Пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Коучинг-техники. Краткая история логических уровней. Зачем нужна пирамида Дилтса

Своими руками 29.07.2019
Своими руками



Нейрологические уровни (чаще, для простоты, их называют логические уровни , но это не вполне точно) - концепция Г. Бейтсона и Р. Дилтса. В строении личности предлагается различать уровни:

  1. Окружение, Что меня окружает? Кем и чем я себя окружаю? Кто я как окружение для других людей?
  2. , Что я чаще всего делаю по жизни, каковы мои планы?
  3. , Что я умею, что умею лучше всего, что я люблю делать?
  4. . Почему я так поступаю? Чем обосновываю причины своих поступков?
  5. . Зачем, во имя чего я делаю то или иное? Что для меня самое важное? Каковы мои главные ценности жизни? Hа этом уровне живут, действуют и героический принимают мученическую смерть борцы за веру и за идею всех сортов и оттенков.
  6. Личностное своеобразие (идентичность). Кто я? В чем главном я отличаюсь от других людей?
  7. Личная миссия . Куда мне развиваться? Кем я могу быть, развиваясь? Каково мое предназначение? Зачем я тут?

Каждый следующий логический уровень - от миссии к окружению - должен соответствовать предыдущему: например, если заявлена новая способность, то должны быть и действия, ее реализующие и развивающие, и контексты, в которых эти действия будут производиться.

Процесс изменения также подразумевает размер человека. Каковы роли и функции, связанные с проблемой или результатом? Кто является потенциально вовлеченными субъектами? Каковы убеждения, ценности, способности и поведение, связанные с разными ролями? Наконец, есть размер того, кто и что еще касается более широкой системы или видения, окружающего роли, убеждения, способности и действия, конкретно выраженные. Этот уровень связан с тем, что мы можем рассматривать как видение и душу организации и системы.

Эти различия свидетельствуют о том, что наша ментальная структура, наш язык и социальные системы, в которых мы живем, - это столько же естественных иерархий или уровней процесса. Функция каждого уровня заключается в синтезе, организации и ориентации взаимодействий на базовом уровне.

Упражнение на "Нейрологические уровни"

Определите проблему. "Например, некие субъекты регулярно бьют меня по лицу в тёмном переулке". Дальше, оставаясь в контексте проблемы отвечайте на вопросы. Для того, чтобы работать с проблемой было проще, отвечая на вопросы, якорите уровень. Например, разложите 6 бумажек с названиями уровней на столе, и, в то время как работаете с уровнем, кладите руку на соответсвующую ему бумажку. Возможны и другие варианты якорения. Итак уровни и вопросы:

Уровень контекста - это специфические внешние условия, в которых находится мое поведение. В зависимости от плана стратегия, внутренняя карта, которая их ведет, поведение, однако, снижается до уровня простого отражения, привычки или ритуала. На уровне навыка человек может выбирать, изменять и адаптировать свое поведение к более широкому кругу внешних ситуаций. На уровне убеждений и ценностей человек способен продвигать, подавлять или обобщать данную стратегию, план или способ мышления. Тогда идентичность объединяет целые системы убеждений и ценностей в то, что становится самосознанием.

  • Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. В приведённом примере, это может тёмный переулок, грязь, слякоть, собственно субъекты... в т.ч. я сам, как один из объектов картины. Отвечаем до тех пор, пока картина не будет достаточно полной. У многих людей такой критерий того, что ответы ещё есть: Рука словно примагничена к бумажке. Когда ответы заканчиваются, рука отлипает и "примагничивается" к следующей.
  • Поведение. я захожу в переулок, субъекты просят у меня сигарету, я отвечаю: "Свои надо иметь", после чего субъекты дают в... лицо.
  • Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею смело входить в тёмны е переулки и вступать в коммуникацию со всякими подозрительными личностями. Умею хамить...
  • Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Ценности, обычно описываются одним словом, редко большим количеством слов. Убеждения же объясняют, как наши ценности связаны с другими уровнями. Например с поведением. Например: Важна свобода. Важна крутость. А быть крутым, значит хамить . Быть свободным, значит игнорировать сигналы опасности ...
  • Личностное своеобразие. Кто я? Крутой, хам, свободный человек...
  • Миссия/Цель. Зачем я это делаю? Чего я хочу. Что я получу/получаю в результате? Например: Хочу безопасно добраться до дома.

