Мера превыше всего. I

Своими руками 30.06.2023

Одним из критериев, по которым можно оценить степень эффективности той или иной кампании, является качество лидов. В попытках применить данный показатель к результатам действий своей компании можно столкнуться с несколько философской проблемой - проблемой правильной дефиниции.

Что на самом деле значит лид? Что скрывается под понятием «качественный лид»? Без знания базовых определений и критериев качества невозможна адекватная оценка результатов, только субъективное суждение конкретного специалиста. Рассмотрим основные характеристики качества лидов, а также наиболее распространенные заблуждения по данному вопросу.

Определение и виды лидов

Из всего многообразия информации касательно понятия «лид» можно выделить 3 основных определения. Итак, лиды - это:

  • Пользователи, выразившие интерес к продукту;
  • Благоприятные для продавца операции пользователя;
  • Контактные данные, оставленные пользователем.
К действиям клиента можно отнести обращение в службу поддержки, оформление подписки на почтовую рассылку, сообщение в чате.

Можно выделить 2 основных вида лидов:

  • Горячие лиды;
  • Маркетинговые или холодные лиды.

Первый вид - это пользователи, которые выражают готовность к заключению сделки. С ними взаимодействует отдел продаж. Второй вид - маркетинговые или холодные лиды - требует дополнительной обработки. Ими занимаются маркетологи.

Определение качества и критерии оценки

При оценке качества лидов желательно соблюдать следующие правила:

  • Не заниматься упрощением и усложнением;
  • Стараться найти индивидуальный подход;
  • Не строить оценку только на основе эксплицитных данных.

Перейдем к подробному рассмотрению правил, необходимых для корректного анализа качества лидов.

Мера превыше всего

При определении качества лидов компании очень любят впадать в 2 крайности. Часть компаний занимается ресурсозатратным программным анализом информации для выяснения степени готовности клиента к совершению сделки. Другая часть компаний поступает наоборот: степень качества лидов оценивают сами сотрудники компании. Таким образом, критерием оценки выступает их субъективное мнение.

Не стоит бросаться в крайности. Сложные специализированные программы для оценки не требуются, равно как и личное мнение штатного маркетолога. Существуют определенные критерии, которые априорно можно назвать объективными. Так, клиента можно назвать горячим лидом, если он совершает следующие действия:

  • Добавляет продукт в корзину;
  • Смотрит условия доставки;
  • Сравнивает цены.

Все вполне очевидно, и не нуждается в дополнительном усложнении.

Важность индивидуального подхода

Немаловажную роль в построении стратегии продаж играет так называемая покупательская персона. Покупательская персона - четко сформулированный образ идеального клиента компании. Однако соответствие покупательской персоне не всегда может служить надежным показателем качества лида. К примеру, казалось бы идеальный клиент может быть холодным из-за самых разнообразных причин: ему не хватает информации, вмешались внешние обстоятельства и так далее.

Покупательская персона может применяться при разработке стратегии лидогенерации, но непосредственно качество лидов с ее помощью лучше не оценивать. Оценка качества, по возможности, требует индивидуального подхода.

Эксплицитные и имплицитные данные

В данном случае ситуация похожа на проблему покупательской персоны. Эксплицитные данные, в большинстве случаев, представляют собой обычные «паспортные» сведения, которых однозначно недостаточно для оценки качества лидов.

Вам скорее потребуются имплицитные данные:

  • Скачивание материалов;
  • Взаимодействие с сайтом;
  • Просмотр определенных страниц;
  • Вопросы в службу поддержки.

Таким образом, все равно, кто ваш клиент и откуда он, главное - какие действия он производит.

Продавцы и маркетологи: кто виноват и что делать?

Существует заблуждение, что маркетолог должен заниматься только генерацией лидов. Холодные лиды, горячие лиды - все перенаправляются к продавцам для дальнейшей обработки. На самом деле работа с холодными лидами должна осуществляться именно маркетологами, так как именно они занимаются формированием у клиента потребности в продукте, подготавливая его тем самым к совершению покупки.

