Ролевые отношения. Статусно-ролевые отношения в ученической группе Ролевые отношения

Огород 09.08.2023

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.

Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.

Безличность. "Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.

Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучива- ются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

Ролевая дифференциация определяется как степень различия типыфункций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:

Ролевой конфликт;

Ролевая неопределенность;

Ролевая перегрузка.

Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.

Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятель- ствами,рол и;

2) личными притязаниями - «Я» как таковой.

Первый план поведения - социальная форма ролевых действий, второй план - психологический способ ролевой самореализации.

Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.

Контрольные вопросы:

1. Каково содержание понятий «социальная дифференциация»,

«социальное неравенство»?

2. Каково содержание понятия «социальный статус»?

3. Охарактеризуйте статусы.

4. Каково содержание понятия «социальный ранг»?

5. Каково содержание понятия «социальная роль»?

6. Охарактеризуйте признаки социальной роли.

7. Каково содержание понятия «ролевая структура личности»?

8. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы норма- тивной структуры исполнения социальной роли.

9. Раскройте содержание понятий, характеризующих ролевое поведение личности.

Психологический практикум

jvRUnp Игра «Скверная компания»

Цели игры:

а) раскрыть и дискредитировать формы общения, принятые в примитивных группах;

б) выявить реакции людей друг на друга в процессе игрового взаимодействия;

в) определить истинное распределение ролей в данной группе;

г) ослабить отрицательное влияние на группу тех ее участников, которые образуют внутри нее своего рода «скверную компанию» и действуют через ироническое отображение реальности.

Ведущий называет социальные роли предстоящей игры: «главарь», «авторитет», «приближенные» (2 человека), «подхалим», «шут», «марионетки» (2 человека), «недовольные» (2 человека), «забитые» (2 человека). Остальные участники составляют «публику». Ведущий помогает игрокам сценически определиться с ролевыми приметами. Например, у «главаря» переброшен через плечо шарф, у «авторитета» за ухом карандаш или авторучка, у «приближенных» из-под рукава торчит носовой платок, «подхалим» носовой платок заправил сзади за воротник, «шут» закатал одну штанину, у «марионетки» свисает с воротника тонкая веревка, «недовольный» взъерошил волосы на голове, у «забитого» одна рука постоянно заведена за спину. Можно, разумеется, использовать и другие приметы. Правила общения и взаимодействия:

- «приближенный» - любого, кроме «главаря» и «авторитета»;

- «подхалим» - любого, кроме «приближенных», «авторитета» и «главаря»;

- «шут» - всех, кроме «главаря»;

- «марионетка» - только «недовольны*» и «забитых»;

- «недовольный» - всех, кроме «главаря» и «авторитета»;

- «забитого» обрывает любой.

Тот, кто нарушает правила, переходит в «забитые». Если «забитый» осмеливается кого-либо оборвать, его все осуждают и изгоняют, и он переходит в «публику». Ведущий - единственное лицо в игре, которому предоставлено право обрывать «главаря». У игры есть два варианта. В первом случае «скверная компания» объявляется, например, «пиратской или гангстерской шайкой», обсуждающей вопрос о том, куда отправиться для ограбления или разбоя. Во втором случае игра идет в обыденном плане, без привлечения «пиратского» или «гангстерского» антуража. Свои реплики участники импровизируют по ходу игры. Обязанность ведущего - требовать реплики от участников в соответствии с игровой ролью, подскйзыйать примерные реплики, адекватные ситуации, заменять одного исполнителя другим по своему усмотрению. Обсуждение:

а) анализируются высказывания участников о тех чувствах, которые возникали у них по ходу исполнения ролей;

б) оценивается эффективность того или иного статусного поло- жения, его особенностей;

в) ведущим оценивается степень агрессивности чувств у играющих, что необходимо по ходу игры: пока ситуация находится в границах нормы, выражение агрессивных чувств полезно с психологической точки зрения;

г) ведущим анализируется, кто, на ком и каким способом разряжал свою агрессивность в ходе игры.

Игра «Бюрократ»

Цель игры : научиться видеть в выгодном для себя свете некоторые неприятные обстоятельства жизни.

Незадолго до окончания занятий (минут за 15-20) ведущий объявляет, что пора расходиться, но прежде всем нужно написать заявлейие: «Прошу Вас отпустить меня в связи с окончанием занятия». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников игры, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. «Начальник» может подписать, а может и отказать.

В первом случае он ставит резолюцию: «Разрешаю», во втором - «Не разрешаю».

