Труждающиеся и обремененные аз упокою вы. Русский синодальный перевод

Из поликарбоната 01.09.2020

Недавно по одному из телевизионных каналов показали публицистический фильм, в котором с десяток русских ученых из различных областей знания, подтвердив для начала реальность Всемирного потопа, поведали о том, какие стихийные бедствия могут на нас свалиться в уже не столь отдаленном будущем. Получился фильм-размышление на апокалиптическую тему со строго научной подоплекой. Но, в конце концов, ведь и евангельские волхвы пришли к младенцу Христу, ведомые разумом и вычислениями, связанными с астрономией и математикой...

Научная «страшилка» качественно отличалась от того, чем нас кормит кинематограф, подготавливая к тем же апокалиптическим событиям, но с другой стороны - приучая к уродству, к без-образию (нарочно разделяю это слово, подчеркивая его основу - «образ»), к грязи и смраду, дабы мы со временем принимали их как нечто родное и естественное. Кстати, перед Всемирным потопом именно так и получилось - широкое распространение греха, привычка к мерзости стерла само понятие греха, спутала понятия добра и зла, а когда растление достигло пика...

Но, как уже было сказано, ученые вопросов нравственности в фильме не поднимали, хотя и то, что они в самом начале обратились к Священному Писанию, переносит их исследования в совсем иную плоскость. От взгляда верующего человека не должна была ускользнуть география этих научных прогнозов. На передней линии предстоящих бедствий указывался мир, именующий себя «постхристианским», то есть знавший некогда Христа, но от Него отрекшийся. Под самый сильный удар попадали наиболее передовые в отречении страны - те, где свершились первые в Европе революции, где впервые были узаконены однополые браки и прочие знамения «свободы». Им учеными предрекалась судьба Содома - разве что с меньшим количеством соли. Ну а в конце фильма, когда разволновавшегося зрителя следовало бы успокоить, наука в своей попытке дать какие-нибудь полезные советы, основательно забуксовала, обнаружив свою беспомощность. Она просто не дошла до самого конца пути волхвов - не поклонилась Спасителю.

Так ли на самом деле сложен ответ на вопрос: «что делать?». Нет. Любой сельский неученый батюшка может сразу дать точный ответ: надо покаяться. И через покаяние вернуться к Богу. «Мир сегодня заполнили разного рода «безопасности», - говорил святогорский старец Паисий, наш современник, - но, будучи отдаленным от Христа, он чувствует величайшую беззащитность. Ни в одну эпоху не существовало такой беззащитности, как у современных людей» («С болью и любовью о современном человеке» М., 2003, с.24-25). Разве можно этому возразить? Можно только добавить к беззащитности безнадежность, бессмысленность и одиночество.

Отдаление от Бога делает человека уязвимым перед силами зла. Разгул оккультизма, упадок морали и нравственности, культуры и образования, лень, грубость, эгоизм, физические болезни, наше постоянное беспокойство и страхи, метания и недовольство, равнодушие и обособленность - все это следствия нашей жизни вне Бога, выбора неверного пути. Об опасности уклонения от своего предназначения можно убедиться и на примере российской истории. Междоусобные княжеские войны закончились монгольским нашествием, увлечение французскими идеями - нашествием Наполеона, увлечение немецкой философией - войной с немцами. Клятвопреступление и присяга иноверцам в лице Лжедмитрия ввергло Русь в Великую смуту 17 века, за вторым клятвопреступлением последовала революция 1917 года. «Безбожную пятилетку», призванную добить остатки православия в России, остановила необходимость защиты Родины от фашистов. А что же решило исход событий - победу над Мамаем, Гитлером, французами, поляками? Покаяние. Искреннее и всенародное. Святые отцы Церкви говорили, что даже если антихрист будет стоять на пороге Третьего Храма, он может быть отброшен покаянным обращением народа ко Господу. Тогда история продлится ради спасения многих. Спасения - в христианском смысле этого слова. Но для покаяния необходимо различение добра и зла, умение распознавать мерзость сатанинскую, а отягощенность грехами притупляет духовное зрение вплоть до полной слепоты.

Таким образом, время кончины мира всецело зависит от духовного состояния человечества, и, выходит, что мы сами творим наш завтрашний день. Забывая или попросту не зная, что без Бога человек способен только разрушать. Что грех каждого разрушает не только его самого - его душу и тело, он разрушительно отражается на его семье, его народе и на человечестве в целом. Именно поэтому каждый из нас ответственен перед всеми. И когда в Прощеное воскресенье мы просим прощения у людей, которым не сделали ничего дурного, в этом есть глубокий, хотя и непонятный многим смысл.

Что же такое грех? В массовом, поверхностном представлении грех - нарушение этической нормы, нехороший поступок. В действительности нехороший поступок - это уже следствие греха. В глубине своей грех - явление духовное, метафизическое. Его сущность в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой человек сотворен и к которой он призван. Каждый совершённый нами грех - это измена Богу, своему Создателю, противодействие Божией воле - всеблагой и всесовершенной, отвержение Бога и союз с демоническими силами. Конечно, я даю себе отчет насколько все это абстрактно для современного человека, поэтому напомню читателю о важнейших событиях Библейской истории.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь говорится не только о душе как образе Божием, но и о Божией благодати. Вот что писал об этом русский религиозный мыслитель В.Н. Лосский со ссылкой на св. Григория Богослова: «Душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, животворящее присутствие Духа Святого. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования» (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие - М., 1991, с. 239).

Благодать Божия, обитавшая в Адаме, была основой его общения с Богом в раю. Согласно церковному преданию, сотворив человека, Бог вложил в него начатки всего сотворенного Им ранее. Так человек, венец творения, единственное духовно-телесное существо во Вселенной, согласно Божественному Замыслу должен был объединять в себе телесный и духовный миры, царствовать над материальным миром и, неся в себе божественное начало, одухотворять материю. Через Адама все творение было призвано к радости бытия в любви и единении со своим Творцом. Именно это единство было разрушено в грехопадении. Был нарушен богоустановленный порядок. Все пребывало в полной гармонии лишь при условии связи человека с Богом. Когда грехопадением эта связь прервалась, все пришло в состояние расстройства, борьбы и разделения, в мир пришло зло и его следствие - страдание как противоположность блаженству и смерть как противоположность жизни.