По данным статистики, компании, в которых работой с холодными лидами занимаются маркетологи, заключают на 20% сделок больше, чем компании, в которой на маркетологах лежит только лидогенерация.

Оценка качества лидов должна быть совместным действием маркетологов и продавцов. Продавцы получают горячих лидов, готовых к совершению сделки, в то время как маркетологи проводят работу с холодными лидами. Таким образом, каждый отдел имеет представление только об одной части общей картины. Согласно статистическим данным, совместная аналитическая работа продавцов и маркетологов увеличивает количество успешных сделок на 20%.

Штатные маркетологи, без сомнений, прекрасно информированы о продукте, целевой аудитории и ситуации на рынке. Однако эффективной генерацией лидов могут заниматься и аутсорсеры.

Малоопытные маркетологи свято уверены, что всякий новый лид - это уже успех. Получив данные очередного пользователя, они сразу перенаправляют их отделу продаж, а затем сильно возмущаются, если в итоге покупка не совершается.

Не стоит издеваться над отделом продаж. Успешными являются только те лиды, которые проявили готовность к заключению сделки. Их-то и стоит направлять в отдел продаж. А весь результат лидогенерации - это просто материал, с которым еще предстоит поработать. Успеха вы добьетесь только в том случае, если сможете довести лиды до готовности к сделке.

И еще немного о заблуждениях

Отдельно следует упомянуть заблуждения, которые разделяет множество маркетологов:

  • Качественные лиды не получить из социальных сетей;
  • Работу следует производить исключительно с качественными лидами;
  • Горячие лиды в любом случае ведут к совершению сделки.

Начнем с социальных сетей. Согласно данным статистики, SMM способствует генерации большего числа лидов, нежели традиционный маркетинг. Отказ от работы с клиентами из социальных сетей неизбежно приводит к потере выгодных сделок.

Если проводить работу только с лидами, заинтересованными в покупке, то бизнес в скором времени ждет полное фиаско. Работа должна проводиться абсолютно со всеми. Если пользователь зашел на ваш сайт и хоть как-то с ним взаимодействует - его уже можно считать заинтересованным, он способен стать покупателем.

Таким образом, основная задача - определить, насколько лид заинтересован. Если пользователь готов совершить покупку - отправляем его отделу продаж. Если пользователю требуется больше информации или он не уверен в необходимости приобретения вашего продукта - за дело берутся маркетологи.

Качественные лиды не всегда ведут к заключению сделки. Даже если человек уже принял решение о покупке, он может по какой-либо причине отложить его на неопределенный срок. Допустим, на улице зима, а пользователь решил узнать информацию о летней туристической поездке. Он просмотрел информацию о туре, выбрал подходящий, однако отложил совершение сделки. Вполне логичное решение. Что можно сделать в такой ситуации? Поинтересоваться у клиента, когда он планирует совершить покупку и поддерживать его заинтересованность до момента совершения сделки.

Какой вывод можно сделать на основе сказанного?

Некачественные лиды - это, скорее, исключение. Есть клиенты, готовые к совершению покупки, и те, кому требуется больше информации. Если у вас оказались данные пользователя, о котором вы точно можете сказать, что ему не нужен ваш продукт, то его можно не считать лидом. Во всех остальных случаях можно продолжать работу по уже описанному принципу: горячие лиды - в отдел продаж, холодные - на доработку маркетологам.


«Золотое клише» - премия союза итальянских журналистов, присуждённая А. Солженицыну за его деятельность в СССР. Вручение премии состоялось 31 мая в Цюрихе, где Солженицын и произнёс это короткое Слово. Оно было написано в мае 1974 в Штерненберге (нагорье Цюриха). В нём автор хотел выйти за пределы ожидаемого от него политического заявления и взглянуть на Восток и Запад совокупно, как на единую арену развития цивилизации.

