Обобщающая таблица феодальная раздробленность подготовка к егэ. Тест

Вредители 06.08.2020

Лаптева Елена Николаевна,

учитель истории и обществознания,

Ямало-Ненецкий автономный округ

РАБОЧИЙ ЛИСТ К ТЕМЕ «ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ»

Уже в 1134 г. новгородский летописец с горечью записал: «И раздрася вся земля Русская» . В этом контексте «раздрася» означает разорвалась , в данном случае - вступила в полосу раздоров и смуты

Дата раздробленности: _______________________________________________________________________

ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

1. Повсеместно распространялось пашенное земледелие. Появился избыток продуктов.

2. В Киевском государстве появилось крупное боярское землевладение.

3. На Руси около трех сот городов- центров высокоразвитого ремесла, торговли и культуры.

4.Феодальные вотчины и крестьянские общины носили натуральный характер. Их связи с рынком были очень слабыми. В таких условиях имелась возможность для каждого региона, отделиться от центра и существовать самостоятельно.

5.Переход под власть бояр новых земель приводил к усилению классовой борьбы. Киевский князь был от бояр далеко, а местные близко, и они могли решить проблемы бояр.

6.Усиление власти местных (удельных) князей, опиравшихся на боярство.

7.Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов, в зависимости от старшинства, в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что в условиях развитых феодальных отношений, мешало развитию государства.

Вместо единого государства – Киевской Руси- сложилось более 15-ти самостоятельных государств, феодальная раздробленность сменила раннефеодальную монархию

Назовите «+» и «-» феодальной раздробленности

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последствия феодальной раздробленности на Руси состояли в том, что из 12 княжеств образовалось 250, в результате чего русская земля стала сильно уязвима, но одновременно феодальная раздробленность способствовала развитию на Руси феодальных отношений. Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынское княжество были тремя самыми крупными землями после распада.

Новгородская феодальная республика – боярская, аристократическая.

«В лето 1136 новгородцы призвали псковичей и ладожан и порешили на вече изгнать князя своего Всеволода. И посадили его на епископ двор с женою и с детьми и с тещею. И стража стерегла его день и ночь с оружием по 30 мужей на день. И сидел он 2 месяца, и отпустили его из города ».

Почему новгородцам не нужен был князь как жителям других территорий?


Главным органом управления в Новгородской республике стало вече- собрание взрослых мужчин, позднее - представителей родов, независимо от социального происхождения. Руководящую роль на вече играли «300 золотых поясов» (300 бояр ), они составляли «совет господ». Вече собирали только по важным поводам, в остальное время правил « совет господ», во главе которого стоял архиепископ . Функции архиепископа заключались в хранении государственной печати, контроле выпуска монет и контроле казны (у него были ключи от казны), мер веса, длины и объема (это было важно для торговли). Кроме этого, он являлся верховным судьей. Вече избирало посадника и тысяцкого , которые помогали архиепископу.
Посадник-человек, который руководит внешней политикой, следит за выполнением судебных решений, является главой ополчения. Посадника выбирали из торговых людей, т.к. внешняя политика - это прежде всего торговля. Тысяцкий-исполнитель наказаний, заместитель посадника, он следил за сбором налогов.
Князя приглашали из Владимиро-Суздальской земли в случае войны или бунта. Ему доверяли оборону, а после его изгоняли.
Киевское княжество

До 1139 ода киевский стол находился в руках Мономашичей – Мстиславу Великому наследовали его братья Ярополк и Вячеслав. В 1149 году в борьбу за Киев вступила суздальская ветвь Мономашичей в лице Юрия Долгорукого. В мае 1157 г. княжескую власть захватил Изяслав Давыдович Черниговский (1157–1159). С середины 12 в. политическое значение Киевской земли падает. Начинается ее распад на уделы: в 1150–1170-х выделяются Белгородское, Вышгородское, Трепольское, Каневское, Торческое, Котельническое и Дорогобужское княжества. Киев перестает играть роль единственного центра русских земель; на северо-востоке и на юго-западе возникают два новых центра политического притяжения и влияния, претендующих на статус великих княжеств, – Владимир на Клязьме и Галич. Владимирские и галицко-волынские князья уже не стремятся занять киевский стол; периодически подчиняя себе Киев, они сажают туда своих ставленников.

Из сочинения историка В.О. Ключевского

«С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. Отлив населения из Поднепровья шёл в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

1. Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

2. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Назовите не менее двух последствий усиления верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории.

__________________________________________________________________________

Владимиро - Суздальское княжество

Юрий Долгорукий (1113 – 1157 гг)

В 1120 году Юрий возглавил поход русских войск против волжских булгар.

В 1125 году перенёс столицу своих владений из Ростова в город Суздаль, а его сын-наследник Андрей Боголюбский - в 1157 году во Владимир.

Из «Ипатьевской летописи» (XIII - XIV века):

«В 1147 году. Пошел Юрий (сын Владимира Мономаха, про­рванный Долгоруким) воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу (Черниговскому князю Святославу Олъговичу) послал Юрий, повелел ему воевать Смо­ленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь (литовс­кое племя) вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных

И прислал к нему Юрий со словами: "Приди ко мне, брат, в Москву". Святослав поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной и взял с собой Владимира Святославича (князя Рязанского).

И было веселье. Юрий устроил обед силен, и сотворил честь великую им, и дал Святославу дары многие».

