Признаки и лечение детской депрессии. У ребенка депрессия, что делать? Как определить депрессию у ребенка

Вредители в доме 07.12.2021
Вредители в доме

Психозы, неврозы, депрессии последнее время стали частыми спутниками детей. Если своевременно не принять меры, можно и не надеяться, что ребенок вырастит со здоровой психикой, нервной системой. Несмотря на это, каждый родитель хочет сделать все, чтобы его ребенок был счастлив, а не мучился. Детская депрессия является психоэмоциональным нарушением, которое проявляется в виде соматических и поведенческих симптомов. У некоторых болезнь впервые дает о себе знать еще до 3 лет, но больше всего беспокоит подростков. Некоторые в тяжелом состоянии заканчивают жизнь самоубийством. Как предупредить ? Насколько она опасна?

Причины депрессии в раннем возрасте (до 3 лет)

Спровоцировать психическое расстройство могут такие факторы:

  • Гипоксия плода, перенесенная внутриутробная инфекция.
  • Врожденные патологии – , родовая асфиксия, проблемные роды.
  • Тяжелое заболевание, перенесенное в раннем детстве.
  • Наследственная патология, связана с неврологическим нарушением.
  • Тяжелая адаптация к детскому садику. В это время у ребенка пропадает чувство, что он защищенный и находится в безопасности, поэтому развивается депрессия.
  • Проблемы в семье – родители злоупотребляют алкоголем, насилие, агрессия, постоянные скандалы.

Если первые причины являются биологическим, связаны они с нарушенной работой мозга, часто беспокоят деток раннего возраста. Последние причины относятся к психологическим. Из-за постоянных скандалов, нездоровой атмосферы в семье, ребенок боится громких звуков, это мощный стресс для малыша.

Симптомы у маленьких деток

Родители должны заподозрить неладное в таких случаях:

  • Снижается аппетит, беспокоит частая рвота, малыш срыгивает.
  • Возникают проблемы с весом.
  • Замедленные движения, заторможенная моторика.
  • Задерживается психоэмоциональное, общее развитие.
  • Дитя показывает свои , постоянно плачет.

Важно! Если заметили у ребенка эти симптомы, обратитесь к терапевту и неврологу.

Почему возникает детская депрессия с 3 до 7 лет?

Когда дитя подрастает, у него происходят значительные изменения в психике. В это время могут воздействовать разные факторы:

  • Воспитание в семье.
  • Социализация в детском дошкольном учреждении.
  • , мышление.
  • Соматические причины – много разных недомоганий.

Как правило, родители замечают плохое настроение ребенка. У дошкольников появляются такие признаки:

  • Нарушается двигательная активность, теряется энергия. Если ребенок раньше постоянно играл, отдавал предпочтение определенным видам занятия, то во время депрессии отказывается от всего.
  • Печаль, плач, чувство скуки.
  • , появляется страх одиночества.
  • Много соматических недомоганий – болезненные ощущения в животе, ломит тело, болит голова.

Как правило, все причины накапливаются вместе. Некоторые детки впадают в депрессию после развода родителей. Бывает, что сначала у ребенка биологические причины – перинатальное нарушение, а через некоторое время он переживает сильный стресс и впадает в депрессию.

Проблемы в младшем школьном возрасте (6 – 12 лет)

После того, как ребенок идет в школу, ему приходится адаптироваться к обществу и учебе. Особенно тяжело детям, которые привыкли, что они лучшие. Родители для них делают все. Когда ребенок эгоист попадает в класс, он должен придерживаться правил общества, а это очень тяжело.

В данном случае к семейным, биологическим причинам развития детской депрессии присоединяется учебная нагрузка, проблемы с педагогами, ровесника. Как правило, в 10 лет дети начинают осознавать свои чувство, говорят родителям о грусти, тоске, .

Обращаем внимание на такие симптомы:

  • Физические нарушения: головная боль, слабость, сильное головокружение, боль и ломота в мышцах.
  • Поведенческие признаки: отсутствие интереса к жизни, «ребенок уходит в себя», становится ранимым. В 11 лет дети могут злится, сильно раздражаются, становятся вспыльчивыми.
  • Когнитивные нарушения: проблемы с вниманием, дети не могут сосредоточиться, запомнить учебный материал.

Опасность подростковой депрессии

После 12 лет детям приходится переживать гормональные изменения в организме. Здесь могут появиться разные эмоциональные связи с противоположным полом, друзьями. Из-за того, что подросток пытает познать свое «Я», возникает ряд противоречий, конфликтов. Кроме того, подросток должен определиться с будущей профессией.

Депрессия может быть спровоцирована первыми серьезными отношениями, конфликтами с ровесниками, непониманием родителей. Подросток ведет себя крайне агрессивно, он злиться, раздражается.

Опасно, когда у подростков появляются мысли о суициде. Родители должны быть предельно осторожными, вести себя аккуратно, не усугублять состояние своих детей.