1974 г. Слово вышло в переводах на итальянский, немецкий и французский. Первое русское книжное издание - в сборнике автора «Мир и насилие » (Франкфурт: Посев, 1974). В СССР впервые напечатано в рижском русскоязычном журнале «Родник», 1989, N°3. Здесь текст приводится по изданию: Солженицын А.И. Публицистика: В 3 т. Т. 1. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995.

Ознакомясь с принципами, согласно которым ваша премия присуждается Союзом итальянских журналистов уже 11-й год и вот сегодня мне, я, разумеется, не только выражаю вам благодарность, но не свободен и от чувства гордости, видя столь достойных и мужественных людей в числе моих предшественников, в том числе - совокупно всю пражскую молодёжь 1968 года. Те, кто передают сегодня эту премию, и тот, кто её сегодня получает, прожили свою жизнь как будто в разных половинах планеты, разных мирах, разных системах, о которых говорят, что они разделены пропастью, во всём противоположны и исключают друг друга. Однако если бы это было так, то не нашлось бы между нами единых ценностей, которые подали бы вам мысль присудить мне эту премию. А если такие ценности нашлись, то, быть может, мы можем выработать и общий взгляд на происходящее в сегодняшнем мире и даже открыть друг во друге сходное направление наших чаяний и усилий.

Примитивное разделение мира на две системы является суждением политическим, а значит весьма посредственного уровня.

Все вообще политические приёмы есть операции с готовыми нравственными (или безнравственными) данностями, лежат на невысоком уровне человеческого сознания и бытия, обрываются и меняются за короткие периоды, при каждой смене ситуации. Страстными политическими ярлыками мы больше вводимся в заблуждение, чем вникаем в состояние сегодняшнего мира. Если же мы хотим охватить истинную суть положения человечества сегодня, степень безнадёжности его и степень надежды, - а пресса в своих высших задачах тоже не может не иметь в виду этой цели, - нам не избежать подняться много выше, чем политические характеристики, формулировки и рецепты.

И тогда мы увидим, быть может, хотя это не окажется более отрадно, что главная опасность не в том, что мир расколот на две альтернативные социальные системы, а в том, что обе системы поражены пороком, и даже общим, и потому ни одна из систем при её нынешнем миропонимании не обещает здорового выхода. Черезо все случайности конкретного развития отдельных стран и за несколько веков этот порок органически пророс в современное человечество, и на большой дистанции мы можем его проследить. Мы - все мы, всё цивилизованное человечество, - посаженные на одну и ту же жёстко связанную карусель, совершили долгий орбитальный путь. Как детишкам на карусельных конях, он казался нам нескончаемым - и всё вперёд, всё вперёд, нисколько не вбок, не вкривь. Этот орбитальный путь был: Возрождение - Реформация - Просвещение - физические кровопролитные революции - демократические общества - социалистические попытки.

Этот путь не мог не совершиться, коль скоро Средние Века когда-то не удержали человечества, оттого что построение Царства Божьего на Земле внедрялось насильственно, с отобранием существенных прав личности в пользу Целого. Нас тянули, гнали в Дух - насилием, и мы рванули, нырнули в Материю, тоже неограниченно. Так началась долгая эпоха гуманистического индивидуализма, так начала строиться цивилизация на принципе: человек - мера всех вещей, и человек превыше всего. Весь этот неизбежный путь весьма обогатил опыт человечества, но вот на наших глазах и он подошёл к исчерпанию: ошибки в основных положениях, не оцененные в начале пути, ныне мстят за себя.

Поставив высшею мерой всех вещей человека, со всеми его недостатками и жадностью, отдавшись Материи неумеренно, несдержанно, - мы пришли к засорению, к изобилию мусора, мы тонем в земном мусоре, этот мусор заполняет, забивает все сферы нашего бытия.

