Пуританская церковь. Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

Из поликарбоната 12.01.2022
Из поликарбоната
Пуритане (purus (лат). - чистый, истинный) - протестанты, считавшие себя настоящими церковными реформаторами, добивавшиеся очищения англиканской церкви от пороков католицизма.

В середине XVI века в Европе началось движение за реформу католической Церкви. Оно в целом называлось протестантизмом, а его приверженцы - протестантами. Английские протестанты создали так называемую англиканскую церковь, компромиссную между учением Лютера и Кальвина и католичеством. Однако в том же XVI веке англиканская церковь в распалась на три ветви.

Одной из них были пресвитериане, которые признавали право власти на определенное вмешательство в дела церкви.

Другой - конгрегационалисты, считавшие, что в каждой общине должна быть независимая от государства религиозная жизнь, но признававшие роль архиепископа, епископов и теологического подчинения руководству церкви.

Третьими были религиозные революционеры, сторонники полного очищения христианской практики от любых католических элементов, включая «руководящую и направляющую» роль церковной номенклатуры – в Англии их называли «сепаратистами», но в истории они более известны под именем «пуритане»

Идеология пуритан

  • Отрицание любого официального церковного и государственного вмешательства в частную и в общинную религиозную жизнь
  • Вера в Спасение личной верой
  • Условие абсолютной моральной чистоты - возможность Спасения в этой жизни
  • Смысл жизни человека - в обретении личного счастья
  • Семья - центр общинной и личной жизни
  • Для персонального общения с Богом, точнее с его Словом - всеобщая грамотность, в том числе - женщин и девочек
  • Относительное равенство в семье мужчины и женщины
  • Уважение ко всем формам религиозности

Важным была «не столько истинность религии, которую исповедуют граждане, сколько сам факт исповедания какой-либо религии»

Протестантов, а пуритан в особенности, отличала внешняя строгость в одежде, чопорность поведения, благочестие, подчеркнутое отрицательное отношение к проявлениям любой роскоши в быту и церкви, педантизм, абсолютная честность в делах, трудолюбие, упорство в достижении целей. Именно эти качества требовались в эпоху зарождения капиталистических отношений в обществе. Потому как раз страны, где протестантство победило католицизм (Германия, Нидерланды, Англия) до сих пор являются лидерами мирового сообщества

Пуритане же составили основное население Новой Англии - штатов Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт, территории на северо-востоке нынешних США - колыбели Американской революции и государства.

Французский политический деятель Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиль, сравнивая пуритан и католиков, писал: «Протестантство [пуританство] направляет людей не к равенству, а к независимости»

Вальтер Скотт «Пуритане»

Считаются первым великим историческим романом писателя. Действие разворачивается в Шотландии в конце ХVII века. Создал он их в 1816 году. Повествование ведется от имени школьного учителя Питера Петтиссона, пересказывающего услышанное от владельца гостиницы «Уоллес» в Гэндерклю. После смерти Петтисона другой вымышленный персонаж учитель и церковный псаломщик Джедадия Клейшботэм, будто бы издал сочинения покойного, чтобы покрыть издержки на его похороны. Свою же подпись Скотт под романом не поставил, что, впречем, никого не в ввело в сомнение, что автор именно он. Серия романов, в которую вошли кроме «Пуритан» «Уэверли», «Гай Мэннеринг» и «Антикварий» так и называется «Рассказы трактирщика».

Винченцо Беллини «Пуритане» (опера)

Создана композитором в 1834 году. Состоит из трёх актов. Премьера состоялась, как указывает Википедия, 25 января 1835 года в Париже. Никакого отношения к роману Вальтера Скотта не имеет. В основе либретто - любовная история на фоне гражданского противостояния в Англии времен Оливера Кромвеля.
Всего Беллини написал одиннадцать опер. «Пуритане» стали последней. В том же 1835 году композитор умер.