После того, как мы ответили на все вопросы, перемещаясь по нейрологическим уровням "вверх", идём обратно и обращаем внимание, как ответы на вопросы меняются:

«Духовный» уровень связан с восприятиями и картами, которые мы строим из тех областей расширенной системы, которые мы являемся частью и вне нас. Отклоняясь от конкретности поведения и опыта, каждый последующий уровень приобретает все большее и более глубокое влияние на поведение и опыт.

Поведения совпадают с действиями и конкретными реакциями, выражаемыми индивидуумом в окружающей среде. Верования и ценности приносят подкрепление, которое может выдержать или наоборот подавлять способности и поведение. Учетные данные и ценности определяют уровень мотивации. Значение является центральным критерием для человека. Вера - это способ, которым это значение связано с другими вещами в разных контекстах. Они составляют основу, в которой происходят все человеческие взаимодействия. Они определяют, как они интерпретируются и придают смысл событиям и сообщениям, а затем определяют уровень мотивации.

  • Личностное своеобразие. Кто я? Например: Разумный человек.
  • Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Например: Важны жизнь, здоровье и хороший внешний вид. Как следствие безопасность.
  • Способности . А что я вооще могу и умею? Например: Умею находить освещённую дорогу, и разруливать конфликты, чтобы все участники в результате были живы/здоровы/довольны.
  • Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: Я иду по освещённой улице. Если путь лежит через тёмный переулок, ищу освещённый путь. Захожу в переулок только если более безопасного пути нет.
  • Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. Я чистый, здоровый, нахожусь на освещённой улице. Вокруг приветливые люди.

Важное замечание: нет задачи каждый раз проходить все уровни. Как правило решение находится на более высоком нейрологическом уровне, чем проблема. Например, отвечая на вопросы по поведению, мы можем увидеть, что проблема лежит на уровне окружения "в тёмном переулке" и сменить окружение с тёмного переулка на "освещённую улицу/двор", просто каждый раз выбирая освещённую дорогу.

Они лежат в основе мотивации и определяют, какие конкретные стратегии и действия будут реализованы или отвергнуты. Идентичность заключается в роли, которую играет человек, в миссии, которая ее вдохновляет, и в ее смысле себя. Уровень идентичности касается чувства, которое группа или члены группы имеют самостоятельно. Это сложное определение. Это нечто более абстрактное, чем убеждение, и связано с более глубокими уровнями процесса включения информации, когда человек чувствует ответственность за то, что он узнал, и чувствует обязательство воплотить его в действие.

Из отчетов студентов Университета практической психологии

Пирамиду Дилса отрабатывала на брате. Он уже три месяца хочет серьезно поговорить с шефом по поводу того, чтобы зарплату ему подняли. Часто говорит об этом дома, ищет яркие аргументы, готов, кажется, уже на все 100, а разговор так до сих пор еще не состоялся. Я выбрала эту ситуацию для пирамиды Дилса потому, что ясно видно было, что где-то у него тут есть «затык», и эта история долго еще может длиться. В пирамиду он не поверил сначала. Весело и шутя начал идти, с удовольствием описывал какие у него отличные коллеги, какой замечательный шеф, что на работе ему комфортно. Бодро рассказывал, как много успевает, как сильно вырос за время работы на этой должности, много говорил о своих способностях и что у него большой потенциал расти еще дальше. «Затык» вылез на верованиях. Тут выяснилось, что он вообще-то верит, что даже та зарплата, что у него сейчас есть, уже выше той, что он заслуживает. Он считает себя просто недостойным получать больше, ведь все достается ему легко, без особых усилий. В то время, как другие пашут, как он говорит, он просто получает от работы удовольствие. А за удовольствие денег больших не платят.