В 1155 году захватил Киев, но в 1157 году был отравлен киевскими боярами.

После окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году Андрей вопреки воле отца уехал во Владимир. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Вот как это описано у Н. И. Костомарова:

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю. По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил село Боголюбово, которое со временем стало его любимым местопребыванием.

Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)

Успенский собор во Владимире

был построен в 1158–1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси

Золотые ворота во Владимире

выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построен в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую часть города.

Храм Покрова на Нерли

Церковь построена в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского в честь праздника Покрова Богородицы,

Дмитриевский собор во Владимире

Построен в 1194–1197 годах при князе Всеволоде III Большое Гнездо как дворцовый храм в честь его небесного покровителя - Дмитрия Солунского и по случаю рождения у князя сына Дмитрия.

Дворец в Боголюбове

В 1164 году Андрей и его войско совершает удачный поход на волжских булгар,

а в 1169 году – поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства.

Отношения князя и владимирских бояр были напряженными (своевластие Андрея наталкивались на своеволия бояр)

В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. "Тверская летопись" сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: "и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа". Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Андрей был убит.

Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо» (1154-1212 гг.) –

великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого. Всеволоду удалось значительно увеличить казну своего княжества и улучшить жизнь во Владимирском княжестве. В «Повести временных лет» Всеволод был назван Великим князем и признан одним из самых успешных князей того периода.

_________________________________________________________________________________________

Галицко-Волынское княжество (1199-1392) - юго-западное русское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем в 1199 г. Оно было одним из самых больших княжеств периода распада Киевской Руси.

Князья Галицко-Волынского княжества

Ярослав Осмомысл . Своё оригинальное прозвище - «имеющий восемь мыслей» - этот князь получил за ум, любовь к философии, наукам и искусству. Время Ярослава (1153-1187) было золотым веком Галицкой земли.

Заветной мечтой всех правителей Юго-Западной Руси было объединение Галицкой земли и Волыни. Впервые эту задачу сумел решить знаменитый воитель князь Роман Мстиславич . Он прошёл суровую школу жизни, некоторое время княжил в Ве­ликом Новгороде, а в 1170 г. утвердился на Волыни и во всём следовал примеру своего знаменитого прадеда Владимира Мономаха. В 1199 г. Роман захватил Галич.

После гибели Романа в 1205 г. во время войны с поляками его княже­ство вновь распалось на две части

Восстановить мир и порядок в крае, до­стичь относительно прочного и длительного объединения обеих об­ластей сумел лишь сын Романа Мстиславича князь Даниил Галиц­кий . Вместе со своим тестем знаменитым Мстиславом Удалым (который в 1217 г. освободил Галич от венгров и сел там на княжение) он сражался с монголами в злополучной битве на реке Калке 31 мая 1223 г. Тогда ему лишь чудом удалось избежать гибели.

_________________________________________________________________________________________________

Княжеские междоусобицы ослабляли русскую землю.

В начале 1185 на Русь года приходил «окаянный и треклятый» хан Кончак. Весной Святослав дважды нанес ему поражения. Тогда половцы отступили. Святослав стал собирать большие силы для ответного похода в самую сердцевину Половецкой земли - на Северский Донец – нанести решительный удар. Пока он объезжал русские княжества, северский князь Игорь, сговорившись с братом Всеволодом, решил сам совершить поход в центр Половецкой степи. Поход закончился неудачей….

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Из «Слова о полку Игореве»

«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»… Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать . Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота . Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»

1. Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?

Монгольская империя - государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии столицей государства стал Каракорум .

Проследите по карте путь войска Чингисхана. Назовите государства, вошедшие в Монгольскую империю.

МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Битва на реке Калка - сражение между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом, действовавшим в рамках похода Джэбэ и Субэдэя , сражение закончилось полной победой монголов. – 1223 г .

«…Был совет всех кня­зей в го­ро­де Киеве, и ре­ши­ли на со­ве­те так: «Лучше нам встре­тить их на чужой земле, чем на своей». На этом со­ве­те были Мсти­слав Ро­ма­но­вич Ки­ев­ский, Мсти­слав Ко­зель­ский и Чер­ни­гов­ский и Мсти­слав Мсти­сла­вич Га­лиц­кий - они были ста­рей­ши­ми кня­зья­ми Рус­ской земли. Ве­ли­ко­го же князя Юрия Суз­даль­ско­го на том со­ве­те не было. А млад­шие кня­зья были Да­ни­ил Ро­ма­но­вич, Ми­ха­ил Все­во­ло­дич, Все­во­лод Мсти­сла­вич Ки­ев­ский и иных кня­зей много. От­ту­да они шли во­семь дней до реки Калки. Встре­ти­ли их та­тар­ские сто­ро­же­вые от­ря­ды. Когда сра­зи­лись сто­ро­же­вые стра­ды, был убит Иван Дмит­ри­е­вич и еще двое с ним. Та­та­ры отъ­е­ха­ли; около самой реки Калки встре­ти­лись та­та­ры с рус­ски­ми и по­ло­вец­ки­ми пол­ка­ми. Мсти­слав Мсти­сла­вич по­ве­лел сна­ча­ла пе­рей­ти реку Калку Да­ни­и­лу с пол­ком и дру­гим пол­кам с ними, а сам после них пе­ре­ехал; сам он ехал в сто­ро­же­вом от­ря­де. Когда он уви­дел та­тар­ские полки, то при­е­хал ска­зать: "Во­ору­жай­тесь!" Мсти­слав Ро­ма­но­вич и Дру­гой Мсти­слав си­де­ли и ни­че­го не знали: Мсти­слав им не ска­зал о про­ис­хо­дя­щем из-за за­ви­сти, по­то­му что между ними была боль­шая враж­да… Со­шлись полки вме­сте. Да­ни­ил вы­ехал впе­ред, и Семен Олю­е­вич и Ва­силь­ко Гав­ри­ло­вич уда­ри­ли в полки та­тар­ские, и Ва­силь­ко был ранен. А сам Да­ни­ил, бу­дучи ранен в грудь, по мо­ло­до­сти и храб­ро­сти не по­чув­ство­вал ран на теле своем. Ему было во­сем­на­дцать лет, и он был силен За грехи наши по­беж­де­ны были рус­ские полки…»