В сфере материальной этот мусор уже всем слишком заметен, он отравил воздух, воду, освоенную часть земной поверхности, уже захламляет и неосвоенную; он так же безобразно наградил наши могучие производственные усилия, как в жизни отдельных людей повседневно самые заманчивые рекламы, упаковки и пластмассы обращаются в изобильный мусор городской. Но и в сфере так называемой духовной этот мусор забивает нас, давит нас - тяжёлыми объёмами, не могущими вместиться в наши глаза, уши, груди, втолакиванием звонких всеобщих, как будто всем ясных, а на деле беспомощных плоских идей, ложной наукой, жеманным искусством, - всем, что не знает над собою ответственности выше, чем Человек, то есть ты, я и люди по нашей склонности.

Гремливая цивилизация совершенно лишила нас сосредоточенной внутренней жизни, вытащила наши души на базар - партийный или коммерческий.

В сфере социальной наш многовековый путь привёл нас в одних случаях на край анархии, в других - к стабильной деспотии. Между этими двумя грозными исходами на наших глазах становятся немощными, бесправными одно за другим демократические правительства - оттого что малые и большие соединения людей не желают самоограничиться в пользу Целого. Это понимание, что должно же быть нечто Целое, Высшее, где-то разроненное нами, когда-то полагавшее предел нашим страстям и безответственности, - это понимание чутко сторожится современными жестокими тираниями и вовремя выставляется под названием Социализма. Но - обман вывески, неисследованность термина: полстолетия достаточно показали, что и там мы массами унавоживаем благоденствие малых групп людей - и притом самых ничтожных, мусорных.

Оттого и орбитален оказался путь, что из власти насилия вырвались мы и во власть насилия вернулись - ещё не все пока, но скоро грозит и всем, при общей болезни ослабнувшей воли и потерянной перспективе. Орбита грозит унизительно замкнуться. Как нам видится, цивилизованное человечество подошло сейчас к повороту мировой истории (жизни, быта и миропонимания), по значению такому же, как от Средних Веков к Новому Времени, - если только по беспечности и по упадку духа мы не пропустим этого поворота. Именно ваша страна, Италия, была некогда первой страною мира, приоткрывшей нам прежний исторический поворот. Быть может, теперь вы из первых же и ощущаете бездны нашего нынешнего положения и, по вашей чуткости, поможете нам найти те формы, которые облегчили бы нам перейти на орбиту более высокого уровня, на которой мы научимся соблюдать достойную гармонию между нашей природой физической и природой духовной.

Найдём в себе душевную высоту заново открыть, что человек - не венец вселенной, а есть над ним - Высший Дух.

По угрожающим темпам сегодняшней жизни - времени на осмысление и осуществление этого поворота у нас остаётся несравненно меньше, чем отпускалось его в неторопливом теченьи XIV или XVI веков. А при всём кровавом опыте минувших столетий - и самый выбор форм преобразования должен быть тоньше и выше: мы научились уже, что физическим сотрясением государств, что насильственными переворотами открывается путь не в светлое будущее, а в худшую гибель, в худшее насилие. Что если и суждены нам впереди революции спасительные, то они должны быть революциями нравственными, то есть неким новым феноменом, который нам предстоит ещё открыть, разглядеть и осуществить.

Считается, что термин «философия» появился в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Первым его использовал мыслитель по имени Пифагор, знакомый читателям по учебнику геометрии. Слово φιλοσοφια по-гречески означает «люблю мудрость». Это слово указывает на следующую мысль. Полная и совершенная мудрость возможна только для бога. Только бог обладает полной и определенной истиной, а человек лишь стремится к истине. (Имеются в виду боги греческого пантеона).

Слово σοφια означает «мудрость». А словоσοφος– мудрец, мудрый.

В Древней Греции до появления философов были люди, которых считали мудрецами. Они жили в первой половине 6 века до нашей эры. Это были так называемые «семь мудрецов». Вот их имена и некоторые их изречения.

Солон Афинский (1):

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить».

«Ничего слишком».

«Нет предела богатству».

Питтак (2):

«Что возмущает тебя в ближнем – того не делай сам».

«Большинство людей – злы».

«Все мое ношу с собой».

Периандр (4):

«Наслаждения смертны, добродетели бессмертны».

Клеобул (5):

«Мера – превыше всего».

«Думай о конце жизни».

«Поручись – и беда тут как тут».