Бог сотворил мир - духовный и материальный - совершенным, предназначенным для вечного нетленного бытия. Он не сотворил зла. Христианство категорически не приемлет дуализма - утверждения о равновеликости добра и зла. Добро, тождественное Истине и Любви, есть Сам Бог. Зло же, не будучи сотворенным, не имеет сущности, оно только искажение Божественной гармонии мироздания, отступление от добра. Так тьма является лишь отсутствием света, а не чем-то бытийно самостоятельным. Добро невозможно без свободы выбора, иначе оно потеряло бы свое моральное содержание. Так же как без свободы не может быть любви. Таким образом, зло - это результат злоупотребления свободой. Сначала, как мы знаем, от Бога отпала часть сотворенных Им ангелов. Встав на путь самоутверждения, они превратились в злых духов, бесов и своей поврежденной природой стали постоянным источником зла. Первородный грех так же был свободным актом человека. Преступив заповедь о невкушении плодов от древа познания добра и зла, человек сам выбрал путь, не совпадающий с Божией волей. В стремлении стать независимым от Бога, он исполнил волю дьявола, чем предал своего Творца и отказался от определенной Им цели жизни - богоуподобления. Он захотел стать как бог самостоятельно и сразу, но, не имея в себе самом источника жизни, стал тленным и смертным. «Ибо грехом своим люди перенесли центр жизни своей во вне-Божию реальность, из бытия в небытие, из жизни в смерть, отринулись от Бога и заблудились в мрачной и беспутной дали фиктивных ценностей и реальностей, так как грех отбросил их далеко от Бога» (Архимандрит Иустин (Попович). О первородном грехе. Библиотека сайта pravbeseda.ru).

Так произошла глобальная катастрофа, поразившая не только праотцев наших, но и всех их потомков, а также весь сотворенный мир. В человеке нарушилось единство сил души - они пришли в состояние болезненного разлада. Человеческий разум помрачился и утратил прежнюю мудрость, прозорливость и размах, из богоцентричного он стал эгоцентричным. Поврежденность воли привела к тому, что она стала грехолюбивой и склонной более ко злу, нежели к добру. Загрязненное и оскверненное грехом сердце предалось неразумным стремлениям и страстным желаниям. Образ Божий в человеке был глубоко поврежден, помрачен и изуродован. Весь мир после грехопадения уже не мог быть прежним. И вместе с человеком весь сотворенный мир стал жить вне Бога и поэтому страдать. Еще раз повторю, что страдание создано не Богом, а свободной волей человека, отпавшего от Бога. А также напомню то, о чем многие забыли: свобода предполагает ответственность.

Предвижу вопрос: неужели нельзя было простить грехопадение? Даже при том, что Адам не захотел взять на себя ответственность за совершенное и пытался свалить свою вину на Еву, а через нее - на Самого Бога. Ведь мы знаем, что Божия милость безгранична. Здесь нужно предостеречь читателя от попыток толкования своим разумом того, что лежит за пределами не только человеческого, но и ангельского разумения. Видимо, для человека, наделенного свободной волей, прощения было недостаточно. Ведь искупление не могло быть насильственным, механическим. Для устранения последствий грехопадения и восстановления утраченного единства было необходимо воссоединение воли человеческой с волей Божией. И падение, и спасение начинается с воли. Человек должен был получить возможность перерождения из падшего состояния в новое, возможность выбора, который определил бы его вечную жизнь. И эту возможность он получил. Вместо потерянного рая Господь отворил для всех нас врата Царства Небесного.

Искупление - это величайшая и непостижимая тайна Божией любви. Любовь Божия не могла допустить, чтобы мир существовал в отпадшем состоянии. Но для искупления требовалась такая жертва, которая по степени достоинства превосходила бы всю Вселенную и, вместе с тем, по природе своей была быть подобной тем, за кого она приносилась. Такую жертву принес Богочеловек Иисус Христос, заменив всех и каждого человека Собой. Будучи безгрешным, Он принял наказание (крестные страдания) за наши грехи и оправдал нас Своей правдой, сняв с нас проклятие греха. Была восстановлена возможность соединения с Богом через жизнь в Боге. Господь дал нам средства борьбы со злом, указал путь к спасению и всей Своей земной жизнью показал нам пример истинной любви. Он основал на земле Новозаветную Церковь и соединил ее с Небесной Церковью. Христос воскрес, победив смерть, и теперь нас так же ожидает всеобщее воскресение, «жизнь будущего века». Но эта жизнь - не продолжение и не повторение земной жизни, а преображение, переход в другое бытие, где воскресшее тело обретет новые свойства и будет подобно телу воскресшего Христа Спасителя. В воскресении встретятся родные и близкие люди - все, кого в этой земной жизни соединяла любовь. В Царстве Божием не будет разлук, страданий и смерти, исчезнет время, а пространство не будет преградой для человеческого тела.

Но пока процесс земной жизни продолжается по-прежнему, мир во зле лежит, телесная смерть, как следствие греха, осталась, и через нее должен пройти каждый человек. И в процессе этой земной жизни каждый человек, обладатель свободной воли, должен сделать выбор между вечной жизнью или вечной смертью, определиться, с кем он будет в вечности - с Богом или с дьяволом. С Богом - через веру в Иисуса Христа, становясь участником искупления, сопричастником Креста, Голгофы и Воскресения. С дьяволом - через свои грехи, ибо «своими грехами мы обновляем тот союз с демоном, в который вступил наш праотец. Господь искупил нас от греха, но благодать искупления мы должны принять добровольно. Поэтому наша земная жизнь - это выбор, путь и борьба» (Архимандрит Рафаил (Карелин). Статья «В чем истинная жизнь». Сайт: karelin-r.ru). Хорошо запомните: выбор, путь и борьба. И не откладывайте надолго.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). Мы живем в мире, насквозь пропитанном ложью. Ложь проникает даже в церковную ограду. Это было и раньше. Но наше время особенно опасно тем, что из сознания людей стирается само понятие греха, даже смертного. Широкая пропаганда вседозволенности, ложно выдаваемая за свободу, привела к тому, что грех приобрел особую дерзость, размах, перестал скрываться и едва ли не приравнялся к доблести. В крайнем случае его называют «иным стилем жизни», «нетрадиционной ориентацией», но, опять же, непредосудительной. Смертные грехи, содомский грех, как и любые другие называют чем угодно, только не грехами.

Святые отцы Церкви говорили, что наше чувство греха зависит от нашей близости к Богу. Так по мере стяжания благодати человеку открывается его падение. Нам представляется странным, что святые подвижники считали себя великими грешниками и непрестанно плакали о своих грехах - казалось бы: какие у них грехи? Хотя все знают, что в лучах солнечного света хорошо видна каждая пылинка, а в темноте не видно даже самой ужасной грязи. Святые подвижники, сподобившиеся от Бога дара духовного ви дения, могли рассказать человеку о его неисповеданных грехах во всех подробностях. Это свидетельствует о том, что грех - это реальная грязь, входящая в душу. Не смытая покаянием, она остается в душе и переходит с ней в вечность.

Любой человек непрестанно грешит и поэтому должен непрестанно каяться. Но многие ли знают о том, что они непрестанно грешат? Вряд ли, если учесть, что «клинические случаи» полной безгрешности - увы, не такое уж редкое явление. Между тем, самый тяжелый недуг - это уверенность в своем добром духовном здравии. Кстати, если вам попадется человек, утверждающий, что он не нарушал Божиих заповедей, попросите его их назвать и убедитесь, что редкий «праведник» знает больше четырех. Но даже четыре он не сможет верно истолковать. Это о десяти заповедях Ветхого Завета. В Новом Завете Господь дает около трехсот заповедей, по которым мы должны строить свою жизнь. И если мы их не знаем, то это наша беда, но никак не наша безгрешность.