Основные правила игры. Первое: подписывать заявления самим себе не разрешено. Второе: участник, чье заявление подписали, уже не имеет права подписывать другие заявления, и он уходит из помещения. Понятно, что подписать свои заявления удается только половине играющих, остальные не прорвались через тенета бюрократии. Ведущий просит их задержаться и высказать свое мнение по поводу того, что произошло. Да, он понимает, что кто-то будет обижен, раздосадован, что задето чье-то самолюбие... Ведущий должен нейтрализовать негативные эмоции.

Обсуждение: приводится по критериям, кто к кому обратился, кто кому подписал или не подписал. Важно обсудить и то, что случившееся не затрагивает (или затрагивает?) честь, достоинство человека, что в этой ситуации можно найти интересные положительные моменты - какие?

Тест «Мои социальные роли»

Цель игры: осознать участниками богатство социальных связей. Участникам предлагается сформулировать и проранжировать по степени актуальности в собственной жизни свои социальные роли. Обсуждение: ведущий поясняет:

а) в целом студенты относятся к той социальной группе, у которой структура социальных ролей выражена достаточно слабо. Не только молодежь, но и взрослые обычно указывают лишь 7-9 социальных ролей. У студентов, как правило, этот набор, укладывается в классическую триаду: «сын», «товарищ» и «брат». Едва ли надо говорить, что на самом деле у каждого человека десятки социальных ролей, абсолютное большинство которых просто не осознается, и это сказывается негативно на психической жизни субъекта;

б) чем шире, масштабнее социальные связи, тем полнее и психологически здоровее социальная и личная жизнь человека;

в) среди социальных ролей каждого субъекта есть особая группа, которую можно назвать объективно актуальные социальные роли, но которые может не осознавать сам субъект. Если объективно актуальная роль не осознается субъектом, то она провоцирует у него внутренний или внешний конфликт. Для студента объективно актуальными ролямиявляются:

Сын (дочь) при живых родителях;

Брат (сестра) при наличии братьев или сестер;

Студент;

Друг, товарищ, приятель (поскольку живет не на необитаемом острове).

Для других социальных групп набор объективно актуальных социальных ролей будет, естественно, в чем-то иным;

г) осознание своих социальных связей дает возможность человеку управлять ими, а точнее говоря, актуализировать, сообразуясь с реальными обстоятельствами своей жизни.

Игра «Рисуем... общение»

Цель игры : выделить содержательные идеи, касающиеся стереотипов и установок о беседе в различных ролевых позициях. Ведущий просит участников игры разделить лист бумаги на четыре равные части. В первом квадрате каждый рисует начало беседы с начальником, во втором - с подчиненным, в третьем - с равным себе по статусу, в четвертом - начало беседы в оптимальных или идеальных, как это понимает автор рисунка, условиях. Качество рисунка совсем не важно, важно его содержание, т.е. то, что будет нарисовано. После окончания работы все по кругу передают свои рисунки, чтобы познакомить с ними остальных. Обсуждение: анализируется то, что способствует или препятствует установлению контактов в различных ролевых позициях.

Тест «Мои субличностные роли»

Отметьте порядковые номера утверждений, с которыми Вы согласны:

1. Верящий людям 31. Восприимчивый 61. Хвалящий

2. Недоверчивый 32. Суеверный 62. Саркастический

3. Бдительный 33. Проницательный 63. Осторожный

4. Нелогичный 34; Строптивый 64. Озабоченный

5..Спонтанный 35. Независимый 65. Отчаянный

6. Несдержанный 36. Угрюмый 66. Несамостоятельный

7. Разумный 37. Терпеливый 67. Снисходительный

8. Суровый 38. Придирчивый 68. Консервативный

9. Рациональный 39. Трезвомыслящий 69. Экономный

10. Рассеянный 40. Упрямый 70. Бездеятельный

11. Увлеченный 41. Юмористичный 71. Изменчивый

12. Агрессивный 42. Робкий 72. Возбудимый

13. Объединяющий 43. Доброжелательный 73. Порядочный

14. Раздраженный 44. Деспотичный 74. Жесткий

15. Гибкий 45. Реалистичный 75. Умелый

16. Медлительный 46. Бессистемный 76. Поверхностный

17. Комичный 47. Творческий 77. Прямодушный

18. Легко возбудимый 48. Непрогнозируемый 78. Безудержный

19. Искренний \ 49. Надежный 79. Благородный

20. Непреклонный 50. Самоуверенный 80. Самобичующийся

21. Дальновидный 51. Рассудительный 81. Последовательный

22. Нерациональный 52.Нецеленаправленный 82. Неосмотрительный

23. Энергичный 53. Непринужденный 83. Жизнерадостный

24. Эгоистичный 54. Плаксивый 84. Эгоцентриный

25. Внимательный 55. Трудолюбивый 85. Уверенный в себе

26. Ворчливый 56. Строгий в мыслях

27. Понятливый 57. Целеустремленный 86. Приказывающий

28. Внушаемый 58. Нереалистичный 87. Оригинальный

29. Любознательный 59. Забавляющийся 88. Любящий спорить

30. Нерешительный 60. Незрелый 89. С широкими интересами 90. Переменчивый в настроении

Обработка теста:

Способствующий развитию родитель:

«Да»: 1 7 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67 73 79 85

«Да»: 2 8 14 20 26 32 38 44 50 56 62 68 74 80 86

Рациональный компонент взрослого:

«Да»: 3 9 15 21 27 33 39 45 51 57 63 69 75 81 87

Иррациональный компонент взрослого;

«Да»: 4 10 16 22 28 34 40 46 52 58 64 70 76 82 88

Позитивный компонент дитя:

«Да»: 5 11 17 23 29 35 41 47 53 59 65 71 77 83 89

Трудный компонент дитя:

«Да»: 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90

1 Интепретационная база теста :

Родитель.

Основные функции:

~ дает возможность эффективно дeйcfвовать в качестве реальных родителей;

Осуществляет автоматические реакции и решения;

Уменьшает тревогу;

Сохраняет моральные и этические нормы; - сохраняет и передает традиции культуры;

Является воспроизведением внешней реальности первых 6-8 лет жизни.

Язык тела у консервативного родителя:

Нахмуренный лоб;

Поджатые губы;

Указующий перст;

Руки на бедрах;

Заламывание рук;

Жесты запрещения;

Жесты отказа. Лексика:

- «прелесть», «сынок»;

- «безобразие», «отвратительный», «вульгарный»;

- «прекрати раз и навсегда», «ни за что на свете»;

Критические и оценочные суждения.

Стили поведения:

Демократический;

Дружелюбный;

Защищающий;

Контролирующий; *

Карающий.

Искореняет все, что напоминает детскую радость;

Живет и действует в соответствии с установившимися шаблонами;

Враждебно воспринимает любые изменения. Способствующий развитию родитель: -

Благоприятствующий индивидуальному развитию;

Способствующий самоуважению человека;

Гуманистичный в воспитании детей;

Правдивый;

Понимающий;

Духовно близкий.

Консервативный компонент родителя:

Подавляющий;

Обесценивающий;

Высококритичный;

Карающий;

Жесткий;

Негибкий;

Ориентирующийся на силу и произвол. Взрослый.

Основные функции:

Производит объективную обработку информации;

Высчитывает вероятность;

Регулирует деятельность родителя и дитя;

Осуществляет объективное посредничество между родителем и дитем;

Формирует Я-образ;

Является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.

Язык тела у взрослого:

Глубокомысленная концентрация. Лексика:

- «конструктивный»;

- «способный»;

- «экономный»;

- «полезно», «вредно»; -рассуждающая. Стили поведения:

Не выделяются.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

Человек рациональный;

Формальный;

Лишенный этических ценностей и убеждений;

Эмоционально холодный. Рациональный компонент взрослого:

Адаптивный;

С хорошо развитым чувством реальности;

Полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее;

Ярко проявляющий направленность к цели;

Демонстрирующий гибкое поведение; - нацеленный на решение проблемы.

Иррациональный компонент взрослого:

Дефектное чувство реальности;

Ограниченные способности получать и обрабатывать информацию;

Неполноценное мышление;

Дезадаптивное поведение.

Основные функции:

Интуиция;

Радость;

Очарование;

Подражание;

Опрометчивые поступки;

Все инстинктивное;

Потребность в защите;

Потребность в ощущении безопасности;

Проявление внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.