англ. puritan, от позднелат. puritas - чистота) - образ жизни, для к-рого характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест против какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. Первоначально этот термин употреблялся в качестве названия религиозное политического движения в Англии в XVI-XVII вв., выражавшего интересы буржуазии, к-рая боролась против абсолютизма и феодальной аристократии, за полное очищение англиканской церкви от остатков католицизма. Для пуритан были характерны проповедь строгости нравов в быту и резко отрицательное отношение к роскоши и расточительству, типичным для богатой аристократии. В этом отразились настроения, общие для всей буржуазии эпохи первоначального накопления капитала (Бережливость). Коммунистическая нравственность отрицает аскетизм и П. - как общий жизненный принцип. Требуя от людей нравственной чистоты в быту, она вместе с тем не приемлет ханжества, ригоризма, морального догматизма. Человек должен разумно удовлетворять свои потребности в соответствии с интересами гармонического и всестороннего развития его личности, достигнутым уровнем развития производительных сил и общественного богатства. Все остальные соображения, выдвигающиеся в пользу ограничения потребностей, противоречат принципу гуманизма и ведут к моральному лицемерию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Пуританство

(Puritanism). Неорганизованное реформационное движение, возникшее во время английской Реформации XVII в. Этимология этого слова связана со стремлением ревнителей Реформации "очистить" Церковь Англии. Они считали, что Реформация еще не завершена, и в конечном счете хотели очистить себя и общество.

История. Теологические корни пуританства можно найти в европейской реформатской теологии, в английской традиции нонконформизма, восходящей к Джону Уиклифу и лоллардам, но особенно в теологических трудах первого поколения деятелей английской Реформации. У Уильяма Тиндейла (ум. 1536) пуритане взяли верность Св. Писанию и теологию, края подчеркивала идею завета; у Дж. Нокса почерпнули преданность церковной и государственной реформе, а от Дж. Хупера (ум. 1555) восприняли твердое убеждение, что Св. Писание должно регулировать церковную структуру и личное поведение.

Пуритане получили некрое общественное признание в первые годы царствования королевы Елизаветы. Потом они неоднократно терпели неудачи в царствование ЯковаI и КарлаI. При Якове некрые пуритане разочаровались в своей реформационной деятельности и полностью отделились от Англиканской церкви. К числу сепаратистов принадлежали те отцыпилигримы, крые после временного пребывания в Голландии создали в 1620 г. Плимутскую колонию на юговост. современного Массачусетса в Америке.

Карл I пытался править Англией без парламента, куда входило немало пуритан, и постоянно стремился изгнать их из Церкви, поэтому большая группа пуритан менее радикального толка эмигрировала в Америку (1630), где они впервые получили возможность строить церкви и создавать общество, основанное на их понимании Слова Божьего. Когда борьба с Шотландией вынудила Карла I вновь созвать в 1640 г. парламент, это привело к гражданской войне. Столкновение завершилось казнью короля (1649), протекторатом Оливера К-ром веля, созданием Вестминстерского исповедания и катехизисов и ростом Пуританского содружества. Однако К-ром вель, несмотря на все свои дарования, не сумел создать пуританское государство. После его смерти(1658)англичане возвели на престол сына Карла I, и реставрация монархии ознаменовала крах пуританства в Англии. По другую сторону Атлантики пуританство просуществовало лишь немногим дольше. Индийекая кампания Коттона Матера (ум. 1728), отмена Массачусетской хартии и растущая секуляризация общества подожили конец пуританству как образу жизни в Америке.

Убеждения. Пуританство способствовало развитию английской Реформации, поставив во главу угла четыре идеи:

(1) личное спасение дается только Богом;

(2) Библия дает необходимое руководство к жизни; (3) Церковь должна ясно отражать библейское учение; (4) общество составляет единое целое.

Пуритане верили,что спасение человечества полностью зависит от Бога. Вместе со своими предшественниками в Англии, вместе с Лютером и Кальвином они считали, что примирение с Богом дар Божьей благодати, крый дается по вере. Как последователи Августина они считали всех людей грешниками, не желающими и не способными без действия Божьей благодати ответить на призыв справедливого Бога и соединиться с Ним. Но пуритане внесли свою лепту в общереформатскую идею о спасении. Они отстаивали "простойстиль" проповеди, образцы крого можно найти в блистательных проповедях Джона Дода (15551645)и Уильяма Перкинса (15581602), указующих широкий путь разрушения и узкие врата в рай. К-ром е того, они подчеркивали важность процесса обращения. В дневниках вождей пуританства, напр. Т. Шепарда (160549), описывается медленный и зачастую болезненный процесс, в результате крого Бог приводил их от бунта к повиновению. Они говорили о спасении в терминах завета. В заметках к переводу Женевской Библии, сделанных предвозвестниками пуритан во время правления Марии Тюдор, акцент ставился на личном завете благодати, в к-ром Бог обещал жизнь верующим во Христа и милосердно даровал веру своим избраниикам на основании жертвенной смерти Христа. Позднее пуритане распространили идею завета на организацию церквей, что отчетливей всего проявилось в росте конгрегационализма (или независимости) и иерархическом устройстве общества с Богом во главе, как, напр., в "Содружествахсвятых" Массачусетса и Коннектикута.