1) уча­стие в битве рус­ских дру­жин объ­яс­ня­ет­ся прось­бой по­ло­вец­ких кня­зей под­дер­жать их в борь­бе с агрес­си­ей мон­го­ло-татар

2) при­чи­ной по­ра­же­ния рус­ских во­и­нов стал пе­ре­ход на сто­ро­ну про­тив­ни­ка по­ло­вец­ко­го вой­ска

3) битва на реке Калке со­сто­я­лась в 1223 г.

4) после битвы мон­го­ло-та­тар­ское вой­ско дви­ну­лось на Ря­зань и после крат­ко­вре­мен­ной осады взяло её штур­мом

5) опи­сан­ная в ле­то­пи­си битва за­кон­чи­лась по­бе­дой мон­го­ло-та­тар­ско­го вой­ска

6) опи­сан­ные в ле­то­пи­си со­бы­тия от­но­сят­ся к по­след­не­му де­ся­ти­ле­тию су­ще­ство­ва­ния Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства как еди­но­го це­ло­го

«В год 6745 (от Со­тво­ре­ния Мира )…. При­шел на Рус­скую землю без­бож­ный царь Батый со мно­же­ством во­и­нов та­тар­ских и стал на реке на Во­ро­не­же близ земли Ря­зан­ской. И при­слал по­слов не­пу­те­вых на Ря­зань к ве­ли­ко­му князю Юрию Инг­ва­ре­ви­чу (Иго­ре­ви­чу) Ря­зан­ско­му, тре­буя у него де­ся­той доли во всем: во кня­зьях, и во вся­ких людях, и в осталь­ном. И услы­шал ве­ли­кий князь Юрий Инг­ва­ре­вич Ря­зан­ский о на­ше­ствии без­бож­но­го царя Батыя, и тот­час по­слал в город Вла­ди­мир к бла­го­вер­но­му ве­ли­ко­му князю Ге­ор­гию Все­во­ло­до­ви­чу Вла­ди­мир­ско­му, прося у него по­мо­щи про­тив без­бож­но­го царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь ве­ли­кий Ге­ор­гий Все­во­ло­до­вич Вла­ди­мир­ский и сам не пошел, и по­мо­щи не по­слал, за­ду­мав один сра­зить­ся с Ба­ты­ем. И услы­шал ве­ли­кий князь Юрий Инг­ва­ре­вич Ря­зан­ский, что нет ему по­мо­щи от ве­ли­ко­го князя Ге­ор­гия Все­во­ло­до­ви­ча Вла­ди­мир­ско­го, и тот­час по­слал за бра­тья­ми сво­и­ми: за кня­зем Да­ви­дом Инг­ва­ре­ви­чем Му­ром­ским, и за кня­зем Гле­бом Инг­ва­ре­ви­чем Ко­ло­мен­ским, и за кня­зем Оле­гом Крас­ным, и за Все­во­ло­дом Прон­ским, и за дру­ги­ми кня­зья­ми. И стали совет дер­жать, как уто­лить не­че­стив­ца да­ра­ми. И по­слал сына сво­е­го князя Фе­до­ра Юрье­ви­ча Ря­зан­ско­го к без­бож­но­му царю Батыю с да­ра­ми и моль­ба­ми ве­ли­ки­ми, чтобы не ходил вой­ной на Ря­зан­скую землю. И при­шел князь Федор Юрье­вич на реку на Во­ро­неж к царю Батыю, и при­нес ему дары, и молил царя, чтоб не во­е­вал Ря­зан­ской земли. Без­бож­ный же, лжи­вый и не­ми­ло­серд­ный царь Батый дары при­нял и во лжи своей при­твор­но обе­щал не хо­дить вой­ной на Ря­зан­скую землю. Но хва­лил­ся-гро­зил­ся по­во­е­вать всю Рус­скую землю. И стал про­сить у кня­зей ря­зан­ских до­че­рей и се­стер к себе на ложе. И некто из вель­мож ря­зан­ских по за­ви­сти донес без­бож­но­му царю Батыю, что есть у князя Фе­до­ра Юрье­ви­ча Ря­зан­ско­го кня­ги­ня из цар­ско­го рода и что всех пре­крас­нее она кра­со­той те­лес­ною. Царь Батый лукав был и не­ми­ло­стив в не­ве­рии своем, рас­па­лил­ся в по­хо­ти своей и ска­зал князю Фе­до­ру Юрье­ви­чу: «Дай мне, княже, из­ве­дать кра­со­ту жены твоей». Бла­го­вер­ный же князь Федор Юрье­вич Ря­зан­ский по­сме­ял­ся и от­ве­тил царю: «Не го­дит­ся нам, хри­сти­а­нам, во­дить к тебе, не­че­сти­во­му царю, жен своих на блуд. Когда нас одо­ле­ешь, тогда и же­на­ми на­ши­ми вла­деть бу­дешь». Без­бож­ный царь Батый разъ­ярил­ся и оскор­бил­ся и тот­час по­ве­лел убить бла­го­вер­но­го князя Фе­до­ра Юрье­ви­ча, а тело его велся бро­сить на рас­тер­за­ние зве­рям и пти­цам, и дру­гих кня­зей и во­и­нов луч­ших по­уби­вал…».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) втор­же­ние на Русь войск Батыя на­ча­лось зимой 1237 г.

