Картины русских художников посвященные масленице. Масленица в русской живописи

Постройки 17.06.2019
Постройки

«Народ — венец земного цвета, краса и радость всем цветам…»

Александр Блок

Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.

Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, . Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.


Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей — прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.


И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» — были всегда единственным «сюжетом» моих картин», — так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.

Борис Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Там же он получил первые уроки живописи, а затем юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств. Кустодиев быстро перерос из простого студента в помощника и молодого коллегу своего профессора, помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович в ответ не скупился на похвалы: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он — художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»

Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.

По возвращении из Европы, где художник копировал и изучал старых мастеров, Кустодиев много работает, позже становится членом Академии Художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был, конечно же, «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт — так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».

Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее — атмосфера в России и личные обстоятельства жизни художника. С 1909 года он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.



Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.



Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"





Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины





Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.



Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.



Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра



Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.



Петр Николаевич Грузинский "Масленица" 1889 г.



Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век



Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903



Анна Виноградова "Масленица" 2005 г.



Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.



Валерий Сыров "Масленица" 1998-1999 гг.



К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.



Шелякин Анатолий Николаевич "Масленица" 2001 г.



Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.



Н. Фетисов "Широкая Масленица" 1990 г.


Праздниках

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Ещё о


Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.


2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005

2. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.


4. А. Брусилов. Масленица, 1999


1. Встретить масленицу

Первый день масленицы получил название - встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.



5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».


6. Ф. Сычков. Катание с гор, 1937


2. Скатиться с горки на санях

Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.



7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919

8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920


Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.




9. П. Балод. Масленица






10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916


Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.


11. И. Шурихина. Масленица


4. Сходить к теще на блины

В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное - помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.



12. П. Грузинский. Масленица, 1889



13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908


Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.


14. А. Черкашина. Масленица, 2002


5. Подобрать костюм

В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:

Предки - "старцы", "покойник", "высокие старухи".
Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).
Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".
Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".
Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".



15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

16. Л. Соломаткин. Масленица


Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.


17. А. Мырочкина. Масленица, 1998


6. Взять «снежную крепость»

Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» - значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.





18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897

19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869


Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.


20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001

21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы


7. Сжечь чучело Масленицы

В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника - сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.




22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973


© «Культурология» и «Русская семёрка», 6-7 марта 2016

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица мы предлагаем посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний. Данные картины могут быть использованы воспитателями и учителями как наглядный материал при проведении тематических занятий про Масленицу.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.


Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.


Борис Кустодиев "Зима"1916 г.

Вариант картины "Масленица"


Борис Кустодиев "Масленица"1916 г.


Борис Кустодиев "Масленица"1920 г


Борис Кустодиев "Масленица"1920 г.


Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)"1916 г

Борис Кустодиев "Масленица"1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник


Анна Виноградова "Масленица"2005 г.

Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица"1908 г.



Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица мы предлагаем посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний. Данные картины могут быть использованы воспитателями и учителями как наглядный материал при проведении тематических занятий про Масленицу.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.


Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.


Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"



Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины



Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.


Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.



Рекомендуем почитать

Наверх