Вместе с первыми английскими деятелями Реформации пуритане верили в верховный авторитет Библии. Тем не менее толкование Св. Писания вскоре породило конфликт между пуританами и их оппонентами из Англиканской церкви, а также среди самих пуритан. Пуритане, англикане и многие другие верили в высший авторитет Библии. Но пуритане настаивали на том, что христиане обязаны делать лишь то, что повелевает Библия, а англикане утверждали, что верующие просто не должны делать того, что запрещено Библией. Различие было тонким, но важным. Среди самих пуритан возникли существенные разногласия, в особенности в том, что касалось церковной жизни. Некрые (гл. обр., в Англии) настаивали на пресвитерианском церковногосударственном устройстве, другие(в Массачусетсе и Коннектикуте) поддерживали конгрегационалистскую организацию и союз с государством, а английские индепенденты, баптисты и Р. Уильяме в Новой Англии считали, что, согласно Библии, конгрегационалистские церкви должны быть отделены от государства. В общем, пуритане расходились с англиканами в интерпретации Св. Писания, а между собой они спорили, какие библейские толкования лучше. Разногласия с англиканами определяли религиозную жизнь Англии до тех пор, пока у власти оставались король и его епископальные союзники. После успеха пуританской революции на передний план вышли внутренние разногласия, что и привело к упадку пуританского движения в Англии.

Эти разногласия не должны, однако, заслонить глубокую приверженность пуритан к авторитету Св. Писания. Они сделали самую серьезную, какая только была предпринята в англоязычном мире, попытку построить свою жизнь на основе библейских заповедей. Когда попытки пуритан провести реформы в Английском королевстве встретили препятствия в последние годы царствования Елизаветы, они сосредоточились на той сфере, крую еще могли контролировать, на сфере семьи. Именно в это время (ок. 1600 г.) пуритане начали соблюдать субботу, возрождать семейное богослужение, поощрять дела милосердия и помогать больным и умирающим. Когда в 1640 г. надежды пуритан возродились, это "одухотворение дома" приобрело еще более широкий размах.

Пуритане верили в то, что Церковь должна быть организована на основе библейского учения. Англикане доказывали, что Епископальная церковь, испытанная и проверенная временем и не нарушившая библейских заповедей, построена на благочестивых и правильных принципах. В ответ пуритане утверждали, что защитники епископализма упустили главное, поскольку отказались от ясного библейского учения. Пуритане настаивали на том, чтоСв. Писание заложило особые принципы создания и управления церквями. Более того, по их мнению, Библия предлагает систему церковного устройства, в крой отсутствует епископство. Пуритане отстаивали это убеждение даже тогда, когда не смогли договориться между собой о том, что такое библейская система. Но эти разногласия принесли свои плоды, поскольку современные пресвитерианские,конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на их принципах.

Взгляды пуритан на спасение, Св. Писание и Церковь совершили переворот в общественном сознании. Этому способствовало их четвертое убеждение: Бог благословил единение людей. Большинство пуритан верило в то, что жизнью общества должна управлять единая, согласованная власть. Вследствие этого пуритане хотели ни больше ни меньше, как сделать всю Англию пуританской. Позднее, в эпоху Пуританского содружества, возникли идеи терпимости и т.н. плюрализма, но сами пуритане противились этим идеям и твердо намеревались дождаться реставрации Карла II.

С современной точки зрения нетерпимость, основанная на унифицированной модели общества, повредила репутации пуритан. Но если занять более беспристрастную позицию, нельзя не признать и многих их достоинств. Стремясь ревностно служить Богу, пуритане разрушили оковы рутинной религиозности. Пуританство стало одной из движущих сил, способствовавших подъему Английского парламента в нач. XVII в. К добру или нет, но благодаря ему совершилась первая великая политическая революция Нового времени. Благодаря пуританской идеологии у переселенцев, обосновавшихся в Массачусетсе, сформировалось отчетливо христианское общественное сознание, доныне небывалое в Америке. Наконец, это, казалось бы, нетворческое движение дало огромный толчок развитию художественной литературы.