2) вско­ре после ги­бе­ли Ря­за­ни удару войск Батыя под­верг­лись го­ро­да Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ско­го кня­же­ства

3) после раз­гро­ма Ря­за­ни на вой­ско мон­го­ло-татар было со­вер­ше­но на­па­де­ние дру­жи­ны ря­зан­ско­го бо­яри­на

Ев­па­тия Ко­ло­вра­та

4) дви­га­ясь через Чер­ни­гов­ское кня­же­ство, отряд мон­го­ло-татар с ходу за­хва­тил и раз­гра­бил Ко­зельск

6) за­щит­ни­ки Нов­го­ро­да су­ме­ли вы­дер­жать штурм го­ро­да вой­ска Батыя

1. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

2. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

3. Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период

2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели

3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет

4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства

5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость

6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства

Из «Никоновской летописи» (XVI - XVII века):

«В 1237 году. В ту зиму пришли из восточных стран лесом на Рязанскую землю безбожные татары с царем Батыем. Оттуда они отправили своих послов - женщину-чародейку и двух мужей с нею - к князьям рязанским, прося у них десятины во всем: в князьях, и в людях, и в конях, и вдоспехах. Не допустив послов в город, рязанские князья Юрий Игоревич и его брат Олег ответи­ли: "Когда нас не будет, то все ваше будет".

Рязанские князья послали ко князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому с просьбою, чтобы он прислал помощь или сам пришел. Князь же Юрий не пошел, не послушал просьбы рязанских князей, но хотел сам дать бой татарам.

И пришли окаянные иноплеменники под стольный град Ря­зань, обступили град 6 декабря и огородили его острогом. Рязанские князья затворились в городе с людьми, бились крепко и изне­могли. Татары взяли город Рязань в тот же месяц, 21, весь сожгли, убили князя Юрия Игоревича, его княгиню, перебили других кня­зей, а мужчин, женщин, детей, похватав, одних рассекали мечами, других убивали стрелами и бросали в огонь, а некоторых, схватив, связывали, вырезывали грудь и вынимали желчь.

Татары предали огню много святых церквей, пожгли монасты­ри и села и забрали их имущество».

Объясните, почему татары пришли на Русь зимой? Чем вы объясни­ те жестокость их действий?

Каково отношение летописца к Владимирскому князю Юрию Всево­ лодовичу? Прав ли автор? Свой ответ аргументируйте.

Из «Никоновской летописи»:

«...а людей перебили от старого до младенцев. Попленили всю страну и много городов: Юрьев, Димитров, Волок, Тверь. И не было места до Торжка, где бы не воевали татары. А в Ростовской земле и Суздальской за один февраль взяли 14 городов, помимо слобод и погостов».

О сражении 4 марта 1238 года: «И пришли безбожные татары на Сить против великого князя Юрия. И встретились оба войска, и была битва жестокой, и побежали наши перед иноплеменника­ми. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити, и многие из его дружины погибли здесь. А случилось это несчастье месяца марта в четвертый день».

    О чем свидетельствуют события на реке Сить?

    Чем вы можете объяснить их военные успехи монголо-татар?

    Почему они не дошли до Новгорода?

Назовите территории, подвергнувшиеся разорению во время монгольского нашествия и обозначьте их на карте.

Сформулируйте причины поражения Руси

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из письма Пушкина А.С. П. Чаадаеву

«Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые её потрясали, но у нас было своё особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена». Прав ли Пушкин? Докажите.

Монгольское иго 1240-1480 гг.

Нашествие с Запада

Про­чти­те от­ры­вок из жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры.

«… Сей князь Алек­сандр ро­дил­ся от отца ми­ло­серд­но­го и че­ло­ве­ко­лю­би­во­го, и более всего - крот­ко­го, князя ве­ли­ко­го Яро­сла­ва и от ма­те­ри Фе­о­до­сии… И кра­сив он был, как никто дру­гой, и голос его - как труба в на­ро­де, лицо его - как лицо Иоси­фа, ко­то­ро­го еги­пет­ский царь по­ста­вил вто­рым царем в Егип­те, сила же его была ча­стью от силы Сам­со­на, и дал ему бог пре­муд­рость Со­ло­мо­на, храб­рость же его - как у царя рим­ско­го Вес­па­си­а­на, ко­то­рый по­ко­рил всю землю Иудей­скую… Услы­шав о такой доб­ле­сти князя Алек­сандра, ко­роль стра­ны Рим­ской из се­вер­ной земли по­ду­мал про себя: "Пойду и за­во­юю землю Алек­сан­дро­ву". И со­брал силу ве­ли­кую, и на­пол­нил мно­гие ко­раб­ли пол­ка­ми сво­и­ми, дви­нул­ся с огром­ным вой­ском, пыхая духом рат­ным. И при­шел в Неву, опья­нен­ный безу­ми­ем, и от­пра­вил по­слов своих, воз­гор­див­шись, в Нов­го­род к князю Алек­сан­дру, го­во­ря: "Если мо­жешь, за­щи­щай­ся, ибо я уже здесь и разо­ряю землю твою". Алек­сандр же,

