стрессовых состояний обуславливают необходимость дальнейшего развития понятийного аппарата в этой области, дифференциации и четкой иерархии основных понятий. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время наряду с понятием «психологический стресс», который, как отмечено выше, некоторыми рассматривается в качестве синонима «эмоционального стресса», все чаще используется дифференцировка этого вида стресса в понятиях «профессиональный», «информационный», «операциональный», «посттравматический» и т.д.


Введение

Понятие и виды стресса

Основные причины возникновения стресса

Заключение

Список литературы


Введение


Термин стресс стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным.

Г. Селье. выяснил,что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.


1. Понятие и виды стресса


В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Гансом Селье была предложена его концепция стресса. Можно сказать, что она была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия.

Селье выделил три этапа в развитии стресса:

Тревога (фазы шока и противошока). В этой фазе организм функционирует с большим напряжением. Однако, на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизацией резервов без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, в ней падает содержание ионов хлора, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки, но более подробно о физиологических механизмах стресса речь пойдет ниже.

Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию стрессоров). Это вторая фаза. Так называемая фаза максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие фактуры среды.

Истощение (развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма). Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации.Проблемы у людей совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеческой машине"

По мнению В. В. Суворовой, стресс - это "функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов" .

Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как "общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза".

Поэтому, предметом психологии стресса являются различные виды стресса. Понятие "стресс" используется и в обыденной жизни, и в литературе по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлениям.

Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он "тонизирует" работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса. Проблема стресса и стрессоустойчивости остается острой и актуальной как для каждого человека, так и для общества в целом (А.Ю.Александровский, Л. И. Анцыферова, В.А.Бодров, Т.Б.Дмитриева, А.Б.Леонова, В. Д. Менделевич, В. Я Семке, Н. В Тарабрина и др.).

Существует сложность разработки и изучения проблемы стресса и стрессоустойчивости.Это связано прежде всего с тем, что в литературе нет единого определения стресса и существует множество теорий и моделей стресса, которые отражают процесс нарушения адаптации.

Стресс по своей сути представляет собой вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. Рассмотрим несколько вариантов определения понятия " стресс "Этот термин, получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. Английский ученый Роббер Гук использовал этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифические вызванных изменений как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования.Стресс - это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.Сущность стрессовой реакции заключается в "подготовительном" возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, можно полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов.

Причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у животных. Так, стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.В последние годы появились указания на возможность развития стресса не только под влиянием избытка стрессоров, но и при их нехватке. В эксперименте получены данные о формировании стресса в условиях искусственно создаваемой изоляции, резкого ограничения внешних сигналов (состояние, называемое сенсорной депривацией), пребывания в необычных, непривычных средах обитания (гидронавты, астронавты). Следовательно, эмоциональные стрессовые состояния могут быть вызваны дефицитом чувственных переживаний: они особенно болезненно переживаются людьми активного, деятельного склада.


2. Основные причины возникновения стресса


Стресс в нашей жизни очень частое явление. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на всю жизнь человека. Стресс -это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс, может быть вызван чем угодно. Стрессорами называют все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.стресс тревога резистентность истощение

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. По мнению психологов именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Все,что нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в различных формах.Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, их разделяют на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).

Проявления стресса можно разделить на четыре группы:

в избыточном напряжении мышц (особенно часто - лица и "воротниковой" зоны);

дрожании рук;

изменении ритма дыхания;

уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

нарушении речевых функций и т. д.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют "мышечным зажимом", и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на "снятие" таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

Также при стрессе страдают свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека - пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать.

При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.

Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:

боли в сердце и других органах;

затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;

неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.


Заключение


Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д. При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.

Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. Поэтому психология стресса является очень важной дисциплиной для изучения.


Список литературы


1) Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. №4. С. 45-54.

)Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1995, 136 с.

3) Завязкин, О. В. Как избежать стресса / О. В. Завязкин. - М. : Сталкер, 2000. - 320 с.

)Л.А.Китаев-смык Психология стресса издательство "Наука" Москва 1983 г.370 с.

)Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс,психосоматические и соматические расстройства удетей -СПб.:Речь,2005-400с

6) Общая психология. - СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г.583с.

) .Селье, Г. Стресс без дистресса Г. Селье. - М. : Прогресс, 1982. - 287 с.

) Психология под ред. А. А. Крылова. - М. : Проспект, 1998. - 584 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Рекомендуем почитать

Наверх