Один опытный духовник как-то высказал мысль, что если высветить и показать как на экране все то, что происходит в сердце и в мыслях так называемых «порядочных людей», то мы увидим тех же духовных змей и спрутов, что и у очевидных грешников. Иногда человек «порядочен» лишь по причине невозможности реализовать свои страсти (в народе это называется «бодливой корове Бог не даёт рога»), зато в мыслях своих и фантазиях он «пускается во все тяжкие», отнюдь не считая себя грешником и даже частенько напоминая окружающим: «я - порядочная женщина!» или «я - честный человек!».

«Ничто так легко не совершается, но и ничто так трудно не понимается, как грех» - говорил живший конце 17- начале 18 веков святитель Илия Минятий (Слово об исповеди в третью неделю поста. Сайт: pravoslavie.ru). И если на серьезные падения наша совесть еще способна отозваться, то по поводу сопутствующих нам едва ли не ежечасно так называемых «мелких грехов», она уже не беспокоит. А что говорит Евангелие о наших любимых занятиях - осуждении и сплетничании или о непрощении обид? Говорит: чтобы не быть судимым Богом, нужно самому никого не осуждать, чтобы быть прощенным Богом, нужно самому всех прощать. Покрой грехи брата твоего и Господь твои грехи покроет. Но мы не привыкли смотреть на себя в свете Евангелия. Обычно мы сравниваем себя с другими людьми, и в этом едва ли не все становится похожим на самодовольного евангельского фарисея. Болезнь фарисейства, имеющая несколько степеней тяжести, особо опасна не только своей широкой распространенностью, но и тем, что она протекает незаметно для зараженного ею, делая его неспособным к истинному покаянию. Вспомним еще раз эту притчу: человек даже в храм приходит, чтобы осудить, унизить, обесчестить других и оправдать себя своими добрыми делами. Духовный плод, который он приносит Богу - сатанинская гордыня.

Петербургский священник Алексий Мороз в одной из своих книг приводит основные психологические типы людей, встречающиеся на исповеди, первый из которых - человек с самодовольной совестью. «Для людей этого типа, независимо от их интеллектуального уровня, характерна духовная малосознательность и, как следствие ее, - религиозное самодовольство, ложное ощущение своего духовного благополучия. Эти люди не стараются задумываться над духовными проблемами и вообще их мало что тревожит помимо ежедневных мирских дел. В храм они приходят по традиции, а не по зову сердца... Потребности в духовной жизни у них нет, а все свое внимание они сосредотачивают обычно на внешнем и при том второстепенном. Например, во время центрального места Литургии, евхаристического канона, когда требуется наибольшая молитвенная сосредоточенность, люди подобного типа ставят или передают свечи, стремятся приложиться к иконам, расталкивая и отвлекая других молящихся».

(Покаяние и исповедь на пороге XXI века, СПб, 2004, с.464). От себя добавлю немного из местной специфики: а еще будто нарочно дожидаются молитвы о сошествии Святого Духа на Св. Дары, чтобы шумно рыться в сумочках, шуршать пакетами, пересчитывать наличность своего кошелька и т.п.

Противоположный тип - люди с мнительной совестью - тоже многим хорошо знаком: эти люди буквально раздавлены сознанием своей греховности. Страх впасть в грех и ввести ближнего в какое-нибудь искушение заставляет их шарахаться от людей. «Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. Все неумеренное - от бесов, сказал преподобный Пимен Великий» (Св. Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни. Минск, 2001, с. 186).

Но вернемся к евангельской притче: что там противопоставляется самодовольной совести фарисея? Смирение и покаяние. Мытарь не находит себе оправдания, он знает, что не имеет никаких заслуг перед Богом, поэтому рассчитывает только на Его милосердие. И по смирению своему оправдывается. В отличие от фарисея, имеющего массу заслуг, обесцененных гордыней. Спасти можно только погибающего, вопиющего о помощи. А на свои добрые дела лучше не рассчитывать. Нужно всегда помнить: то, что мы считаем добром, в очах Божиих таковым может и не быть. На Страшном Суде «будут судимы не только грехи, но и правды человеков; там многие правды их осудятся правдою Всесовершенною» (Св. Игнатий Брянчанинов. Указ. соч. с. 118).

Во время работы над этой статьей в моей семье произошли события, заставившие еще глубже прочувствовать освещаемую тему. Одно за другим как гром грянули известия о тяжелом заболевании двух моих родственниц. Есть такие диагнозы, которые мгновенно останавливают всю нашу суету и возвращают подлинные ценности на свое законное, почетное место. В одном из писем, присланных мне в эти дни, рассказывалось о приемном отделении областной онкологической больницы. Огромная очередь больных, долгое - не менее шести часов - ожидание. «В обычной поликлинике - писалось в этом письме- уже бы все переругались, а здесь больные терпеливы и очень внимательны друг к другу».

Болезнь лишает земных иллюзий. Она заставляет оторвать свой взор от телевизора, ярких витрин, от недостатков своих знакомых и обратить его к небу. Для начала нужно, как евангельскому блудному сыну, прийти в себя. Потому что состояние греха - это состояние безумия. Сравнение может показаться слишком сильным, но как иначе назвать предпочтение лживого и жестокого дьявола милосердному Богу? Да и кто по своему опыту не знает, на какие безумства толкает страсть, кто не видел, насколько люди, поддавшиеся страсти, похожи на сошедших с ума в самом прямом, медицинском, смысле этого слова?

И вот скорбь становится средством для прозрения, для возвращения в себя. Тогда лучше не останавливаться, а продолжать идти, ибо дальнейший путь лежит уже к Богу. «Блудный сын под тяжестью стыда и страха идет медленно. А любящий отец - бежит навстречу ему. Пусть он виноват и заслуживает наказания. Пусть он грязный и пахнет еще свиньями, которых он пас, - отец обнимает его и прижимает к груди. Так дороги Богу те, кто истинно кается. Отец целует своего сына. Это не просто поцелуй приветствия. Это печать полного прощения и любви» (прот. Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя о блудном сыне. Сайт: pravoslavie.ru). «Сын же сказал ему: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим» (Лк.15:21). Это - необходимое для прощения и мира исповедание греха. Святитель Феофан Затворник в своем Слове в Неделю о блудном сыне говорит, что возвращение грешника в состояние оправданности и Богоусыновления « исполняется тогда, когда он, решившись исправиться, исповедует грехи свои и, получив разрешение от духовного отца и прощение от Господа, причащается святых пречистых и животворящих Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную» (О покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. 1909, с.33).