услы­шав такие слова, раз­го­рел­ся серд­цем, и вошел в цер­ковь свя­той Софии, и, упав на ко­ле­ни пред ал­та­рем, начал мо­лить­ся со сле­за­ми: "Боже слав­ный, пра­вед­ный, боже ве­ли­кий, силь­ный, боже пра­вед­ный, со­тво­рив­ший небо и землю и уста­но­вив­ший пре­де­лы на­ро­дам, ты по­ве­лел жить, не пре­сту­пая чужих гра­ниц". И, при­пом­нив слова про­ро­ка, ска­зал: "Суди, гос­по­ди, оби­дя­щих меня и огра­ди от бо­рю­щих­ся со мною, возь­ми ору­жие и щит и встань на по­мощь мне". И, окон­чив мо­лит­ву, он встал, по­кло­нил­ся ар­хи­епи­ско­пу. Ар­хи­епи­скоп же был тогда Спи­ри­дон, он бла­го­сло­вил его и от­пу­стил. Князь же, выйдя из церк­ви, осу­шил слезы и начал обод­рять дру­жи­ну свою, го­во­ря: «Не в силе бог, но в прав­де. Вспом­ним Пес­но­твор­ца, ко­то­рый ска­зал: "Одни с ору­жи­ем, а дру­гие на конях, мы же имя гос­по­да бога на­ше­го при­зо­вем; они, по­вер­жен­ные, пали, мы же усто­я­ли и стоим прямо"». Ска­зав это, пошел на вра­гов с малою дру­жи­ною, не до­жи­да­ясь сво­е­го боль­шо­го вой­ска, но упо­вая на свя­тую тро­и­цу. … После того Алек­сандр по­спе­шил на­пасть на вра­гов в ше­стом часу дня, и была сеча ве­ли­кая с рим­ля­на­ми, и пе­ре­бил их князь бес­чис­лен­ное мно­же­ство, а на лице са­мо­го ко­ро­ля оста­вил след остро­го копья сво­е­го. Про­яви­ли себя здесь шесть храб­рых, как он, мужей из полка Алек­сандра. Пер­вый - по имени Гав­ри­ло Олек­сич. Он напал на шнек и, уви­дев ко­ро­ле­ви­ча, вле­ко­мо­го под руки, въе­хал до са­мо­го ко­раб­ля по сход­ням, по ко­то­рым бе­жа­ли с ко­ро­ле­ви­чем; пре­сле­ду­е­мые им схва­ти­ли Гав­ри­лу Олек­си­ча и сбро­си­ли его со схо­ден вме­сте с конем. Но по бо­жьей ми­ло­сти он вышел из воды не­вре­дим, и снова напал на них, и бился с самим во­е­во­дою по­сре­ди их вой­ска. Вто­рой, по имени Сбыслав Яку­но­вич, нов­го­ро­дец. Этот много раз на­па­дал на вой­ско их и бился одним то­по­ром, не имея стра­ха в душе своей; и пали мно­гие от руки его, и ди­ви­лись силе и храб­ро­сти его. Тре­тий - Яков, родом по­ло­ча­нин, был лов­чим у князя. Этот напал на полк с мечом, и по­хва­лил его князь. Чет­вер­тый - нов­го­ро­дец, по имени Меша. Этот пеший с дру­жи­ною своею напал на ко­раб­ли и по­то­пил три ко­раб­ля. Пятый - из млад­шей дру­жи­ны, по имени Сава. Этот во­рвал­ся в боль­шой ко­ро­лев­ский зла­то­вер­хий шатер и под­сек столб ша­тер­ный. Полки Алек­сан­дро­вы, ви­дев­ши па­де­ние шатра, воз­ра­до­ва­лись…

О какой битве идет речь? Назовите ее дату.

Напишите название битвы, представленной на схеме.

Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме цифрой «1».

Назовите имя полководца, командовавшего войском, отмеченном на схеме цифрой «2»

Войском командовал ярл Биргер

Какие суждения, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские земли

2) один из полководцев, участвовавший в битве, в последствие был канонизирован русской Церковью

3) битва была примером междоусобных войн на Руси периода политической раздробленности

4) в составе войска одной из сторон сражался отряд половцев

5) результаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического авторитета Московского княжества

6) земли, на которой состоялась битва, принадлежали Великому Новгороду

П ро­чти­те от­ры­вок из жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры.