Идентичность связана с миссией. Духовный уровень изменений связан с расширенной системой, частью которой является человек, и влиянием, которое оно оказывает на группу и на организацию. Конкуренция, кто еще и что еще, то есть как влиять на более широкую систему, в которой вы работаете. «Духовные» факторы являются причиной нашего восприятия принадлежности к все более широким системам, которые нас окружают. Эти факторы определяют видение или общую цель действий человека или организации.

Как вы можете видеть, каждый последующий уровень изменений включает в себя все более крупные системы, более широкую «космическую проблему». Каждый последующий уровень подразумевает различные процессы и взаимодействия, которые включают информацию предыдущего уровня и перерабатывают их. В интеллектуальных организациях изменение обычно следует за процессом, который с уровня зрения приводит к действию.

Обратно пришел он с «я» уверенным, знающим себе цену. Взял с собой веру в то, что чтобы так работать как он, многое он уже вложил и сил потратил достаточно. Разрешил себе поверить в то, что большие деньги могут доставаться не только каторжным трудом. Что работать ему можно легко, даже если кому-то это же самое дается гораздо сложнее.

Знаете ли вы «логические неврологические уровни Роберта Дилтса»? это одна из лучших «описательных моделей», которые были достигнуты в области личностного роста. Дилтс говорит, что он основывался на уровнях обучения Бейтсона и выбрал иерархическую структуру, в которой верхний уровень влияет на нижний.

Первое, что нужно сделать, - это посетить подходящую среду, в этом случае сеть, возможно, форум, где есть другие блоггеры или что-то в этом роде. Наблюдая других блоггеров, вы начнете понимать, какие действия предпринимаются каждый день, например, поиск контента, на котором можно писать статьи и создавать информационные материалы. После нескольких попыток проб и ошибок вы начинаете развивать новые навыки.

С шефом он поговорил на следующий же день. Теперь ждем ответ шефа!)

Я использовала пирамиду Дилтса во время консультации с подругой на предмет проработки ее цели, а именно создании семьи. Ее ситуация: ей 35 лет, при этом никогда не было семьи, детей тоже нет. Очень хочет создать семью, при этом говорит, что не может встретить для этого подходящего мужчину.

Эти навыки, такие как способность находить интересные темы и превращать их в красивые должности, порождают новые убеждения, такие как «Я хорошо нахожу новый контент для своего блога». Опасаясь искать материал, делать опыт и собирать новую информацию для своего блога, вы начнете чувствовать себя настоящим блоггером, идентифицируя вас с «блоггером».

Наконец, эта идентификация может привести нас к тому, чтобы дать больший смысл нашим действиям в поисках больших причин, таких как Бог и дух в целом. Прежде чем вы начнете работать с человеком в глубине души, вы надеетесь, что хирург закончил учебу и у него был большой опыт, и, возможно, он чувствует, что у него есть личная миссия в жизни, обычно помогая друг другу.

Начав с идеального Я, мы выяснили, чего она хочет: жить в Москве (или не в Москве, все равно), жилье просторное (неважно квартира или дом), 2 детей – мальчик и девочка. В муже видит друга, с которым у нее общие интересы по работе. Она занимается кино, снимает или продюссирует. Муж с хорошим чувством юмора, легкий на подъем, энергичный, спортивный и симпатичный, трудолюбивый. Отношения с мужем – на равных, взаимопомощь и взаимоподдержка, всегда можем договориться.