Отчасти эта цитата может служить ответом на часто задаваемый вопрос: а может ли человек покаяться перед Богом сам? Может. Но этого не достаточно. Господь дал особую власть разрешать грехи апостолам и их преемникам (епископам и пресвитерам). «Истинно говорю вам: что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18) . Явившись апостолам после Своего воскресения, Господь сказал им: «... мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21-23). Церковь данной ее иерархии властью разрешает (освобождает) от грехов не только в меру принесенного покаяния, а в значительной степени в долг, снимая всю тяжесть греха полностью. Так восполняется немощность нашего покаяния, наша слепота относительно самих себя. Но в Таинстве Покаяния происходит не только прощение и разрешение, а еще и воссоединение человека с Церковью. Ведь грех разлучает человека с Богом и Его Церковью. Восстановление единства с Церковью может дать только сама Церковь.

Таинство Покаяния приносит исцеление, совершаемое действием Божией благодати и устраняет грех как препятствие для принятия Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии (за исключением случаев, когда совершение тяжких грехов требует продолжительной подготовки или епитимии). Все таинства Церкви имеют своим источником и основанием Воплощение Господа Иисуса Христа. «Таинственные» действия Церкви суть не что иное, как живое продолжение и непрестанное распространение Воплощения во времени и пространстве. Именно таинства обеспечивают постоянное и динамичное присутствие Воплощенного Христа среди народа Божия. Говоря словами св. Льва Великого, «Тот, Кто был видим как наш Искупитель, ныне сокрылся в таинствах». Таинства дают Божественную благодать всему человеку и освящают всего человека. Но поскольку душа человека облечена в телесность, то и таинства Церкви состоят из видимого и невидимого. Так в Крещении вода омывает тело, а душа очищается Духом. Так в Евхаристии плоть питается Телом и Кровью Христа, чтобы душа могла воспринять Бога. Материя, вещество становятся в таинствах проводниками Духа. Этим подчеркивается и ценность материи, в частности, человеческого тела.

Согласно святоотеческому преданию, истинный совершитель каждого таинства - Сам Господь Иисус Христос, невидимо, но действенно присутствующий посредством Святого Духа. Вот что говорит об этом св. Иоанн Златоуст: «Именно Отец, Сын и Святой Дух все совершают. Священник лишь предоставляет своя язык и свою руку». Во время Святого Причастия «рука Самого Христа простирается к тебе». «Причастие, которое Христос дал Своим ученикам, тождественно тому, что преподают священники. Последнее никоим образом не меньше первого, ибо освящают его не люди, но Тот, Кто освятил первоначальную жертву».

Стоит ли отказываться, когда Сам Господь простирает к тебе руку и Сам причащает тебя Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью? Это каждый решает для себя сам. Господь подает исцеление всем. Неисцеленным остается только тот, кто сам не хочет исцелиться.

Свою деятельность на ниве православного просвещения я начинала в качестве организатора катехизаторских бесед, лично присутствуя на каждой. Нестандартные вопросы - такие, как, скажем, был ли у Адама пуп - задавались довольно редко.В основном возникали одни и те же, повторяясь в различных аудиториях. Один из них: неужели действительно Господь всё может простить? Проводящий беседу отвечал: «Да, конечно, милосердие Божие безгранично, нужно только покаяться». Дальше всё и всюду развивалось по одному сценарию с нарастанием возмущения: « А-а-а, значит, и убийцу простит! Значит, кто-то может нагрешить, покаяться и опять отправляться грешить!..» и т.п. Вообще-то в аудитории, состоящей в основном из женщин «за 30», ожидаешь большей снисходительности. Хотя бы потому, что не причастных к убийству (абортам) в ней, предположительно, меньшинство. Но по моим наблюдениям, «недостатки» в Евангелии, в Церкви и мироздании ищут именно те, кто не собирается каяться. Здесь речь о поисках не истины, а оправдания своей нераскаянности. Но действительно ли можно безоглядно грешить, коснеть в грехах в расчете на то, что Бог все простит? Нет. Господь предупреждает: «иди и впредь не греши» (Ин. 8:11), «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего худшего» (Ин. 5:14).

Известное нам из русского и болгарского языков слово «покаяние» происходит от греческого «метанойя», означающего «изменение ума». Какое изменение здесь имеется в виду? Изменение по сути - онтологическое, а не этическое. Мало покаяться, нужно изменить свою жизнь, изменить себя. Метанойя - это процесс исцеления, это стратегия и духовный путь. Не прогресс, а преображение. Только преображенный человек сможет обитать на преображенной земле. Не самоутверждение в земной жизни, а спасение для вечной. Это «процесс, противоположный греховному распаду, которому подверглась первозданная чета, а именно - восстановление падшего человека, возвращение к потерянному внутреннему единству, освящение и гармонизация его разрозненных и диссонирующих сил. Здесь центробежной энергии греха противостоит центростремительное, волевое движение души к Богу. Это восстановление в человеке образа Божиего, помраченное грехом, подобно реконструкции поврежденного храма» (Архим. Рафаил (Карелин). Статья «О внутреннем преображении». Сайт: karelin-r.ru)

Сложность такой задачи может быть и не столь очевидна для тех, кто не пытался за нее браться. Тем же, кто уже начал «восстановительные работы», сполна ощутил свою немощь. Устоять в заповедях без Божией помощи невозможно. Наша поврежденная природа мешает осуществлению добрых намерений, поэтому любое наше доброе дело в большей или меньшей степени подпорчено. Это особенно хорошо заметно со стороны - иные добрые дела так сильно приправлены тщеславием и настолько неискренни, что бывает неприятно на них смотреть. Да и принимать добро хочется далеко не от всех. Однако, «порча» в добрых делах может быть и не такой явной.

Внутреннее созидание - процесс медленный, постепенный, трудоёмкий. Оно требует огромных усилий, огромного терпения и сотрудничества человека с Богом - синергии. В этом невозможно обойтись без Церкви и таинств - этих «каналов» благодати. С другой стороны, есть немало людей, которые ходят в храм долгие годы, регулярно исповедуются, причащаются и не меняются. Иногда даже становятся хуже, чем были. Очень часто люди ищут в Церкви душевное, а не духовное утешение, общение с людьми, помощь в житейских трудностях, силу, чтобы перенести несчастье, но не ищут Самого Бога и не воспринимают веру как новую жизнь. Для некоторых интеллектуалов православие стало настоящей «золотой жилой» - уж они-то (в отличие от «средненормального» обывателя, видящего в нем лишь скуку) оценили невероятную красоту и необъятность православного мировоззрения. Но многие ли из них стали рабами Божьими, перестав быть рабами мира с его постоянным самоутверждением?