На вто­рой же год после воз­вра­ще­ния с по­бе­дой князя Алек­сандра вновь при­шли из За­пад­ной стра­ны и по­стро­и­ли город на земле Алек­сан­дро­вой. Князь же Алек­сандр вско­ре пошел и раз­ру­шил город их до ос­но­ва­ния, а их самих - одних по­ве­сил, дру­гих с собою увел, а иных, по­ми­ло­вав, от­пу­стил, ибо был без­мер­но ми­ло­стив. После по­бе­ды Алек­сан­дро­вой, когда по­бе­дил он ко­ро­ля, на тре­тий год, в зим­нее время, пошел он с ве­ли­кой силой на землю не­мец­кую, чтобы не хва­ста­лись, го­во­ря: "По­ко­рим себе сла­вян­ский народ". А был ими уже взят город Псков и на­мест­ни­ки не­мец­кие по­са­же­ны. Он же вско­ре из­гнал их из Пс­ко­ва и нем­цев пе­ре­бил, а иных свя­зал и город осво­бо­дил от без­бож­ных нем­цев, а землю их по­во­е­вал и пожег и плен­ных взял бес­чис­лен­ное мно­же­ство, а дру­гих пе­ре­бил. Немцы же, дерз­кие, со­еди­ни­лись и ска­за­ли: "Пой­дем, И по­бе­дим Алек­сандра, и за­хва­тим его". Когда же при­бли­зи­лись немцы, то - про­ве­да­ли о них стра­жи. Князь же Алек­сандр при­го­то­вил­ся к бою, и пошли они друг про­тив друга, и по­кры­лось озеро Чуд­ское мно­же­ством тех и дру­гих во­и­нов. Отец Алек­сандра, Яро­слав, при­слал ему на по­мощь млад­ше­го брата Ан­дрея с боль­шою дру­жи­ною. Да и у князя Алек­сандра было много храб­рых во­и­нов, как в древ­но­сти у Да­ви­да-царя, силь­ных и стой­ких. Так и мужи Алек­сандра ис­пол­ни­лись духа рат­но­го, ведь были серд­ца их как серд­ца львов, и вос­клик­ну­ли: "О княже наш слав­ный! Ныне при­шло нам время по­ло­жить го­ло­вы свои за тебя". Князь же Алек­сандр воз­дел руки к небу и ска­зал: "Суди меня, боже, рас­су­ди рас­прю мою с на­ро­дом не­пра­вед­ным и по­мо­ги мне, гос­по­ди, как в древ­но­сти помог Мо­и­сею одо­леть Ама­ли­ка и пра­де­ду на­ше­му Яро­сла­ву ока­ян­но­го Свя­то­пол­ка". Была же тогда суб­бо­та, и когда взо­шло солн­це, со­шлись про­тив­ни­ки. И была сеча же­сто­кая, и стоял треск от ло­ма­ю­щих­ся копий и звон от уда­ров мечей, и ка­за­лось, что дви­ну­лось за­мерз­шее озеро, и не было видно льда, ибо по­кры­лось оно кро­вью….»

О каком сражении идет речь в данном отрывке. Докажите фактами из отрывка.

… Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Гнедые кони горячились,

Из-под копыт вздымался прах,

Тела по снегу волочились,

Завязнув в узких стременах

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись

В кровавой ледяной воде,

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятками босыми

Прилежно шлепая об лед…

Что вы знаете о данном сражении? Расскажите.

Какое значение имели победы А. Невского?

Выполните задания:

«Невская битва и Ледовое побоище – это незначительные события в истории русских земель периода феодальной раздробленности, не оказавшие серьезного влияние на их историю» .

Ар­гу­мен­ты в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Переход к фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти во вто­рой чет­вер­ти XII в. можно счи­тать про­грес­сом в раз­ви­тии сред­не­ве­ко­вой Руси, её расцветом» .

Ар­гу­мен­ты в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Литература:

Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. https://hist-ege.sdamgia.ru

Всем кто учится. http://www.alleng.ru

https://www.google.ru/search?client=opera&q=википедия&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8

Причины феодальной раздробленности на Руси:

  1. Господство натурального хозяйства и, как следствие, слабые экономические связи между районами государства.
  2. Усиление отдельных княжеств, правители которых уже не желают подчиняться киевскому князю. Постоянные усобицы .
  3. Усиление феодальных вотчин и нарастание боярского сепаратизма.
  4. Усиление торговых городов, не желавших платить дань единому правителю.
  5. Отсутствие сильных внешних врагов, для борьбы с которыми требовалось бы объединенное войско во главе с единым правителем.

Значение феодальной раздробленности:

  1. Созданы условия для самобытного социально-экономического и политического развития отдельных районов страны.
  2. Наблюдается расцвет городов, подтверждающий данное Руси в Западной Европе название – Гардарика – страна городов.
  3. Начинается формирование трех великих восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского. С XIII века существует древнерусский язык.
  4. Резко ослабла обороноспособность русских земель.
  5. Происходит усиление княжеских усобиц.

Особенности феодальной раздробленности:

  1. В отличие от Средневековой Европы, на Руси отсутствовал общепризнанный политический центр (столица). Киевский престол быстро пришел в упадок. В начале XIII века Великими начинают величать Владимирских князей.
  2. Правители во всех землях Руси принадлежали к одной династии.

Когда начнется процесс объединения русских земель эти особенности приведут к напряженной борьбе между отдельными княжествами за статус столицы единого государства. В большинстве других Европейских государств вопрос о выборе столицы не стоял (Франция – Париж, Англия – Лондон и т.д.).

В период феодальной раздробленности, на фоне многочисленных, постоянно мельчавших уделов, несколько земель приобрели совершенно особое значение.