Ясно, что если вы на 10 лет беременны, чтобы стать хорошим хирургом, не изучая и не практикуя, вы не сможете никого надействовать. Поэтому мы можем сначала сказать, что есть два уровня, которые Вацлавик назвал бы реальностью 1 и реальностью 2. Реальность 1 - это реальность, которая окружает нас, тогда как реальность 2 - это наши мнения, мысли и убеждения о реальности 1.

В то время как остальные 3 уровня являются частью реальности второго уровня, на самом деле они существуют только в наших умах. Это та часть реальности, которую мы строим или лучше, которую мы совместно строим в компании динамичного мира вокруг нас. Другими словами, мы можем сказать, что реальность 1 порождает, она поднимает уровни реальности 2. И как только они созданы, они также могут контролировать первоклассную лайнальность. Классический случай - наш известный сейчас. Там, где только одна убежденность может изменить нашу внутреннюю химию.

Кто Я сейчас? Ощущение того, что я неудачник, теряю время, но ничего не нахожу. Для создания семьи я готова, есть опыт общения с детьми. Хочу воспитывать своих детей с терпением, пониманием и любовью, радостно и спокойно. (Не как моя мама, с нервами, срывами).

Окружение: выяснили, что в мире должен существовать такой мужчина, о котором мечтает подруга, есть также и жилье, о котором она говорит.

Модифицируя поведение и даже наши внутренние способности к самоисцелению. С этой точки зрения, если мы воображаем человека, у которого есть «личная миссия», мы можем видеть, насколько оно жесткое или нет. Например, «бдительный», который, по вашему мнению, вы действительно насторожен в каждом действии, может стать ужасным человеком в повседневной жизни. Это связано с тем, что мы слишком сильно идентифицируем себя с нашей ролью, но то же самое происходит и для любого другого типа идентификации, слишком жесткого.

Поэтому, если уровень конгруэнтности полезен для достижения своих целей, с другой стороны, преувеличенная жесткость в сопоставлении может создать еще более серьезный ущерб для целей, которые должны быть достигнуты. Вот почему наблюдение логических уровней в суровой реальности Вацлавика полезно, потому что оно позволяет вам узнать, кто является основным референтом, чтобы привлечь ваше внимание: окружающая среда, поведение и способности.

Поведение: поведение соответствует той цели, которую ставит моя подруга. Считает себя человеком взрослым, умеет быть гибкой и соблюдать договоренности, готова научиться хорошо готовить, готова помогать мужу, если помощь необходима. Поддерживает себя в порядке, и вокруг нее чисто и уютно.

Способности и возможности: считает себя способной добиться того, о чем говорим. Считает себя интеллектуально развитой, здоровой, думает, что будет хорошей матерью.

Для меня самая мудрая вещь - попытаться проехать без необходимости делать сложные психологические вмешательства, направленные на изменение убеждений. Но вы будете выглядеть странно, но многие малолюбивые люди ответили бы, что наверняка вам придется работать над убеждениями.

Если мы думаем о парадоксальных маневрах, используемых в психотерапии, это понятно. Если вы думаете о волшебнике перемен, так как Эриксон создал бы контекст, чтобы убеждение в том, что он может двигаться, возникнет сам по себе без непосредственной работы над убеждениями. Может быть, прежде чем вы отвезете трактор, а затем отвезете в машину.

Убеждения и верования: полностью совпадают с целью. Она стремится к созданию семьи, есть хорошие семейные картинки.

Ценности: Результат чрезвычайно важен, готова вкладываться в достижение цели по полной. Сейчас основная ценность – работа, саморазвитие (но это пока нет семьи).

Я еще раз описала образ идеального Я, воспроизведенное с ее слов и затем совместили образ Идеального Я и Я.

Очевидно, вместо этого, когда проблема более сложная, она требует более прямого участия других уровней. Но поскольку вы начали замечать эти уровни, раз разбившись на два, они ведут себя систематически. То есть, оба они взаимодействуют друг с другом, но уровень, на котором у вас больше свободы действий, является, конечно, реальностью первого уровня.