Вообще говоря, эти изречения мудрецов обобщают жизненный повседневный опыт. Философы же (любители, искатели мудрости) ставили перед собой более широкую задачу: выйти за пределы всякого возможного опыта. Слово φιλοσοφος (философ) так и переводится: «любящий мудрость», искатель мудрости.

Например, великий немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) полагал, что предметом философии является то, что не дано и не может быть дано в опыте.

Это мир в целом, душа и Бог.

С момента своего возникновения философия предстает как единство трёх составляющих:

А) Содержание : философия объясняеттотальность вещей, реальность во всех частях без исключения. Слово «тотальность» и «тотальный» происходят от латинского словаtotus– весь, полный, целый. Этот латинский корень мы встречаем в словах «тоталитаризм» и «тотальный» (например, «тотальная мобилизация»). Так вот, одна из главных задач философа – ответ на вопрос «Что есть всё?». («Что такое всё?»)

Б) Метод философии («метод» – буквально, «путь к чему-либо», в переносном значении – «способ»): рациональное объяснение. Признаются только разумные аргументы, логическая мотивация, «логос», как выражаются философы.

Латинское слово RATIOозначает разум. Слово «рациональный» означает «основанный на разуме».

Кроме того, философия иногда определяется как вид теоретической рефлексии. Слово «теоретический» происходит от слова «теория». А теория (θεωρια) буквально означает «созерцание», «наблюдение», а в переносном смысле – «исследование», а также «поиск истины ради самой истины».

Слово «рефлексия» – латинского происхождения (REFLEXIO).

Латинская приставка RE- соответствует русской приставкепере- .

Слово FLEXIOозначает «сгибание», «изгиб». Соответственно, рефлексия естьпере - гиб, от – ражение, отражение.

Можно сказать, что «рефлексия – это обращение мысли на саму себя».

То есть философия – это такой поиск истины, который, во-первых, ведётся ради самой истины, а во-вторых, во время этого поиска надо постоянно следить, КАК он ведётся. Это означает, что философия вырабатывает устойчивые признаки (критерии), по которым можно определить, является ли данный философский аргумент разумным.

Для этого философия должна оценивать и рассматривать своё же содержание. Поэтому и говорят, что философия – это вид теоретической рефлексии.

Эта рефлексия включает в себя, во-первых, точное определение понятий. Этот момент традиционно называется «аналитика». АНАЛИЗ есть РАСЧЛЕНЕНИЕ. Во-вторых, эта рефлексия включает в себя оценку истинности суждений и умозаключений. Эта оценка традиционно называется «диалектика». (Мы бы сейчас назвали это логикой).

В) Цель философии : чистое созерцание истины, чистое желание её достичь. Великий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-либо практической пользы». Он же писал о философии: «Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной».

Кроме философии, другими формами рефлексии являются искусство, наука и религия.

Искусство , как и философия, ставит перед собой так называемые «всеобщие вопросы». Например: «Зачем я живу?», «Что такое человек?», «Почему всё есть, хотя могло бы ничего не быть?». Чтобы ответить на эти вопросы, искусство пользуется чувственными представлениями. То есть представлениями о чём-то таком, что можно воспринять органами чувств. (Чувственное представление – это то, что возникает в уме человека, когда он воспринимает внешние предметы органами чувств).

А философия использует абстрактные понятия.

Русские слова «абстрактный» и «абстракция» восходят к латинскому глаголу ABSTRAHO. Он означает «отрываю», «отвлекаю», «отволакиваю», «рассеиваю». Поэтому «абстрактный» буквально означает «отвлеченный», «рассеянный».

Абстрактный есть отдельный, простой, односторонний, частный.

Конкретный есть соединенный, сложный, многосторонний, целостный.

Наука всеобщих вопросов перед собой не ставит, но, как и философия, пользуется абстрактными понятиями, хотя при этом опирается на опыт и эксперимент. Термин «опыт» в философии означает совокупность чувственных представлений. Термин «эксперимент» означает организацию наблюдения в искусственных условиях, предполагающее активное вмешательство в природу, с заранее предсказуемым результатом.