Замечаете, что ваше чадо полностью изменилось? Связалось с плохой компанией? Подозреваете, что употребляет наркотики, алкоголь? Срочно обследуйте его, проконсультируйтесь с психотерапевтом, дополнительно сходите к эндокринологу.

Методы лечения

Только комплексная терапия поможет достичь положительного результата. Здесь необходимо:

  • Медикаментозное лечение.
  • Дополнительные процедуры – физиотерапия, рефлексотерапия.
  • Своевременное лечение соматических расстройств.

Основным методом будет все-таки психотерапия. Для подростков она имеет особое значение, дополнительно рекомендуется посещать сеансы семейной психотерапии.

Итак, детская депрессия – серьезная проблема, которую нужно решать. Внимательно следите за всеми переживаниями своих детей. В семье должен царить покой. Очень важно воспитывать детей в заботе, любви, а не в злости, скандалах, агрессии. Не травмируйте психику своих деток, их душевное состояние может отразиться на дальнейшей взрослой жизни. Берегите психическое здоровье ребенка, подарите ему счастливое и веселое детство. Будьте хорошими родителями!

На чтение 6 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 08.09.2018

Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.

Депрессия у детей до 3 лет

Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.

Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.

Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:

  • гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
  • тяжелые заболевания в раннем возрасте;
  • генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
  • потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
  • агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.

У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость

Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.

Депрессия дошкольников – причины и симптомы

По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.

В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.

Симптомы депрессии у дошкольников:

  • вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
  • стремление побыть в одиночестве;
  • ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
  • появляются различные страхи и фобии;
  • мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.

Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.

Депрессивные состояния у младших школьников

Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.


К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.

Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.

Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.

Симптомы депрессии у младших школьников:

  • снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
  • избегание контактов со сверстниками, родителями;
  • ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
  • рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
  • необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.

Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.

Подростковая депрессия

Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.

Причины депрессии:

  • неудачи в отношении с противоположным полом;
  • частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
  • внутренние конфликты и противоречия;
  • неудовлетворенность собственной внешностью;
  • увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
  • увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.

Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.

Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.

Методы лечения

Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.

Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.

Как лечить депрессию

  1. Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
  2. Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
  3. Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен. Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.

Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.

Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.

Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.

Заключение

Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.

Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с детской или подростковой депрессией, что помогло вам справиться с неприятной проблемой.

Печаль, тревога, нервозность, апатия – эмоции естественные. Потому-то признаки депрессии у детей не сразу привлекают внимание родителей. В сложных житейских ситуациях они присущи всем, в том числе и взрослым. Не будет тяжелых обстоятельств – не будет и негативных эмоций. Но нельзя оставлять без внимания ситуации, когда депрессивные симптомы настолько интенсивны, что жизнь ребенка ни дома, ни в школе, ни среди сверстников не складывается, и фактор времени не срабатывает тоже. Выход один – обращение за профессиональной помощью.

Депрессия – состояние, выраженное длительным упадком настроения и другими психологическими и соматическими симптомами. Специалисты трактуют ее, как заболевание, являющееся сигналом тревоги об утрате способности радоваться жизни, о заниженной самооценке, усталости, превалировании пессимизма над другими эмоциями. Термин “депрессия” используется для описания трех уровней этого явления:

  • депрессия;
  • депрессивный синдром;
  • депрессивные расстройства.

Детская депрессия по базовым показателям не отличается от аналогичных проявлений у взрослых, но ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с подобным дисбалансом чувств и надеется на помощь близких.

Оставить его без внимания, относя его состояние к издержкам взросления и капризам, преступно.

С первого года жизни болезнь диагностируется у 2% мальчиков и девочек и примерно у 8% подростков (чаще у девочек). Депрессивные расстройства наблюдаются у 20% подростков, а симптомы депрессии встречаются у каждого третьего из них.

Табл.1. Возрастные различия в проявлении депрессии

Возраст Проявление
От рождения до 3 лет Проблемы с питанием, задержки развития (без видимых физических причин), истеричное поведение, отсутствие тяги к играм и др.
От 3 до 5 лет Наличие чрезмерных страхов и фобий

Остановка или регресс в развитии, гипертрофированное чувство вины за мелкие ошибки и просчеты

От 6 до 8 лет Жалобы на физическое состояние без конкретики, на агрессию иных лиц

Ребенок цепляется за родителей, сторонится новых людей

От 9 до 12 лет Болезненная реакция на школьные проблемы, чувство вины за разочарование в нем родителей и педагогов, отказ посещать школу
От 12 до 16-17 лет Нетерпимое отношение к конфликтам в семье, переживания о несправедливости в мире, бедности, насилии, лицемерии

Попытки «восстания», в итоге – страх, безнадежность, боязнь

Эти проявления не означают, что у ребенка депрессивное расстройство. Но если они усложняются, и увеличивается их протяженность по времени, нужно проконсультироваться у специалиста. Ранняя диагностика и лечение предотвратят членовредительство или суицид.