Метанойя - это тесный путь полный опасностей. Стоит ли говорить, что с Богом ничего не страшно? Преследующий нас страх смерти подспудно связан с нашими грехами, дающими власть над нами бесам. Но человек все время повторяет ошибку праотцев - не верит Богу и верит дьяволу, действующему если не через змея, то через гадалку, «целителя», астролога, лживую газету, продажного политика, слухи, сплетни и т.д. В этом недоверии к Богу он все время пытается совместить несовместимое - крест на груди со знаком зодиака или с «глазом от сглаза» и продолжает искать путь покороче и полегче. Человек все время ищет счастья и покоя там, где их нет и быть не может.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:27-30) . Только духовный опыт и глубокое признание себя обремененным грехами может помочь приблизиться к пониманию этих слов, чувствованию их изнутри. Иго заповедей Христовых - благо, оно обновляет и преображает нас. Бремя Христово легко, потому что нести его помогает Сам Господь. Сам Господь несет наши немощи и утешает нас. Дает покой душам нашим, истинную радость, полноту жизни. Если мы откликаемся на Его зов.

Апостолы радовались детской радостью, что и бесы им повинуются о имени Господа, и Господь возблагодарил Отца Своего Небесного за то, что открыл Он тайны Своего спасительного промышления о людях этим простосердечным младенцам. Но дабы они не подумали, что Он Сам по Себе не имеет той же силы и власти, как и Отец, Господь прямо и открыто сказал им: ВСЕ ПРЕДАНО МНЕ ОТЦЕМ МОИМ , не так предано, как будто Я не имел прежде, но так, что у Меня и у Отца Моего власть одна. «Не подумай, – замечает блаженный Феофилакт, – что Ему все предано как рабу, напротив, – как Сыну. Если бы Он не был одного естества с Отцом, то и не было бы Ему предано. Смотри, говорит: «все предано Мне» – не Господом, но «Отцем Моим» , т.е. как благообразное дитя, родившись от благообразного отца, говорит: мое благообразие передано мне от отца моего, так надобно понимать и слова Христовы».

Святитель Афанасий Александрийский толкует: «Мне предан человек как Врачу, чтобы уврачевать его от угрызения змия, предан как Жизни, чтобы воскресить его мертвого, предан как Свету, чтобы просветить его тьму». «Все, что имеет Отец, есть Мое» (). «Христос говорит так сообразно с целями домостроительства, воздавая почтение Отцу» (Е. Зигабен). Господь говорит как бы так: чему тут дивиться, что Я – Владыка и Господь всего? Я имею и нечто большее. Люди могут соблазняться Моим убогим видом, могут мне не верить, потому что они не знают Меня. И НИКТО НЕ ЗНАЕТ СЫНА , никто из сотворенных существ, ни люди, ни Ангелы, не знают, Кто есть Сам в Себе, в Божественном Существе Своем, Сын, КРОМЕ ОТЦА , это знает один Отец Мой, Мне единосущный; и те, которые думают, что Я оскорбляю Бога, когда именую Себя Сыном, Ему единосущным, сами не знают Моего Отца; И ОТЦА НЕ ЗНАЕТ НИКТО , КРОМЕ СЫНА , – Отца, живущего в свете неприступном, никакое существо не может постигнуть и познать вполне, кроме Сына, от вечности сущего в лоне Отчем. Никто не имеет об Отце такого знания, какое имеет о Нем Сын. Святитель Кирилл Александрийский так толкует слова Господа: «Мы имеем равное знание: Я знаю Отца, знаемый Отцем, и Отец знает Меня и знаем Мною. Но вся тварь лишена такого Нашего знания, ибо как можно ей, не причастной Нашему естеству, участвовать в этом знании? Впрочем, некоторые получают слабое некое созерцание, ибо Я, сколько возможно, открываю тем, кому хочу, знание об Отце». «Видишь, – говорит блаженный Феофилакт, – у Отца и Сына сила одна, потому что открывает и Отец и Сын. Так Он показал Свое совершенное равенство с Отцем». «Господь, – замечает святитель Златоуст, – не разумеет здесь какого-то неведомого Бога, Который никому не открыл Себя, но прикровенным образом показывает невозможность полного о Нем познания, ибо мы и Сына не знаем так, как должно знать. Об этом ясно говорит Павел: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (). Заметь же и то, когда Он говорит это: когда они получили доказательство силы Его из самых дел, когда не чудодействующим только Его видели, но и сами, во имя Его, могли производить такие чудеса. Потом, когда говорит: «и открыл то младенцам» , показывает, что и это – Его же дело, ибо – «Отца не знает никто, – говорит Он, – кроме Сына», И КОМУ СЫН ХОЧЕТ ОТКРЫТЬ . вполне открывает Себя человеку, насколько сам человек это откровение вместить может, но открывает в Сыне и через Сына; а чтобы познать Его в Сыне, нужно верой в Него и любовью к Нему привлечь к Себе благодать и благоволение Самого Сына. Сын хочет всякому человеку открыть Отца, но для этого нужно, чтобы человек сам был способен и достоин принять такое откровение».

Почему же Господь говорит здесь только о Себе и об Отце, но не сказал ясно о Святом Духе? «Потому, – отвечает один толковник (Е.Зигабен), – что еще не пришло время учить о Нем. Необходимо было прежде напечатлеть в умах учеников познание Сына, а затем открыть им и о Святом Духе». Показав ученикам Своим равенство с Отцом Своим, Господь изрекает глубоко трогательные, исполненные Божественной любви и неизреченного милосердия слова, обращенные уже не к апостолам только, но и ко всему народу, ко всем людям, ко всему роду человеческому – всех веков и времен, а следовательно и к нам, грешным: ПРИДИТЕ КО МНЕ ВСЕ ТРУЖДАЮЩИЕСЯ И ОБРЕМЕНЕННЫЕ , – не тот или другой приходи, но идите ко Мне все утружденные и обремененные, воздыхающие под игом Закона и разных преданий человеческих, или томимые скорбью о своих грехах, все, у кого болит душа, как у Давида (), когда он говорил: «грех мой всегда предо мною, беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне» ; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я требую от вас славы, но потому, что требую вашего спасения, вашего же счастья: И Я УСПОКОЮ ВАС! Я сниму с вас иго ветхозаветных обрядов и преданий человеческих, Я облегчу иго ваших болезней и скорбей, дам вашему бедному, измученному сердцу мир в общении со Мной, и вы успокоитесь, как усталые путники, пришедшие на ночлег и сложившие тяжелые ноши свои. ВОЗЬМИТЕ ИГО МОЕ НА СЕБЯ И НАУЧИТЕСЬ ОТ МЕНЯ , соделайтесь Моими учениками, взирайте на Меня, подражайте Мне. Не бойтесь, не смущайтесь приступать ко Мне, ИБО Я КРОТОК И СМИРЕН СЕРДЦЕМ , И потому в общении со Мной вы НАЙДЕТЕ ПОКОЙ страждущим ДУШАМ ВАШИМ , покой еще здесь, на земле, в мире совести, в благодатной радости о Боге, наипаче же «Я успокою вас» в будущей блаженной вечности. Не скрываю от вас, что Я предлагаю вам не удовольствие, а иго, не льготы, а бремя, но не бойтесь этого ига: ИБО ИГО МОЕ БЛАГО , И не страшитесь бремени, БРЕМЯ МОЕ ЛЕГКО . «Мои заповеди не тяжки» , Я никого не отвергну из-за его бедности греховной, Я снизойду к нуждам каждого, кто придет ко Мне. Первый человек, «в чести не пребудет» , не разумеет превосходства своего ангелоподобного состояния и, обманутый искусителем, добровольно «уподобится животным, которые погибают» (), и вот тяжелое иго легло на рамена всех сынов Адамовых; человек, подобно несмышленому животному, всегда труждается без успокоения, обременяется без облегчения. Как впряженный скот, он не имеет сил сам себя разрешить от этого ига.