А вот философия в принципе выходит за пределы всякого опыта.

Религия, как и философия, выходит за пределы всякого возможного опыта, но если философия во время таких выходов опирается на разум, то религия на иррациональную (неразумную) веру.

Религиозное мировоззрение ярко выразил христианский писатель Тертуллиан (около 160 – около 220). Ему приписываются такие слова:

CREDO, QUIA ABSURDUM.

«Верую, ибо абсурдно».

Философия и мировоззрение

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений. Они определяют отношение к действительности, общее понимание мира, жизненные позиции, установки людей. Субъектом (= носителем) мировоззрения является и отдельный человек, и социальные группы, и профессиональные группы, и национальные общности, и религиозные общности. Мировоззрение отдельного индивида спонтанно или целенаправленно формируется под воздействием общества или социальной группы. У мировоззрения всегда есть личное своеобразие. Это бывает из-за специфического жизненного опыта каждого человека. Элементы, из которых состоит мировоззрение: знания и убеждения. Знания – это обычно содержание мировоззрения, ответы на вопросы: Как? Что это? Почему это?

Убеждения – это эмоционально окрашенное отношение и к знаниям, и к самой реальности. Это ответы на вопросы: Зачем это? Зачем всё это? Какой в этом смысл? Хорошо это или плохо? Когда хотят подчеркнуть эмоциональную сторону мировоззрения, часто говорят «мироощущение». Оптимистическое мировоззрение, трагическое мировоззрение и так далее. В мировоззрение входят не все знания, которыми располагает субъект, а только самые важные и знАчимые знания. Философия – это один из видов мировоззрения. Любая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. Философия осознает мировоззренческие установки, выражает их в виде рациональных понятий, критически исследует в свете разума те взгляды и ценности, на которые опирается обыденное мировоззрение.

Философия включает в себя следующие большие разделы:

Онтология (от греческого слова τοον, в родительном падеже –τουοντος– сущее иλογος – слово, понятие, учение) – учение о бытии, о бытии вообще, независимом от его частных видов.

Гносеология – учение о познании и о его границах, об истине и её критериях. Основные категории онтологии: рационализм, иррационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм

Этика – это учение о добре и зле, о нравственной норме и моральном идеале. Основные категории этики: благо, зло, аскетизм, гедонизм, эвдемонизм, природная склонность, долг.

Предмет философии. В зависимости от эпохи предмет философии смещается. Как мы увидим дальше, у Платона предмет философии преимущественно составляет онтология, у Эпикура – этика, у средневековых мыслителей – опять онтология, у Иммануила Канта – гносеология, у экзистенциалистов – этика.

Функции философии: критическая, прогностическая, интегрирующая, методологическая.

М.Ф. Пахомкина

ФИЛОСОФИЯ

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Философия: основные этапы и направления ее развития

Тема. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

IGDA/A. Dagli Orti
СОКРАТ

I. Интеллектуальная разминка.

1. Первая философская школа в Древней Греции.

2.Проблемы, над которыми, по преимуществу, размышляли древнегреческие философы.

3. Период расцвета древнегреческой философии, ее зрелости, рождения уникальных философских идей и концепций.

4. Кому из древних мыслителей Греции принадлежит суждение: «Все сущее - число»?

5. Одно из основных понятий древнегреческой философии, означавшее закон, порядок.

6. Важнейшее состояние, в котором, по убеждению Гераклита , пребывает мир?

7. Почему для обозначения этого состояния античный мыслитель использовал образы огня, реки?

8. В противовес Гераклиту элейская школа полагала важнейшим состоянием, в котором пребывает мир, _______.

9. Первое философское понятие, введенное в оборот Парменидом и обозначавшее сущее, было ________.

10. Древнегреческий философ, своим учением определивший «линию материализма» в философии.

11. Он утверждал, что все в мире состоит из мельчайших частиц - ________.

12. Учение о всеобщей обусловленности явлений называется ___________.