Прежде всего, это древняя земля кривичей и вятичей, расположенная на северо-востоке Руси. Из-за низкой плодородности земель колонизация этих районов началась только в конце XI - начале XII вв., когда сюда переселяется население с юга, спасаясь от набегов кочевников и притеснения бояр-вотчинников. Поздняя колонизация обусловила и более позднее обояривание (в середине XII в.), поэтому в Северо-Восточной Руси не успела к началу раздробленности сложиться сильная боярская оппозиция. В этом регионе возникло Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) государство с сильной княжеской властью.

1132 – 1157 гг. – правление сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Оставаясь князем старой закалки, он продолжил борьбу за великокняжеский престол, явно переоценивая его значение. Ему удалось дважды завоевать Киев в 1153 и 1155 гг. Отравлен киевскими боярами. В связи с его именем впервые упоминаются Тула (1146г.) и Москва (1147 г.)

1157 – 1174 гг. – правление сына Юрия Андрея Боголюбского. Он отказался от борьбы за киевский престол и вел активные междоусобные войны. 1164 г. – поход в Булгарию. В честь победы и в память о сыне построил собор Покрова на Нерли (1165г .). В 1169 г. взял Киев, но править там не стал, а подверг демонстративному разорению. Перенес столицу из Суздаля во Владимир. Отличался подозрительностью и жестокостью, за что и был убит слугами.

С 1174 по 1176 гг. – правление Михаила Юрьевича.

1176 – 1212 гг. – правление брата Андрея Боголюбского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Общий предок почти всех будущих князей – отсюда и прозвище. При нем государство достигло наивысшего расцвета, но распалось вскоре после его смерти. Именно при Всеволоде Владимирский престол приобретает статус великокняжеского (1212 г.), позднее во Владимир была перенесена ставка митрополита. Известен своим огромным авторитетом среди современников. Автор «Слова о полку Игореве» (1187 г.) писал о Всеволоде, что его дружина может «Дон шеломами вычерпать, а Волгу веслами расплескать».

В совершенно иных условиях находилась юго-западная, Галицко-Волынская Русь. Мягкий климат и плодородные земли всегда привлекали сюда массу земледельческого населения. В то же время этот цветущий край постоянно подвергался набегам соседей – поляков, венгров, степняков-кочевников. К тому же, из-за раннего обояривания, здесь рано сложилась сильная боярская оппозиция.

Первоначально Галицкое и Волынское княжества существовали как независимые государства. Стремясь прекратить боярские усобицы, правители этих земель, особенно Ярослав Осмомысл Галицкий, не раз пытались их объединить. Эту задачу удалось решить только в 1199 г. волынскому князю Роману Мстиславичу. После его смерти в 1205 г. власть в княжестве захватили бояре, надолго превратив его в ряд небольших, враждующих друг с другом уделов. Лишь в 1238 г. сын и наследник Романа Даниил (Даниил Галицкий ) вернул власть и стал одним из самых сильных русских князей – Даниил стал единственным на Руси князем, которому Папа Римский прислал королевскую корону.

К северу от Владимиро-Суздальской земли находилась огромная Новгородская земля. Климат и почвы здесь были еще менее пригодны для земледелия, чем на северо-востоке. Зато древний центр этих земель – Новгород – находился у начала одного из самых важных торговых путей того времени – «из варяг в греки» (т.е. из Скандинавии в Византию). Древний торговый путь проходил так: из Балтики – в Неву, затем – в Ладожское озеро, потом – по реке Волхов (через Новгород), - в Ильмень озеро, оттуда – в реку Ловать, затем – волоком, в Днепр, а уже оттуда – в Черное море. Близость торгового пути превратила Новгород в один из важнейших торговых центров Средневековой Европы.

Успешная торговля и отсутствие сильных внешних врагов (а значит и отсутствие необходимости в собственной княжеской династии) привели к складыванию в Новгороде особого государственного строя – феодальной (аристократической) республики . Датой начала республиканского периода его истории принято считать 1136 г. – восстание новгородцев против внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Основную роль в этом государстве играл слой новгородских бояр. В отличие от бояр в других землях, новгородские не имели отношения к дружине, а были потомками родоплеменной знати ильменских славян.

Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание наиболее богатых бояр («триста золотых поясов»), которое решало важнейшие вопросы и избирало высших должностных лиц: посадника , вершившего суд и управлявшего Новгородом, тысяцкого , возглавлявшего налоговую систему и ополчение; владык у – епископа (позднее – архиепископа) – руководившего белым духовенством, ведавшего казной и внешней политикой, а так же архимандрита – главу черного духовенства. Князь призывался в Новгород. Функции князя были ограничены: он был нужен городу как командир дружины и формальный адресат дани с новгородских земель. Любая попытка вмешательства князя во внутренние дела Новгорода неизбежно заканчивалась его изгнанием.

Культура Древнерусского государства (IX - 3О-е гг. XII в.)

Древнерусская культура стала результатом сложного синтеза византийских и славянских духовных традиций. Своими корнями славянская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество – комплекс первобытных верований и обрядов – имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно огромное значение приобрели Род – земледельческое божество, бог плодородия вообще и тесно связанные с ним богини плодородия – рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна – княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы и дождя). Так же почитались Велес – бог скотоводства, и Сварог – бог солнца и света.

В X-XI вв. складывается былинный эпос , связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.

Важнейшую роль в русской литературе играло летописание : помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является «Повесть временных лет» составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-волынские и т.д.

Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. ХI век – время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений «Слово о законе и благодати» (1049 г.) будущего митрополита Иллариона. В 1073 г. по заказу Святослава Ярославича был составлен первый Изборник – сборник текстов религиозного и светского содержания, предназначенный для чтения. Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим сводным братом Святополком. Их житие написал Нестор – автор «Повести временных лет». Блестящим образцом светской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха (конец ХI - начало XII в.) – рассказ о своей жизни мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея единения сил Руси для борьбы со Степью пронизывает «Слово полку Игореве» . (1187 г.). Интересно «Моление» Даниила Заточника (начало XII в.), обедневшего мелкого феодала, который жалуется князю на боярский произвол и просит его о милости.

К какому бы жанру не относилось литературное произведение его текст всегда снабжался красочными миниатюрами – иллюстрациями в рукописных книгах.

В Киевской Руси достигают своего расцвета ювелирные технологии:

  • Скань (финифть) – отделка изделия узором из скрученной проволоки, проволочное кружево.
  • Зернь – тончайший узор образуется путем напаивания тысяч мельчайших шариков.
  • Чернь – создание узора на ювелирных изделиях путем травления.
  • Эмаль (перегородчатая эмаль) – получение рисунка путем нанесения стеклообразной массы на металл.
  • Гравировка – резное изображение на металле.

С принятием христианства получила развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. В качестве основного материала для строительства использовалась плинфа – разновидность кирпича. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил своеобразное развитие. Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-ти купольный Софийский собор в Киеве (1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (ХI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в XII-ХIII вв. создается множество церквей – Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и т.д., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.

В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске . В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Оранта); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, святых, изображения проповедников, а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в. большую известность приобрела в это время новгородская школа (Спас Нерукотворный, Успенье, Ангел златые власы).

Христианизация Руси постепенно привела к упадку скульптуры, произведения которой ассоциировались с языческими идолами.

Привет, дорогие читатели сайта! В этом посте будут разобраны такие непростые темы, как раздробленность Руси и нашествие с Востока. Без лишних слов, продолжаем нашу подготовку к ЕГЭ по истории

Раздробленность на Руси:

Как Вы помните по предыдущему посту, Владимир Мономах смог Любеческим съезом князей в 1097 году весьма успешно на время остановить русскую раздробленность. Но после смерти князя в 1125 году на Киевский престол вступил его сын — Мстислав. Как и свой отец он еще какое-то время удерживал единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств. Наступил период раздробленности или удельный период.

Причины раздробленности:

1. Разросшийся княжеский род;

2. Запутанность порядка престолонаследия;

3. Господство натурального хозяйства;

Раздробленность оставила в русской истории некоторые последствия, как положительные, так и отрицательные:

Положительные:

1. Каждое княжество имело свою летопись, о своем князе;

2. Каждое княжество имело свое культурное наследие: свои храмы, книжное дело, ремесла.

Отрицательные:

1. Внешняя угроза (слабость каждого княжества по отдельности)

2. Постоянные усобицы князей за территорию;

В русской раздробленности, наиболее сильными и занимавшими значительные территории были княжества:

— Владимиро-Суздальское;

— Галицко-Волынское;

— Новгородская боярская республика;

Дадим характеристику каждому из этих княжеств:

1. Владимиро-Суздальское:

Географическое положение: Северо-восточная часть страны.

Граница с Новгородскими землями, Смоленским княжеством

Наиболее известными правителями Владимиро — Суздальского княжества, были Юрий Долгорукий , Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо .

2. Галицко — Волынское княжество:

Географическое положение: северо – восточные склоны Карпат и территория между реками Нестор и Пруд

Наиболее известными князьями Галицко — Волынского княжества, были Ярослав Осмомысл , Роман Мстиславич и Даниил Романович .

3. Новгородская боярская республика:

Географическое положение: огромная территория от Ледовитого океана до верховья Волги; от Прибалтики до Урала.

Граница: Смоленское княжество, Владимиро – Суздальское княжество.

Политический строй Новгородской боярской республики:

Монголо-татарское нашествие:

В 1204—1205 гг. Темучин (Чингисхан) объединил монгольские племена и захватил Китай, взяв у них на вооружение стенобитные орудия и порох.

Монголо-татары захватили Китай, Корею, Среднюю Азию, Иран и Закавказье.

Первое столкновение русских князей с монголо- татарами – битва на реке Калке, произош. в 1223 году .

Нашествие хана Батыя на Русь 1237—1240 гг .

1237 ГОД :

Разгром Рязанского княжества;

1238 ГОД :

Захват Владимиро – Суздальской земли;

Битва на реке Сити, в ходе которой князь был убит, а его войска разгромлены (Юрий Всеволодович);

Оборона Козельска (« Злой город »);

1239 ГОД :

Разгром Южной Руси и Черниговского княжества;

1240 ГОД :

Захват Киевского княжества – поражение Руси;

Причины поражения Руси:

1. Феодальная раздробленность и распри между князьями

2. Превосходство монголов в военном искусстве, наличие опытной и многочисленной армии

Результаты нашествия:

1. Батый на территории от Дуная до Иртыша основал монгольское государство Золотая Орда

2. На Руси установилось монголо – татарское иго – с 1240 года по 1480 год (240 лет)

Если статья была тебе полезна, то подпишись на новости нашего блога и будешь получать уникальные материалы для подготовки к ЕГЭ прямо на почту! А я с тобой прощаюсь, до новых встреч!



Рекомендуем почитать

Наверх