Другие темы касаются создания и развития навыков и средних навыков. Скорее всего, вы иногда решили что-то сделать, но вы чувствуете, что «что-то не так». Вероятно также, что «что-то не так» позже и негативно отразилось в реальности. Управление людьми, командами или целыми организациями аналогично: с одной стороны, существуют рациональные соображения и решения, а с другой - эмоциональные сигналы о том, что все не так.

Теперь в образе Я она почувствовала себя счастливой, сильной, спокойной, уверенной. Исчезло ощущение неудачника по жизни.

Ценности: семья занимает 1 место в списке ценностей.

Убеждения и верования: смены убеждений не произошло, семья, как и прежде, действительно важна.

Способности и возможности: появились новые способности и возможности – с семьей все получается, есть уверенность в себе, рождаются разные творческие идеи, которыми я делюсь с мужем и детьми. И все, что я делаю, хорошо и качественно, меня уважают за то, что я делаю, а я чувствую радость.

Традиционный подход делового мира для решения такого частых противоречий между логикой и эмоциями по существу двоякий: до пятнадцати лет назад рациональность и эмоции были просто благоприятными. Второй крайний подход начал проявлять много с увеличением объема информации и скоростью принятия решений. Информация такая же, и время принятия решения настолько коротко, что менеджеры также должны руководствоваться своими чувствами при принятии решения. И, кстати, исследования показывают, что чисто рациональное решение работает только в относительно простых решениях, тогда как сегодняшний бизнес-мир определенно не таков.

Поведение: стала более женственна, отпала защитная реакция (все делаю только сама!), показная самоуверенность, появилась расслабленность, потому что есть тыл, на который можно опереться.

Окружение: еще раз описали все из идеального Я моей подруги с учетом изменившихся ценностей, способностей, возможностей и поведения. Сохранили этот образ.

Поэтому эмоции имеют место не только в процессе принятия решений, но и во всем процессе достижения цели. Но есть одна основная проблема: хотя общение на рациональном уровне не позволяет большинству менеджеров не общаться с эмоциями не только с эмоциями других людей, но и с эмоциями, присущими силам большинства менеджеров, они не принадлежат. Они не могут точно указать, что конкретно их эмоциональная система говорит им. Они в лучшем случае способны описать, что у них странное чувство, или отрицательное или противоречивое чувство.

Поэтому им нечего делать, кроме как следовать рациональному мышлению и подавлять эмоции или подавлять логические аргументы и полагаться на общее, нереальное, странное чувство. Неспособность общаться на эмоциональном уровне должна, конечно, отразиться на производительности и эффективности управленческой работы, а это также означает, что человек не может вести себя, не говоря уже о том, чтобы возглавить.

Техника очень понравилась подруге, т.к. она ярко воссоздала образ Идеального Я в своем воображении.

Уровни Дилса – это вообще чудо какое-то! Просто безотказная техника.

Во-первых, я чувствую результат на себе, так как мы с напарником отрабатывали это на тему “Успешный и нужный тренер”.

Во-вторых, опишу два примера того, как я сделала это с двумя людьми.

Пример с Романом. У Романа было желание зафиксировать состояние бодрости и драйва, с которым он пришел. Ему редко удавалось входить в такое состояние, и, как правило, оно довольно быстро уходило, буквально через несколько дней.

После того, как он прошел по всем уровням и встал на уровень «Идеального Я», человека словно подменили, он вошел в состояние небывалой уверенности, чувствовал, что перед ним открыты все двери, что он творец. Ему хотелось действовать немедленно и не терять ни минуты! Это дорого стоит.

И еще пример с Анной. У нас было общение по скайпу. Одна из задач, которая стояла перед энергичной и крайне эмоциональной женщиной – спокойно и мягко, с юмором относиться к негативным ситуациям.