В этом состоянии обретает его Христос и переменяет злое и тяжкое иго страстей погибельных на иго заповедей спасительных. И Христовы заповеди суть иго, потому что скотские похоти надлежит обуздать, зверские страсти укротить; но это иго заповедей есть иго благое, потому что ведет человека из состояния скотоподобного в состояние истинно человеческое, ангелоподобное и даже богоподобное, – есть бремя легкое, потому что Господь, возлагающий его, в то же время благодатно подает соразмерную силу и нести его. И чем охотнее человек несет благое иго Христово, тем более сам становится благим, а чем более он становится благим, тем легче для него становится исполнять благие заповеди, так что наконец он творит волю Господню с большей легкостью и удовольствием, чем собственную, и таким образом иго на раменах его совсем исчезает или превращается в крылья, которые непрестанно несут его на Небо! Вот почему многие, живо чувствуя эту благодатную легкость, не только носили всецело иго необходимых заповедей, но и добровольно приложили к нему иго советов евангельских: отреклись не только от любостяжания, но и от самого стяжания; не только отказывали плоти своей в наслаждении, но и ограничивали самые необходимые ее требования. «Человек, знающий за собой грех, – поучает святитель Филарет Московский , – не труждаешься ли ты? не обременен ли? Чувствуя уязвленную совесть, не усиливаешься ли ты бежать сам от себя, подобно тому, как раненый олень бежит по лесу, но уже не может убежать от раны, которую несет с собой и только истощает силы? Не мечешься ли иногда, как рыба, поглотившая уду, безполезными однако же порывами, потому что иго, тебя вяжущее, находится внутри тебя? Не медли, приди ко Иисусу Христу: «Вот, Агнец Божий, Который берет на себя мира!» Человек, подвизающийся в добродетели! Не труждаешься ли и ты? И ты не обременен ли? Путь добродетели идет в гору: крут, узок, усеян тернием; там, где, по-видимому, кончится «наша брань» против крови и плоти, вновь начинается брань «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (). Приди ко Христу: иго Христово благо, а бремя Его легко: с Ним и самый безсильный может сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (). Человек, застигнутый бедствием, страданием, печалью! Тебя не нужно и вопрошать, находишься ли ты в числе труждающихся и обремененных. Собери же остатки расточенных сил, приблизься ко Христу; Он может самое страдание растворить радостью.

Его это дело, что Иов после потери имения и детей благословляет Бога и в несносной болезни на гноище не соглашается роптать: что Петр, в темнице и в оковах, как будто на празднике, поет всенощную песнь; что Павел радуется в страданиях; что Киприан на смертный себе приговор отвечает: «Слава Богу!» ". «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я» , – глаголет – «успокою вас» .

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас!» (Мтф.11:28).
Сегодняшний, стремительный - ХХI век накладывает свой отпечаток на нашу с вами жизнь. И такие проявления как: депрессии, страх, одиночество – становятся неотъемлемыми составляющими нашей жизни. Но это неправильно! Так не должно быть!
Рассмотрим же корни и пути выхода из этих проблем.
Депрессии: Когда мы чаще всего попадаем в депрессию? Наверно тогда, когда происходит разочарование в нашей жизни.

Мы находимся на грани. Казалось, мы из шкуры вон лезли, чтобы изменить: себя, мужа, жену, детей, финансовые условия и т.д., но все напрасно, и часто из-за наших усилий становится еще хуже. Тогда мы опускаем руки и плывем по течению, начиная винить себя, осуждать других, но…

Есть ли выход в такой ситуации? Есть!
Если вы думаете, что я никогда не был в ситуации подобной вашей – вы ошибаетесь. У каждого человека бывают моменты депрессии. Разница лишь в том, сколько нужно времени, чтобы выйти из неё. Одному достаточно - часа, другому - дня, третьему - месяц, четвертому – годы. Как же можно сократить это время?

Вы знаете, есть интересная притча про кольцо Соломона: «У царя Соломона было кольцо, на котором было написано: «Все проходит!». И когда к нему приходили проблемы, разочарования, горести – он смотрел на кольцо, вспоминал что « все проходит» и успокаивался. Но, однажды, в его жизни произошла ужаснейшая ситуация, ему казалось, что незачем больше жить. Соломон посмотрел на кольцо – разозлился, снял с пальца и хотел уже выбросить его, как вдруг заметил, что на обратной стороне кольца есть еще надпись. И он прочитал ее. Там было написано: «И это пройдет!». Тогда Соломон все понял, усмехнулся Божьему провиденью и успокоился, возблагодарив Господа за науку».

Это не библейская притча, но в ней есть доля истины. Истина же состоит в том, что вы еще не познали Бога, как должны были познать! Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим!» (Мтф.11:28).
Все ваши проблемы в том, что вы уповаете на себя, на обстоятельства, на что и на кого угодно, только не на Бога. А ведь только Бог имеет для вас – будущность и надежду: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

Перестаньте смотреть на свою ситуацию человеческими глазами, видящими только факты. Начните смотреть на мир глазами Бога, глазами полными веры!

Начните смотреть на вашу жизнь с позиции вечности, ибо: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»(1еИон.2:17).

Смотрите на Иисуса! Перед своей смертью на Голгофе, когда Он молился в Гефсиманском саду, никто из людей не поддержал Его, только Его Отец и ангелы Его (Лк:22:43),когда взяли Его в плен, все оставили Его, даже Петр трижды отрекся от Него. И после всего Его – Бога, который мог применив Свою власть, как Сын Божий, в один миг стереть с лица Земли всех обидчиков Его,- был избиваем ими, мучим, оскорбляем, над ним смеялись, Ему плевали в лицо, Его били плетьми, Ему одели терновый венец и после всех издевательств – распяли на кресте, пробивая Его руки и ноги огромными гвоздями.

Как вы думаете, Иисус может понять вашу ситуацию? Принять вашу боль?

Да! И Он хочет сделать это, только обратитесь к Нему за помощью, доверьте Ему ваши проблемы, откройте свое сердце Ему.

Помните: «И это пройдет!» Все ваши проблемы в сравнении с вечностью – ничтожно малы, чтобы из-за них так долго горевать.

Помните: Бог всегда рядом с вами! Не живите бесцельно, найдите себе достойную цель. Например – познать Бога! Возьмите в руки Библию и начните изучать её! Не доставляйте дьяволу радости, своими депрессиями. Порадуйте лучше Бога своими победами!