Видные пуритане. Из среды пуритан вышло огромное число могучих проповедников и учителей. Книга дра У. Эймса "Суть теологии", где рассказывается о том, "как жить с Богом", первые 50 лет существования Гарвардского колледжа была учебником по теологии. В проповедях и трактатах У. Перкинса перечислялись шаги, крые должен сделать кающийся грешник, чтобы найти Бога. Дж. Престон бесстрашно проповедовал суровость Божьего закона и беспредельность Его милости при дворе Якова I и Карла I. Дж. Оуэн, советник К-ром веля и вицеканцлер Оксфордского университета, писал теологические трактаты об искуплении и Св. Духе, крые до сих пор сохраняют влияние в кальвинисткой теологии англоязычного мира. Его современник Р. Бакстер опубликовал ок. 200 работ, где комментировал добродетели теологической умеренности и постулировал истины, крые К.С. Льюис в XX в. назовет "просто христианством". В Америке бостонский теолог Дж. Коттон заострял внимание на Божьей славе при обращении, а Т. Хукер из Хартфорда в делах обращенных. Вестминстерское исповедание и катехизисы, крые пуританские теологи создали по просьбе парламента (164347), по сей день остаются путеводителями по реформатской теологии, в особенности в пресвитерианских кругах. Труды пуритан неотъемлемая часть широчайшей протестантской литературы по священной и практической теологии.

Как бы ни был велик вклад служителей, самая большая заслуга пуритан в христианской истории, вероятно, принадлежит мирянам. Англоговорящий мир никогда не видел такого созвездия глубоко христианских политических деятелей, как лордпротектор Оливер К-ром вель, губернатор Массачусетса Дж. Уинтроп или губернатор Плимута У. Брэдфорд. Эти деятели могли ошибаться, но они сознательно и беззаветно отдавали свою жизнь общественному служению из глубочайшей благодарности Богу, даровавшему им спасение.

Мы также ощутим дух пуританства, если вслед за политическими лидерами посмотрим на писателей. Мы слишком легко забываем, что Мильтон, крый в "Потерянном рае" осмеливался "явить небесный Промысел живущим / И Божии дела им объяснять", некогда требовал казни Карла I и был секретарем К-ром веля. Дж. Беньян служил в армии К-ром веля и проповедовал как мирянин в эпоху Пуританского содружества, прежде чем был заключен за свои пуританские взгляды в тюрьму Бедфорд, где написал "Путь паломника". В Америке пуританство подарило нам поэтессу Энн Брэдстрит (161672) и стихи сельского священника Э.Тейлора (16451729). Поэтические размышления Тейлора, крые он сочинял, готовясь к причастию, жемчужины американской поэзии.

Оценка. Пуритане напоминают другие группы в христианской истории, крые, оставив мирское ради Бога, стяжали взамен не только самого Господа, но и многое в миру. Они близки к ранним францисканцам, протестантским реформаторам, иезуитам, анабаптистам, ранним методистам и Голландской реформатской церкви кон. XIX в., преображенным славой искупления и немало сделавшим для спасения мира. Как и представители этих религиозных движений, пуритане поверяли истину евангельскими словами. Они искали Царства Божьего и правды Его, и многое к этому приложилось.

М. A. Noll (пер. А. К.) Библиография: Е.Н. Emerson, ed.. English Puritanism from John Hooper to John Milton: D. Neal, The History of the Puritans; W. Haller, The Rise of Puritanism; P. Collinson, The Elizabethan Puritan Movement; C. Hill, Society and Puritanism in PreRevolutionary England; R.S. Paul, The Lord Protector: Religion and Politics in the Life of Oliver Cromwell; R. Baxter, Reliquiae Baxterianae; P. Miller and T.Johnson, eds.. The Puritans; ? J. Bremer, The Puritan Experiment; P. Miller, The New England Mind; S. Bercovitch, The Puritan Origins of the American Self; E.S. Morgan, The Puritan Family and The Puritan Dilemma: The Stoiy of John Winthrop; W. Bradford, Of Plymouth Plantation.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Пуританизм (от английского purity — в переводе "чистота" ) — религиозное движение , относящееся к христианскому протестантизму , возникшее в Англии в 16 веке .