Анна сидела перед ноутбуком, я попросила ее закрыть глаза. И упражнение от начала до конца она делала именно с закрытыми глазами. В итоге вы бы слышали ее голос! Он преобразился до неузнаваемости! Он стал мягок и спокоен, речь томной и размеренной, а не как раньше – тараторила на повышенных тонах. Она не могла поверить в то, что с ней происходило, такое состояние она почувствовала в первые за 40 лет! Так же она сказала, что в самом конце чуть не потеряла сознание. С чем это связано, не знаю. Но результат на лицо! Передо мной сидел новый человек – полный счастья, покоя, умиротворения. Она и так с большим уважением ко мне относилась, теперь вообще супер гуру меня считает)))))

Тема «Логических уровней» была разработана Робертом Дилтсом как обобщение идей, выдвинутых крупнейшими философами ХХ столетия Грегори Бейтсеном и Бертраном Расселом.

Человек издавна стремился установить и организовать различного рода иерархии (социальные, ценностные, познавательные и так далее). Даже для того, чтобы выбрать себе еду в огромном супермаркете, мы должны иметь какие-то предпочтения, то есть создавать внутри себя «субъективную неравноценность» между предлагаемыми продуктами (иначе нам пришлось бы купить ВСЁ или умереть голодной смертью ). Предпочтения постепенно образуют собой убеждения, и каждое из них может находиться на различных Логических Уровнях.

Р.Дилтс предложил следующую пирамиду Логических уровней:

Применительно к ней действует «Закон Пирамид»: «Изменение, происходящее на более низком Логическом уровне, почти никогда не приводит к изменениям на более высоком Логическом уровне; а изменение, происходящее на более высоком уровне, почти всегда приводит к изменениям на более низких уровнях». Убеждение «Магазин закрыт, потому что там ремонт» действует на меня гораздо меньше, чем убеждение «Я никогда не получаю то, что хочу». В целом, можно сказать, что убеждения оказывают более сильное влияние по мере того, как они становятся 1). более обобщенными и 2). более индивидуальными. Совсем по-разному звучат высказывания: «У меня есть машина» (уровень Окружения), «Я умею водить машину» (уровень Способностей) и «Я – человек, который не может обходиться без машины» (уровень Личностного Своеобразия). Скорее всего, будет большая разница в мышлении и поведении двух людей, один из которых говорит: «У меня появился ребенок», а другой скажет: «Я стал отцом». Когда человек убежден в том, что он – Неудачник, а не просто случайно сделал не совсем верный ход, это оказывает на него куда большее воздействие. С точки зрения НЛП, модель Логических уровней очень важна для выбора способов работы с клиентом. Как правило, эффективное решение любой проблемы находится на более высоком логическом уровне. Например, если кто-то говорит вам, что он расстроен из-за того, что от него ушла любимая девушка (изменения на уровне Окружения и Поведения), вы можете напомнить ему, что с ним осталась его СПОСОБНОСТЬ любить и строить отношения.

Техника «Интеграция логических уровней».

Эта техника применяется для того, чтобы четко структурировать имеющуюся у человека к настоящему моменту информацию о желаемой цели и подобрать наиболее важные ресурсы для быстрого и эффективного продвижения к ней. Главным вопросом на каждом из логических уровней будет вопрос значимости того или иного элемента опыта человека в контексте выбранной цели. (Эта техника работает с теми задачами, где у клиента нет явного негативного опыта или ограничивающих убеждений! )

Всю процедуру выполнения техники можно мысленно разделить на две части: путь от Окружения к Миссии и от Миссии обратно к Окружению. Первая часть похожа на инвентаризацию того, что у человека уже есть на сегодняшний день важного для реализации его цели. Поэтому консультант все вопросы задает только в настоящем времени. Цель консультанта на первом этапе: помочь клиенту собрать максимум значимой информации об имеющихся у него на каждом уровне ресурсах, и отделить один уровень от другого. Также, для увеличения качества проработки цели, вы можете ввести дополнительную градацию значимости на каждом уровне, предложив клиенту расположить всю собранную на одном уровне информацию в порядке первостепенности.