статья Николаенко Сергей Витальевич

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30).

Здесь Иисус не просто говорит слово, Он делает предложение. Это не слово, которое надо выслушать и подумать, что с ним делать. Господь конкретно говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Для нас, как людей русскоговорящих, эта фраза звучит несколько загадочно. Складывается впечатление, что смысл этих слов, которые Иисус сказал для церкви, зашифрован. Но хотел ли Господь шифроваться? Некоторые пытаются создать новые переводы Библии, чтобы Слово стало более понятным. Но человек, жаждущий истины, будет сам искать понимания написанного.

Итак, «придите ко Мне» ‒ в этой фразе все понятно. Дальше – «все труждающиеся». Труждающиеся – это люди, которые взвалили на себя самый тяжелый труд. Они трудятся наиболее тяжелым образом, то есть не просто поработали и закончили трудиться, но они находятся в состоянии постоянного тяжелого труда. Это люди трудящиеся плюс еще и обремененные. Что такое бремя? Это устаревшее слово, сейчас его практически не говорят. Бремя – это ноша, груз, то, что тяготит человека, и также это ответственность. То есть бремя – это ответственность, которую человек несет на себе. Я думаю, вам уже понятно, что в этом месте слово «ответственность» обозначает состояние, при котором становится очень тяжело из-за того, что ты за что-то отвечаешь.

И вырисовывается картина: мы видим перед собою человека, который много трудится, который взвалил на себя очень много ответственности и несет эту ношу. И это не значит, что сегодня он ее несет, а завтра нет. Этот человек постоянно чувствует на своих плечах эту ношу, ответственность, он находится в постоянном труде и в постоянных заботах. Когда вы постоянно чувствуете на себе ответственность, это очень сильно тяготит душу. Особенно хорошо об этом знают мужчины, потому что ноша той ответственности, которую они взваливают на себя, порой невыносима тяжела.

Господь обращается к людям, которые взвалили на себя так много, что нести становится очень тяжело. И не просто обращается, но с самых первых слов делает предложение: придите ко Мне все те, кто много трудится, кто взвалил на себя много ответственности, кто носит на себе неразрешенные проблемы, с которыми не может никак разобраться. К таким именно людям Господь обращается и говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Человек всегда ищет возможность успокоиться. Обычно люди, которые хотят от всего успокоиться, пытаются забыться, например, в выпивке. Пошли, выпили – и забылись. Или выпили валерьянки и успокоились. Так успокаивается мир. Бремена лишают человека покоя, они вытесняют его. Человек труждается, он обременен заботами, носит на себе тяжести из-за проблем – и не может с ними разобраться. Эта ноша на плечах очень тяжела и постоянно дает о себе знать, из-за этого люди лишаются всякого покоя, потому что им нужно разрешить свою ситуацию.

Я очень редко встречала людей, которые безразличны к тому, что у них много проблем. Я видела, как люди становились алкоголиками, они просто запивали свое горе, свою неспособность решать проблемы, пытались через алкоголь найти этот покой. Все эти бремена имеют такое свойство, что как только ты возлагаешь их на свои плечи, берешь за что-то ответственность, ты уже не можешь успокоиться, пока ситуация не разрешится. Пока не дойдешь до конца, ты все время находишься в беспокойном состоянии. Люди лишаются сна, лишаются покоя, отдыха. И даже если они находятся в другом месте, в мыслях они не могут расстаться со своими проблемами. Ответственность настолько глубоко входит в них, что не заметить ее очень трудно, она в разуме постоянно о себе напоминает, потому что за этим уже стоит враг. Человек хотел бы об этом забыть, но не может, каждая проблема постоянно дает о себе знать.

Проблема может касаться знакомых людей – они умеют разговаривать и дают о себе знать. Если проблема внутрисемейная, то хозяину дома проедят плешь близкие, родственники и все, кто знает об этом. Стоит только человеку взять на себя проблему, как ему не дадут покоя, враг будет использовать всех и вся. Если это работа, то начальник не даст покоя. То есть всегда найдется тот, кто будет стоять сверху, постоянно напоминать тебе об этой проблеме и буквально вдавливать эту ношу в тебя, утяжелять ее словами. Вот к таким людям Иисус и обращается.

Есть еще такое значение в словаре: «обремененный делами», то есть человек обременен именно делами. Про таких людей говорят: «Света белого не видят» ‒ они заняты, загружены делами. Человек загружен, «ему вздохнуть некогда, работы по горло», он завален работой. И всё это фразы, в которых человек высказывает свою боль и тяжесть, которую несет внутри себя. Это люди, которых Иисус знает, и к ним Он обращается. Господа почему-то не интересуют другие люди, а именно эти, которые взвалили всё на свои плечи, и порой даже не знают, когда это произошло.

В современном мире вся эта тяжесть стала еще тяжелее. Прогресс, который надвинулся на людей, дает возможность не только развиваться технике и всему остальному, но вместе с ним развивается также и бремя, которое ложится на плечи людей, на их мозг, нервную систему, и становится очень тяжело душе человека всё это нести.

Дальше: «Возьмите иго Мое на себя» – вот интересный момент. Господь предлагает сделку. Он говорит: «Вы придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», и делает следующее предложение: «Возьмите иго Мое на себя».

Что такое «иго»? Мы все о нем знаем из истории: монголо-татарское иго, турецкое иго, персидское иго… «Иго – это угнетающая, порабощающая сила; в узком смысле ‒ гнет завоевателей над побежденными» (Википедия). Иисус практически предлагает угнетение. Это порабощающая сила, гнет завоевателя над побежденными. Господь делает предложение, основанное на том, чтобы Ему стать победителем в вашей жизни, а вам – побежденными. Господь делает предложение каждому быть побежденным, Он предлагает вам Свою победу над вами.

Господь сначала сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные». Он обещает таким людям успокоить их. Как я уже сказала, люди мира уверены, что для того, чтобы успокоиться, надо просто выпить стакан водки – и ты успокоишься. Но бремена, проблемы от этого не решатся. Как же Бог собирается меня успокаивать? Мало того, Он дальше говорит: «Позволь Мне тебя завоевать. Позволь Мне стать победителем над тобою», – предлагает научиться: «И научитесь от Меня». Чему научиться? Он говорит: «Ибо Я кроток и смирен сердцем».

Здесь как раз и раскрывается та тайна, которая ведет нас к тому самому покою, о котором говорит Господь. Когда Он говорит «успокою», Он говорит это тем людям, которые лишены покоя, у которых нервная система уже расшатана. Потому что когда у человека есть прореха, враг наносит удары по нервной системе, сатана разрушает ее. Его цель – нервная система человека. Обремененность, труд, обеспокоенность, проблемы, которые человек берет на себя, – всё это бьет по нервной системе.