Основой пуританизма были идеи , почерпнутые из европейского протестантизма (в основном кальвинизма и анабаптизма). Чтобы понять роль пуританизма, нужно иметь ввиду религиозно-политическую обстановку , сложившуюся в Англии . Ранее английский монарх своим решением ввёл новую протестантскую религию — англиканство , которая при поддержке официальных властей активно вытесняла католичество . Но в первые годы правления королевы Елизаветы было заключено с англиканской церковью так называемое "Елизаветинское соглашение" (другое название — "Елизаветинский компромисс"). Это соглашение соединяло вместе протестантскую доктрину и возобновление литургической части по образцу католической формы богослужения, и епископального управления церковью. С точки зрения пуритан это было недопустимой остановкой развития реформации — они стремились к тому, чтобы окончательно очистить церковь Англии от всякого католического влияния — церемоний, обрядов и иерархической структуры епископата. На почве подобных расхождений в религиозных взглядах пуританизма и англиканства, начались гонения и притеснения пуритан , которые в Англии находились в меньшинстве.

Несмотря на то, что пуритане принимали участие в религиозной жизни протестантской Европы, в основном это течение являлось чисто английским явлением . Ситуация изменилась тогда, когда под гнётом притеснений, пуритане стали массово переселяться в Новый Свет . Именно в Америке пуританизм расцвёл и приобрёл статус ведущей религии , во многом заложив основы американской морали, этики, культурных традиций .

Вообще, пуританизм никогда не был однородным явлением, и в нём можно выделить два основных направления :

  • Пресвитерианство , которое, опираясь на идеи Священного Писания, заменило епископат на консистории и синоды , составленные из священников и мирян-старейшин (пресвитеров);
  • Конгрегационализм (индепендентство) — характеризовалось более радикальным реформаторским подходом , при котором каждая местная религиозная община объявлялась независимой от церкви и государства , при этом исключались иерархические отношения между мирянами и священниками.

Можно выделить следующий набор чер т, которые отличают пуритан от адептов других христианских течений:

  • Большое внимание к нравственному сознанию — наиболее важный вопрос — что хорошо и что плохо , таким образом, жизнь воспринималась как постоянная борьба добра (Бога) и зла (дьявола) , чёрное и белое — никаких контрастов и возможностей нейтралитета ;
  • Направленность на реформирование , т.е. поиск во всех сторонах жизни возможностей для обновления и улучшения;
  • Центральная роль Библии — как наивысшего и непререкаемого авторитета (подобная позиция характерна для большинства протестантских течений);
  • Вера в то, что спасение человека может произойти только по Божьей милости , а поступки человека на это никак не могут повлиять;
  • Простота и строгость церковного убранства и богослужений (отсутствие живописи, не использование органной музыки).

В быту жизнь пуритан включала следующие ценности :

  • Семья , в которой культивировалось иерархическое подчинение ;
  • Большая религиозность — семейное чтение Библии, обязательные молитвы;
  • Большое внимание к образованию детей ;
  • Концентрация религиозной жизни в церковной общине — собрания среди недели, обязательное посещение церкви в воскресенье (в этот день запрещались всякие увеселения);
  • Вера в то, что тяжёлый труд — это добродетель .

Как сказано выше, пуританизм сыграл большую роль в становлении американской цивилизации — благодаря таким чертам как строгость нравов, бережливость, трудолюбие, целеустремлённость, аскетическое ограничение потребностей — стали возможными огромные темпы освоения переселенцами Северной Америки .


Для американцев «Мейфлауэр» - нечто вроде ковчега, так как с него началась история успешного освоения колоний пуританами. Колонистам с этого корабля удалось закрепиться в Новом Свете и основать успешную колонию, потомки которой до сих пор живут в США. Кстати, быть потомком одного из пассажиров «Мейфлауэра» в Америке очень и очень почетно.

6 сентября 1620 члены радикальной секты пуритан, по сути, нечто вроде диссентов, которым ничего хорошего в Англии не светило, на корабле «Мейфлауэр» отплыли из Плимута вперед - на запад. Точнее сначала они так далеко не собирались, а просто перебрались от гонений на пуритан из Англии в Голландию, где к пуританам относились лояльнее. Но эмигрантам тяжело жить в чужой стране. У многих не сложилось с работой, другие не выдерживали и уезжали в Англию, а те, кто оставались, постепенно становились голландцами. Но те, кто стоял во главе переселенцев, хотели оставаться англичанами-пуританами. Поэтому из относительно сытной Голландии было решено валить дальше.