Язык тела:

Выражение:

* застенчивости;

* хитрости;

* любопытства;

Восклицания;

Клятвы; - ругательства;

Междометия. Стили поведения:

Спонтанный;

Естественный;

Приспособленный.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

Получает от жизни много радостей;

Лишается всех ресурсов;

Подвергается множеству опасностей;

Не интересуется последствиями своего поведения;

Стремится только развлекаться и играть. Позитивный компонент дитя:

Преобладающий интерес к жизни;

Радость;

Интуиция;

Поиск удовольствий; -сговорчивость; -легкая воспитываемость;

Адаптационность. Трудный компонентдшяя:

Преобладание импульсивности;

Повышенная эгоцентричность;

Оппозиционность;

Мятежность, бунтарство; - зависимость;

Пугливость, боязливость;

Статусно - ролевые отношения.

«Статус и роль входят в набор личностных характеристик индивида и взаимодополняют друг друга. Основным критерием при определении статуса коммуниканта является его позиция в социальной системе, определяемая по ряду признаков (экономических, профессиональных, этнических, семейно - возрастных и других)». [ :125] Статусные отношения постоянны в отличии от ролевых отношений, которые всегда соотнесены с ситуацией и варьируются вместе с ней. «Статусные параметры реализуются через ролевые отношения в определённой обстановке общения, что обуславливает необходимость обращения к ситуативному контексту».[ :125] В процессе общения коммуниканты ориентируются не столько на саму социальную роль, сколько на её социальный статус, определяемый также как социальный престиж роли.

Определение статуса роли позволяет коммуникантам определить иерархию своих статусов и в зависимости от этой иерархии производить выбор средств высказывания.

Во многих лингвистических исследованиях отношения коммуникантов рассматриваются на осях противопоставления «равенство - неравенство», или как отношения координации («равный» - «равному») и субординацию («ниже» - «выше» и «выше» - «ниже»), а социально - психологическая дистанция между участниками общения - на осях «свой» - «чужой». Социально - психологическая дистанция может быть далёкой и близкой.

Говорящий, в зависимости от статусно - ролевых параметров адресата, психологической дистанции между ними и условий общения может изменить языковые формы одного и того же сообщения, выбирая определённый коммуникативный вариант высказывания. При языковом оформлении различных языковых действий говорящего существует связь между социальным статусом коммуниканта и его речевым поведением. Различия, имеющиеся в статусно - ролевых отношениях коммуникантов выражаются в содержании поведенческих тактик.

Понятие тональности общения.

При анализе поведенческой ситуации нельзя не учитывать такой параметр как тональность общения, выбор которой обусловлен статусами коммуникантов, социально - психологической дистанцией между ними. Выбор тональности оказывает прямое влияние на грамматическое оформление высказывания участников общения.

Существует разное понимание тональности общения. Чаще всего при описании ситуации общения под тональностью подразумевается форма проявления этических правил поведения.

Тарасова Е.Ф. представляет тональность общения в виде следующей шкалы: возвышенная (торжественная) тональность, нейтральная, нейтрально - обиходная, фамильярная и вульгарная тональности. [ :273]

Возвышенная тональность - это тональность таких исключительных, редких социальных ситуаций как торжественные ритуальные акты, в большинстве своём в официальных структурах.

Нейтральная тональность - тональность, используемая коммуникантами, в основном, в нормативных, стандартных социальных ситуациях.

Нейтрально - обиходная - самая распространённая тональность, используемая в ненормативных, стандартных/нестандартных социальных ситуациях при непосредственном контакте коммуникантов.

Фамильярная тональность - тональность, которая очень часто используется в нестандартных/стандартных социальных ситуациях, не входящих в пределы формальных структур общества.

Вульгарная тональность - тональность ненормативных социальных ситуаций.

Тональность общения определяется рядом признаков: статусно - ролевыми отношениями коммуникантов, нормативными правилами поведения, установленными обществом.

Выводы к 1 главе.

· Семантическое поле обвинения имеет ядерную и не периферийную зоны;

· Ядерная зона представлена доминирующими признаками в виде тактик, передающих все оттенки значения наиболее соответствующие данному микрополю, являющемуся одним из составляющих микрополя обвинения;

· Периферийная зона представлена тактиками, передающими значение данного микрополя менее чётко и обладающими многозначностью.

Семантика категории обвинение формируется набором семантических долей, таким образом, данная категория может быть рассмотрена как поведенческая ситуация, что вводит в её характеристику определённые прагматические параметры - статусно - ролевые отношения коммуникантов, обстановка общения, совокупность реплик говорящего и ответная реакция адресата, которые вместе формируют коммуникативно - прагматический контекст поведенческой ситуации.