13. Мировоззренческая позиция, рассматривающая всякое событие и каждый поступок как нечто неотвратимое, изначально предопределенное, исключающее случай.

14. Мыслитель Древней Греции, полагавший, что философия должна сделать предметом своих размышлений не Космос и его законы, а человека и его мышление.

15. Искусство спора, умение вести дискуссию, плодотворно развивать обсуждаемую проблему.

16. Родоначальником объективного идеализма признан древнегреческий философ _________.

17. Знаменитое изречение: «Человек есть мерило бытия …» принадлежит __________.

18. Древнегреческий философ, предпринявший попытку выделить философию как особую область теоретического знания и вознесший ее на царский трон.

19. Проект построения идеального государства впервые в своих работах представил _________.

20. Создатель первой системы логики, философ, которого Гегель называл «учителем человечества».

21. Представитель элейской школы, указавший на трудности описания движения. Известен своими апориями.

22. Назовите философскую школу, к которой относятся Сенека, Марк Аврелий , Эпиктет.

23. Человека как «общественное животное» определил __________.

24. Школу последователей Платона – неоплатонизм – возглавил _________.

25. Кто из античных философов связал добродетель со знанием, положив тем самым начало концепции этического интеллектуализма?

II. Задачи, упражнения, комментарии.

1. «Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами

Надо рассеивать ужасы и помрачения духа,

Но изученьем и толкованьем законов природы…» (Лукреций Кар )

· Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт?

· Как эта установка меняется в философии Сократа ?

· Чем от нее отличаются платоновские размышления?

2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

· В чем глубинный смысл приведенного высказывания?

· Как оно связано с судьбой философа?

· Как вы оцениваете поступок Сократа – его смерть?

3. «Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль - большое» (Конфуций ).

4. «Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор).

5. «Мудрость гораздо лучше силы» (Ксенофан).

V. Тесты

1. Определение философии как науки «об умопостигаемом», о «первопричинах», «о сущем» принадлежит …

А) Демокриту;

Б) Аристотелю;

В) Эпикуру;

Г) Анаксагору.

2. Соотнесите:

Философ Основное понятие его философии

А) Аристотель; 1) Космос;

Б) Демокрит; 2) Бытие;

В) Парменид; 3) Форма;

Г) Гераклит; 4) Идея;

Д) Платон. 5) Атом.

3. Парменид выдвинул идею:

А) О неизменности бытия;

Б) О всеобщем его изменении и противоречивости;

В) О том, что основа всего сущего – атом;

Г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.

4. Первую философскую концепцию общества и государства

выдвинул …

А) Аристотель;

Б) Платон;

В) Демокрит;

А) Сократ;

Б) Платон;

В) Аристотель;

Г) Марк Аврелий.

6. Этический принцип, согласно которому основным мотивом и смыслом человеческой жизни является наслаждение, называется …

А) Эгоизмом;

Б) Гедонизмом;

В) Аскетизмом;

Г) Альтруизмом.

7. «Отцом» диалектики считают …

А) Фалеса;

Б) Сократа;

В) Гераклита;

Г) Демокрита.

8. Перевел философию из монолога в диалог …

А) Эпикур;

Б) Сократ;

В) Эмпедокл;

Г) Плотин.

9. Работы «Политик», «Законы», «Государство» принадлежат …

А) Аристотелю;

Б) Платону;

В) Зенону;

Г) Пифагору.

10. Соотнесите:

Философская школа Ее представитель

А) Академия; 1) Парменид;

Б) Ликей; 2) Эпикур;

В) Сад; 3) Платон;

Г) Элейская школа. 4) Аристотель.

Дополнительная литература

1. Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1998.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

3. Боннар А. Древнегреческая цивилизация / А. Боннар. – М., 1992.

4. Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. – СПб, 1999.

5. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1989.

6. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991.

7. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. – М., 1995.

8. Целлер Э. Очерки истории греческой философии / Э. Целлер. – СПб, 1996.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.



Рекомендуем почитать

Наверх