В результате было решено отправиться в Новый свет, в уже основанную Вирджинскую колонию. Ожидалось, что там поддержат новых поселенцев и защитят от индейцев. В 1620 году «Вирджиния Компани» дает пуританам право на земли на территории колонии, при условии, что они предварительно отбатрачат на колонию. Кроме того «Вирджиния Компани» оплатила переезд колонистов.

Пуритане сначала сели на корабль «Спидвел» и приплыли из Голландии в Саутгемптон, где присоединились к другой партии колонистов на «Мэйфлауэре». В августе 1620 года корабли отправились на запад. Вскоре выяснилось, что «Вирджиния Компани» подобрала очень удачный корабль для того, чтобы утонуть. Поэтому пассажиры «Спидвела» перебрались на «Мэйфлауэр» после возвращения в порт. В сентябре 1620 года «Мэйфлауэр» со 102 пассажирами взял курс на запад.

Путешествие оказалось жестким. «Мэйфлауэру» от души досталось, но он не затонул, а доплыл до Нового света, правда, при этом сильно ушел на север. В итоге 21 ноября 1620 года «Мэйфлауэр» бросил якорь у мыса Код, оказавшись в 120 км от Бостона.

Приплыв на новое место пуритане переругались. Дело в том, что они высадились севернее того, места, которое им было выделено по контракту с «Вирджиния Компани». Поэтому, по мнению пуритан, это стало поводом кинуть компанию, которая организовала их доставку. Да, обычай кидать партнеров - не изобретение российских 90-х. Пуритане - одни из основоположников капитализма и Америки начали создание своего государства с того, что кинули тех, кто помог им туда попасть. Были и те, кто пытался доказать, что это, как бы нехорошо. Но они оказались в меньшинстве.


В результате глав всех семей - 41 человек подписали письменное соглашение, именуемое "Мэйфлауэрским". В нем было высказано намерение основать свою колонию и подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии».

После этого с 25 ноября началась высадка на берег и исследование новых земель. Почти сразу англичане налетели на индейцев, которые уже имели не самый приятный опыт общения с белыми. Началась локальная войнушка, но у поселенцев было огнестрельное оружие и они победили.

25 декабря колонисты начали строить Дом собраний, ставшим первым зданием в Нью-Плимуте. В итоге эта колония стала первым английским поселением, в котором постоянно жили люди, а также первым крупным поселением в колонии Новая Англия. Эта колония стала вторым успешным поселением после Джеймстауна в Вирджинии, основанного в 1607 году. Но именно традиции этой колонии стали повсеместно американскими. В первую очередь это День благодарения, первый раз отмечавшийся в Новом Плимуте в 1621 году и знаменитая жареная индейка - чем больше, тем лучше.

Пуритане (пуританизм) возникли как третья ветвь после распада Англиканской церкви в шестнадцатом веке. Они ратовали за полное освобождение веры от любых элементов католической церкви. Это желание касалось всех направлений, включая и роль церкви в управлении государством. Пуритане – википедия содержит максимально подробную информацию становления течения – жителями Англии назывались «сепаратистами». Вероисповедание привлекало многих творческих личностей. «Пуритане» – опера известного композитора Винченцо Беллини, написанная им в 1834 году. Первые зрители смогли оценить любовную историю, длиной в три акта, в январе 1835 года. Это последняя опера Беллини, поскольку умер композитор в год ее премьеры. Не исключением (в плане интереса) пуританство стало и для писателей, в частности, Вальтер Скотт – «Пуритане» стал его первым крупным историческим романом. Действия развиваются на территории Шотландии. Авторской подписи под изданным сочинением Скотт не поставил, но уникальный стиль повествования не позволил никому усомниться в его авторстве. Вообще типичный пуританин (сканворд часто задает такие вопросы) определяется как человек, придерживающийся аскетичного образа жизни. Установить связь с Богом!

Краткая история становления пуританства

В годы властвования королевы Марии I, вошедшей в историю под именем Кровавая, протестанты массово покидали земли Англии и переезжали на территории континентальной Европы. Именно в этот период в протестантизме появляются кальвинистические нотки.