На месте расположения «Миссии» клиент очень детально представляет образ себя, полностью реализовавшего свою цель, размышляя при этом о вещах глобальных, таких как: «А ради чего я делаю все это»? «Что еще может принести достижение моей цели для меня, моих близких, моей организации, моей страны, моей планеты и т.д.?», и ощущая себя при этом, частью какой-либо большей системы (организации, страны, Вселенной).

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом Логическом уровне. Одними из главных, при продвижении «вниз» по Логическим уровням, будут вопросы: «Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?»

Шаги техники :

1. Вместе с клиентом подготовьте физическое пространство для каждого из шести логических уровней (расположите листы бумаги с названиями логических уровней на полу).

2. Определите его цель или контекст жизни, с которым вы собираетесь работать.

3. Шагните на лист «Окружение» и попросите клиента ответить на вопрос: “Какие значимые для достижения вашей цели люди и вещи уже имеются в вашем окружении? Есть ли еще какие-то детали в вашем сегодняшнем окружении, которые вам кажутся важными?

4. Сделайте шаг на лист «Поведение» и задайте вопрос: «Что именно вы делаете, уже сейчас, для достижения своей цели в данном окружении?»

5. Шагните на лист «Способности» : “Какие ваши способности помогают вам продвигаться к вашей цели? Что еще вы умеете? Что еще могли бы делать? Какими еще возможностями вы обладаете?”

6. Шагните на лист «Ценности/Убеждения» : ”Какие ваши ценности и убеждения помогают вам продвигаться к вашей цели? Во что вы верите? Какие убеждения поддерживают ваши способности?

7. Шагните на лист «Личностное своеобразие/Идентификация» : “Кто Я? Каков Я? Что отличает меня от других людей? Как можно называть человека, обладающего таким набором способностей и убеждений? ” Если нужно, клиент может использовать метафору для выражения своего личностного своеобразия.

8. Прежде, чем шагнуть на лист «Миссия/Духовность» , попросите клиента представить как можно более детально образ себя в будущем, полностью реализовавшим свою цель. Путь он опишет сенсорно свой образ, свое видение мира, частью которого является он сам. Затем, шагните на лист «Миссия/Духовность» – помогите клиенту ассоциироваться с этим опытом и ощутить себя, обладающим всеми ресурсами, которые были нужны для реализации его цели, осознать себя духовным существом, частью Вселенной, частью чего-то большего, чем он сам…

9. Увеличьте интенсивность его переживаний и заякорите его физиологическое состояние, поддерживающее чувство Миссии/Духовности. Удерживая это состояние с помощью кинестетического якоря, идите назад, шаг за шагом, к «Личностному своеобразию», «Ценностям и Убеждениям», «Способностям», «Поведению» и «Окружению». Помогите клиенту привнести осознание собственной Миссии и образ себя на каждый из логических уровней и обратить внимание на изменения и добавления на каждом из них, которые теперь помогают ему продвигаться к достижению своей цели. Продвигаясь от уровня «Миссии» к «Окружению», важно сохранять соподчинение всех ЛУ с найденной Миссией: “Какое Личностное своеобразие будет более полно отвечать данной Миссии? Какие Ценности и Убеждения будут соответствовать такому Личностному своеобразию? Какие новые способности добавляются теперь, когда вы обладаете такими Ценностями и убеждениями?” И так далее.

(Если на каком-либо этапе вы поймете, что клиент начал терять доступ к ресурсам своей Миссии, то всегда можно вернуться на уровень «Миссии» и еще раз заякорить это состояние, а затем продолжить работу.

10. Дойдя снова до уровня «Окружения», и перечислив все изменения на этом уровне, выйдите в Метапозицию и проведите экологическую проверку и подстройку к будущему.

4 599 просмотров

Рекомендуем почитать

Наверх