Итак, Господь в этой ситуации говорит: «Я успокою вас». У Бога есть истинное успокоение, и больше нигде его нет. Давид говорил: «В Господе успокаивайся, душа моя», потому что страдает именно душа. Из-за этих страданий открываются двери, через которые заходит гнев, раздражение, злоба – именно из-за того, что человек слишком много трудится. Слово о труде, которое было сказано Адаму, давалось как проклятие человеку за то, что он отвернулся от Господа Бога своего. В результате человек без Бога взвалил на себя массу всякой ответственности, которая не принесла ему ни радости, ни покоя. Он не смог стать богом, как мечтал. Он стал обремененным человеком с разрушенной нервной системой, раздраженным, злым, гневным, потому что ничего не получается из-за отсутствия мудрости и всего прочего.

Господь говорит: «Научитесь от Меня» – вот этот важный момент, потому что важно от Него научиться, чтобы не носить эти бремена на себе. Он говорит: «Ибо Я кроток и смирен сердцем». Это не значит, что нам предлагается Учитель, который кроток, смирен сердцем, и нам будет с ним очень хорошо, потому что он очень добрый. Он будет таким хорошим, кротким, смиренным, как овечка, и нам будет так приятно с ним учиться. Нет. Чтобы найти успокоение, вам необходимо быть кроткими и смиренными сердцем, вот в чем дело. Человек кроткий, приближенный к Богу, смиренный ‒ это тот, кто позволил Богу себя победить. Это положение сердца, когда ты сдаешься перед Ним всё больше и больше, сдаешь все свои позиции, на которых ты когда-то воевал с Ним, находясь на них. К чему призвал нас Господь? Прежде всего Он призвал нас к тому, чтобы мы примирились с Богом. Нам необходимо примириться с Ним для того, чтобы иметь сердце кроткое, приближенное к Богу, смиренное сердце, способное склониться перед Ним. Сердце, которое позволит себя, если нужно, связать, как овцу, и положить на жертвенник. И если нужно – запрячь и пахать. Неважно, что сделает Господь, Он всегда это сделает с любовью. Это не будет тем самым бременем, которое вы носите на себе без Него, бремя, которое вас уничтожает.

Когда вы носите на себе все эти бремена, вы должны понимать, что они вас поработили. А за этим всегда стоит сатана, потому что не бывает так, чтобы мы оставались без господина: либо Господь Иисус Христос будет нашим господином, либо сатана. Когда человек носит на себе ответственность перед кем-то: перед другим человеком, перед собой, перед семьей – он носит на себе бремена, которыми руководит сатана.

И когда вы приходите к Нему и отдаете Ему все эти бремена, Господь прежде всего говорит: «Для того чтобы это не носить, тебе необходимо позволить Мне тебя завоевать, победить тебя, твой характер. И тебе необходимо научиться. Если ты будешь учиться у Меня, ты станешь кротким и смиренным». Что бы ни давал вам Господь, всё это ведет к кротости, близости с Ним и смирению. Важно позволить сделать себя иным человеком, новым творением в Иисусе Христе.

Господь говорит: «Ибо иго Мое благо». Опять иго. Он продолжает предлагать нам завоевать нас. А что такое завоевать? Из истории вы помните, что это полное порабощение. Порабощение ‒ это когда люди не могут делать все то, что они хотели бы. И в этот момент никто больше не смеет завоеванное присваивать себе. Это завоеванное принадлежит только завоевателю, будь то люди, их имущество и всё остальное. Господь предлагает нам позволить себя завоевать. Не взять на себя Его бремена, как некоторые понимают, а принять Его завоевание.

Обычно в мире как? Чтобы что-то завоевать, нужно было идти войной – убить кого-то, завоевать, овладеть. А Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя» – именно возьмите, примите иго, согласитесь добровольно, без воинственного завоевания.

Когда Господь говорит: «Возьмите бремя Мое на себя», Он показывает, что то бремя, которое есть у Него, на наших плечах уже не будет выглядеть как бремя ответственности, которое мы несли на себе. Его бремя – это всё то, что предлагает Господь, чему Он предлагает нам научиться, что обещает нам Его слово, что Он предлагает нам иметь. Это та забота, которая вытекает именно из Его слов: «Я научу вас». Это является тем самым бременем для нас, потому что Он учит тому, как быть праведными, святыми, как научиться жить в Царстве Божьем, Он предлагает именно это бремя взять на свои плечи – научиться.

Господь предлагает нам Свою учебу, чтобы мы научились и понесли на себе эту ответственность и обязанность, у которых всегда есть сопровождение ‒ это ваше собственное старание. Потому что мы должны взять на себя Его учебу, возложить на свои плечи, как люди, которые приняли решение научиться и которые несут на своих плечах именно это бремя. И Господь говорит, что оно легко.

«Завоевать, окружить, поработить…» Господь может овладеть нами только через любовь. Хотя Господь не говорит нам, что мы рабы, тем не менее, люди, которых Он призывает, добровольно становятся рабами, и закон это позволяет сделать.

Люди, которые действительно хотят успокоиться, нуждаются прежде всего в учении, в учебе, потому что все бремена приходят исключительно из-за невежества. Господь предлагает взять на себя бремя обученности – научиться от Него, и тогда люди найдут покой и успокоение. То, что Господь предлагает – это мудрость, премудрость, благоразумие. Люди, наученные Господом, не будут возлагать на себя массу ненужной ответственности, не будут ходить путями, где на них возложат бремя, которое они не смогут понести на себе. Господь будет исцелять нервную систему.

Если, посмотрев на это слово, вы увидели в себе человека, который воистину возложил на себя все эти тяжкие бремена, я советую вам поблагодарить Господа за это слово и сказать:

«Господь, я принимаю Твое предложение. Ты сказал: «Придите», и я прихожу к Тебе. Ты сказал: «Труждающиеся и обремененные» – я именно такой человек. Моя нервная система вся разрушена, я не нахожу успокоения, я взвалил на себя кучу бремен, проблем, которые не могу никак решить. Они мучают меня, я нервничаю из-за этого, раздражаюсь, гневаюсь, это всё присутствует во мне.

Господь, исходя из того слова, которое Ты сказал сегодня, я признаю, что я – невежда. Именно из-за того, что я не обучен, со мной происходит все это, хоть я и называюсь Твоим именем, но при этом я не живу как человек, который научился от Тебя, который знает, как идти за Тобою. Я человек, который еще не принял Твое иго на себя, я не позволил Тебе себя завоевать. Отныне я позволяю Тебе это, Господь, завоюй меня, будь моим Завоевателем. Я беру на себя это бремя – быть обученным Тобою, и знаю, что именно Ты поможешь мне нести его и приведешь меня к победе. Прошу Тебя также, приведи меня к кротости и смирению, потому что для того, чтобы слушаться Тебя, мне необходимо это иметь. И тогда я найду покой моей душе. Благодарю Тебя и славлю. Аминь».

И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.

Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами ее.

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.



Рекомендуем почитать

Наверх