Семантическое поле обвинения состав функционально - семантического поля Некатегоричности и на стыке данного поля и поля Категоричности. Вследствие этого часть периферийных значений (семантических долей) микрополя обвинения попадает в зону его слияние с микрополями Угрозы и Предостережения, находящимися за пределами функционально - семантического поля Некатегоричности.

Прагматический аспект исследования категории обвинения определяется как набор социальных ситуаций, формирующих поведенческую ситуацию «Обвинение» и имеющих своими основными понятиями статусно - ролевыми отношения коммуникантов, социально - психологическую дистанцию между ними и тональность общения.

Читайте также:
  1. Алексеев. Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
  2. АППАРАТУРА ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОТОКОВ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ
  3. Б) сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
  4. Билет № 11 BIOS компьютера. Производители ROM BIOS. Параметры и распределение CMOS-памяти
  5. Билет № 4 Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды
  6. Билет №32 Природа идеологии. Роль идеологии в жизни современного общества.
  7. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Роль в организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. Эти ожидания зависят только от положения, занимаемого индивидом, а не от его личных характеристик, и будут одинаковыми для всех индивидов, занимающих эту позицию. При этом каждый человек может играть (и, как правило, играет) несколько ролей одновременно.

Роли на работе, в семье, в обществе друзей, все они отличны одна от другой.

Для рабочих ролей необходимо выделить несколько характеристик.

Во-первых , рабочие роли неличностны. Они прилагаются к каждому, кто занимает конкретное положение.

Во-вторых , они имеют отношение к поведению, связанному с выполнением задания.

В-третьих , рабочие роли может быть очень трудно совместить друг с другом.

Роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на позиции, так и на поведение. Большая часть того, что мы думаем и делаем, определяется нашими ролями. С изменением ролей меняются и наши взгляды.

Динамика роли и ход развития группы. Важным объектом исследований является то, как рабочие роли заучиваются, изменяются и влияют на групповое поведение и производительность.

Эти исследования представлены тремя основными концепциями: ролевой эпизод, ролевой набор и дифференциация ролей.

Ролевой эпизод начинается с предположения о том, что группа индивидуумов занимает определенную позицию. Эти предположения каким-то образом доходят до исполнителя роли, который, в свою очередь, формирует свое восприятие того, что от него ожидают. Это восприятие затем руководит его (ее) поведением.

Но это поведение значительно отличается от того, что ожидала группа. Поэтому поведение группы также изменяется. При этом следует учитывать, что первые два шага - это ожидания, тогда как вторые два - конкретные действия.

Ролевой набор - несколько социальных ролей, ассоциируемых с одним статусом. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами - отношения.



Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений.

Ролевой набор удобен в том смысле, что он может рассказать нам о поведенческих стереотипах, существующих в организации. Исполнители роли имеют более четкие представления о своей роли, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик.

Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета - другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками - третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений. Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.



Ролевая дифференциация определяется как степень, в которой различные типы функций выполняются различными (а не одними и теми же) людьми. Чем выше такое разделение (и несмешение) ролей, тем выше ролевая дифференциация.

Таким образом, понимание ролей дает нам возможность узнать о том, как люди осознают, что они должны делать в каком-то конкретном положении. Роли помогают понять процессы взаимоотношений и взаимодействия, происходящие в организации.

Ролевые проблемы . Роли также помогают нам разобраться в проблемах, с которыми сталкивается организация. Среди них ролевой конфликт, ролевая неопределенность и ролевая перезагрузка.

Ролевой конфликт возникает, когда два или более ожиданий оказываются несовместимыми. Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).

Ролевой конфликт (РК) следует рассматривать как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнителю. При этом под термином «социальные ожидания» понимается система ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посредством которой группа контролирует деятельность своих членов.

РК является сложным видом конфликта. РК можно объединить в следующие основные типы: межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые конфликты.

С межролевыми конфликтами индивид сталкивается, когда является одновременно носителем таких ролей, которые предъявляют к нему несовместимые или трудно совместимые ожидания.

Внутриролевой конфликт случается по поводу того, что разные люди и разные социальные (как формальные, так и неформальные) группы по-разному представляют себе обязанности, связанные с одной и той же ролью.

Существует две формы внутриролевого конфликта. Одна касается расхождения ожиданий между разными группами по отношению к одному и тому же исполнителю роли. Другая предусматривает возможные расхождения, отсутствие единства и внутри каждой из групп.

Личностно-ролевой конфликт возникает, когда качества, внутренние ценности, стандарты, представления и потребности индивида как личности не соответствуют социальной роли или установленному ролевому поведению, т.е. субъективное «Я» вступает в конфликт с социальной ролью, носителем которой является индивид.