После возвращение на родину (при Елизавете I) последователи пуританства настаивают на углублении Реформации. Придерживающиеся идей кальвинизма, они требовали замены епископата пресвитерами (выборная должность), мессу должны были заменить проповеди, многие существующие обряды должны были быть упразднены полностью либо значительно упрощены. И что очень важно, храмы должны были лишиться своей роскоши.

Движение пуритан, хотя и выступало как оппозиция королевской власти, но не было единым. Английские пуритане, отделившиеся от церкви и возглавляемые выбранными пресвитерами, получили название пресвитериане.

Но многие английские пуритане не считали пресвитерианство достаточно аскетичным и пошли в своем радикализме еще дальше. Последователи крайнего пуританства – конгрегационалисты (индепенденты) – полностью отвергли догмы пресвитерианства и провозгласили свои конгрегации (отдельные общины) полностью самостоятельными единицами, способными выбирать как способ внутреннего управления, так и вероисповедание. За пределами общины для ее последователей не существовали ни авторитетов, ни какой-либо власти.

В период правления Елизаветы Тюдор пуритане оставались всего лишь религиозным течением, но после того, как на трон взошли Стюарты, все изменилось: религиозная оппозиция соединилась с политической. Все внутренние идеи были перенесены в политику.

Последовавшие за этим гонения вынудили пуритан перебраться на колонизированные земли Северной Америки. Постепенно англиканский кальвинизм (пуританизм) распался на сектантские направления, затем затих и полностью утратил свое политическое влияние. Но при этом именно пуританизм заложил основы американской морали, этики и культуры поведения.

Пуритане: основные черты религии пуританизм

Вероисповедание имеет несколько отличительных черт, разительно выделяющих адептов веры на фоне иных религиозных течений:
особый подход к нравственному воспитанию. Самый волнующий вопрос – что есть хорошо и что есть плохо. Жизнь – борьба между дьяволом (зло) и богом (добро). Черное – всегда только черное, а белое – белое. Никакие контрастности и нейтралитет совершенно неприемлемы;
преемственность реформирования. Жизнь пуритан – поиск возможностей ее обновления и определенного улучшения;
принятие Библии как единственного непререкаемого авторитета;
вера в Божье спасение как дарованную милость. Поступки, совершаемые человеком в течение жизни, никакого влияния не оказывают;
простота и строгость. Касается это как внутреннего церковного убранства, так и богослужений. Органное сопровождение проповеди запрещено.

Пуритане: быт

В бытовом плане жизнь пуритан также следовала определенным ценностям:
семья строилась на четком иерархическом подчинении;
религиозность. Чтение Библии всей семьей было обязательным ежедневным действием. Касалось это и молитв;
особое внимание уделялось обучению детей, в том числе и девочек;
в общине были обязательными собрания. Проводились мероприятия среди недели. При этом вся семья каждое воскресенье должна была посещать церковное богослужение. Какие-либо праздничные действа в этот день были запрещены;
последователи религии верили в то, что тяжелый труд – это добродетель.

Типичный пуританин обладал определенными чертами:
строгость одежды и поведения;
высокая религиозность;
подчеркнуто негативное отношение к любой роскоши, касается и бытового плана, и церкви;
педантизм во всем;
совершенная честность;
умение трудиться с полной отдачей;
непременное достижение поставленной задачи

Пуританин – значение слова

Кто такой пуританин – значение слова двойственно. В первом (историческом) варианте оно толкуется как человек, последователь пуританизма – религиозного течения, возникшего в Англии в шестнадцатом веке, цель которого заключалась в очищении англиканской церкви от католических черт.

Второе значение (переносное) – человек, придерживающийся очень строгих жизненных правил.

Пуританский образ жизни или натуризм для пуритан

Постепенно пуританское благочестие приобрело показные черты. Цензура безжалостно вырезала из произведений классиков и даже медицинских журналов любые сведения, которые могли бы задевать моральные чувства адептов. Подливали масла в огонь и медики, выражавшие явно негативное отношение к сексуальным потребностям человека. В частности, бытовало мнение, что сексуальное возбуждение и самоудовлетворение грозило человек смертельными болезнями.

Именно пуританская культура стала «крайней точкой» христианского взгляда на тело человека и сексуальные отношения. Именно поэтому натуризм для пуритан совершенно неприемлем, как и любая демонстрация обнаженного человеческого тела.



Рекомендуем почитать

Наверх