Конфликты по протеканию делятся на:

- кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);

- продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий:

Предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную (затухание).

Динамика конфликта.

Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы.

Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство.

Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях.

Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.

Конфликт считается завершенным , если устранена его причина – конфликтная ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.

Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).

Жизненных ситуаций, в которых происходят ролевые конфликты, очень много. Их можно классифицировать в зависимости от описываемых параметров, положенных в основу классификации по степени проблемности, сложности, контекста, в котором они происходят.

Главными особенностями ролевого конфликта являются отсутствие четких этапов развития конфликта и влияние на конфликты межличностные. Ролевой же конфликт может перерастать в кризис.

Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные.

К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.

Негативные же функции ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении индивида, возникновение конфликтов межличностных.

Организационные методы решения ролевых конфликтов

Чтобы убедится в том, что имеет место именно ролевой конфликт можно пронаблюдать за сотрудниками и выделить ряд признаков: ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и другие. Индивидуально-психологические особенности сотрудников дают возможность проанализировать ранние симптомы скрытого конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.

Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых.

Эффективным решением проблемы может стать работа менеджера с сотрудником. Необходимо углубленно разъяснить ему его роль. Ведь, очень часто причиной возникновения ролевого конфликта может стать именно незнание сотрудником своей роли и обязанностей.

Не лишним будет повышение квалификации и улучшение техники сотрудника, проведение психологических консультаций, для укрепления психологической выносливости.

Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.

Ролевые отношения

Взаимоотношение между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из обширного репертуара ролей наиболее соответствующие данной ситуации общения (покупатель - продавец, ученик - учитель, соученик - соученик и т. д.)


Словарь социолингвистических терминов. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое "Ролевые отношения" в других словарях:

    ролевые отношения - Взаимоотношения между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из репертуара ролей соответствующие той или иной ситуации роли: ученик учитель, милиционер… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Ролевые отношения - Взаимоотношения между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из репертуара ролей соответствующие той или иной ситуации роли: ученик – учитель,… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    РАЗДЕЛЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (segregated conjugal role relations) разделение труда внутри семьи, предполагающее отдельные задачи для каждого партнера. Термин впервые использован Элизабет Ботт (1957). По ее мнению, такие отношения наиболее часто встречались в сообществах с… …

    ОБЪЕДИНЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (joint conjugal role relationship) разделение труда внутри семьи, подразумевающее распределение домашних обязанностей между партнерами. Термин впервые использовала Элизабет Ботт (1957), показав, что такие связи наиболее часто встречаются в… … Большой толковый социологический словарь

    ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ В СЕМЬЕ - отношения между членами семьи, к рые определяются характером и содержанием семейных ролей или типом взаимодействия членов семьи при исполнении ими семейных ролей. Семейная роль один из видов соц. ролей человека в об ве. Семейные роли определяются … Российская социологическая энциклопедия

    ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ - – вид межличностных отношений, связанный с теми ролями, которые играют или должны играть партнеры по социальному взаимодействию. Несоответствие той роли, которую играет человек, роли, которой от него ожидает партнер по взаимодействию, создает… …

    Интертипные отношения - разрабатывавшаяся в соционике теория об отношениях между представителями социотипов, обусловленных отличиями этих социотипов. Содержание 1 14 видов интертипных отношений по модели А … Википедия

    Гуманные отношения - (в детском возрасте) [лат. humanus человеческий, человечный, человеколюбивый] 1) форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; 2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и с самим собой.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Воспитательные отношения - это разновидность отношений людей между собой, направленных на развитии человека посредством воспитания, образования и обучения. В отличие от экономических, политических, юридических, эстетических, трудовых и других отношений воспитательные… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    СЕМЬЯ - основанное на браке или кровно родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает С. для обеспечения… … Новейший философский словарь

Книги

  • Избранные работы по социологии. Экология городских сообществ , Луис Вирт. Сборник знакомит с научным наследием американского социолога Луиса Вирта, видного представителя Чикагской школы социологии. В сборник включены статьи разных лет, освещающие такие темы, как… Купить за 1011 руб
  • Психологические тесты (комплект из 2 книг) , . Представленные в первом томе тестовые методики позволяют диагностировать различные личностные и мотивационные особенности человека, черты характера и свойства темперамента индивида. Во втором…


Рекомендуем почитать

Наверх