Причины

Причины депрессии у детей связаны с эмоциональной нестабильностью детской психики, физиологическими изменениями и трудностью осознания их новизны. В итоге они срабатывают, как разрыв сформировавшихся в неокрепшем сознании устоев с реальностью.

Дети – легкая добыча для болезни, когда теряют близких, любимых, домашних питомцев. На детей младшего возраста влияют семейные проблемы, на ребят постарше – переезды, расставания, предательство. Для подростка причиной депрессивных переживаний может стать отсутствие социальной группы, в которой его удовлетворяло бы все: родители друзей, модная одежда и гаджеты, деньги, интересы. Наиболее вероятна депрессия у ребенка, чьи эмоциональные потребности семьей не замечены из-за перегрузки родителей работой.

Конкретики причин не существует. Считается, что депрессия рождается из комплекса биологических причин:

  • генетических: частые заболевания, сбои в работе нейротрансмиттеров в головном мозге, гормональные нарушения;
  • психогенных: индивидуальная ментальная структура (низкая самооценка, незащищенность), депрессивные модели мышления, слабые социальные навыки.

К ним присоединяется внешняя окружающая среда с проблемами семейными и социальными, такими как развод, нехватка финансов, сексуальное насилие, школьные проблемы и т.п. Депрессия у детей – это следствие воздействия факторов окружающей среды и биологической предрасположенности.

Детская депрессия возможна и на фоне гормональных нарушений или заболеваний ЦНС. Ребенок может иметь иные психические расстройства, диагностированные еще до начала депрессии:

  1. Тревожные расстройства (75% детей и подростков).
  2. Отклонения в поведении, дистимия (дисфункции, схожие с депрессией).
  3. Синдром дефицита внимания.
  4. Расстройства пищевого поведения.

Сосуществование дополнительных психических расстройств и депрессивных факторов затрудняет лечение депрессии. Требуется поставить правильный диагноз.

Проявления

Признаки депрессии у детей, в отличие от взрослых, проявляются неспецифическими, чаще психосоматическими симптомами: боли в животе, головная боль, одышка, сухость во рту, тошнота, диарея, невралгия; или социально значимыми: отказ от контактов с родителями, сверстниками, проявление агрессии.

Табл.2. Симптомы депрессии и их проявления

Снижение интереса к жизни Нет стимула к активизации действий, исчезает способность радоваться, наслаждаться хобби, встречаться с друзьями и др.
Депрессивное мышление Потеря смысла жизни, пессимизм, низкая самооценка, чувство бесполезности, обвинение родителей в своих проблемах
Скука, уныние Сокращение или прекращение ранее важной деятельности, нежелание работать в доме, отказ выходить из него, ходить в школу, пренебрежение личной гигиеной и т.п.
Снижение активности Заторможенность, вялость, нежелание противостоять депрессии
Трудности с концентрацией внимания Ощущение «интеллектуальной инвалидности», проблемы с запоминанием
СХУ Чувство постоянной усталости, отсутствие энергии
Проблемы со сном Бессонница или повышенная сонливость
Тревога Чувство внутреннего напряжения, тревожность
Печаль Сопровождается плаксивостью в сочетании с раздражительностью, переходом к отчаянию
Неадекватная реакция на замечания Излишняя эмоциональность (от отчаяния до гнева) на критику, даже вполне деликатную
Потеря веса или его набор Одни «заедают» ситуацию, другие, наоборот, отказываются от пищи, запираясь в своей комнате

В тяжелых случаях депрессия у детей проявляется психотическими симптомами, характеризующимися аномальным, деформированным ощущением реальности:

  1. Галлюцинации: слуховые, зрительные и обонятельные.
  2. Бредовые идеи в сочетании с чувством вины, греховности, обреченности, ожиданием наказания.
  3. Психомоторное возбуждение – результат беспокойства и напряженности. Ребенок не в состоянии сосредоточиться на конкретных действиях, непроизвольно осуществляя бессмысленные.
  4. Аутоиммунная активность: членовредительство (умышленное повреждение своего тела), прием сверх нормы препаратов, для того чтобы отравить себя, но без суицидальных мыслей.
  5. Суицидальные тенденции (планирование и подготовка), а в крайних случаях – попытка самоубийства.

У подростков наиболее часто наблюдаются изменения в поведении, у малышей – соматические симптомы. У детей младшего возраста диагноз установить сложнее: они они не могут рассказать, что с ними происходит.

Диагностика и лечение

У депрессивных расстройств детей и взрослых одинаковые диагностические критерии. Для оценки психического состояния маленького пациента психиатр проводит беседы с ним, его родителями, опекунами и тестирование. Результаты тестов обретают смысл, если они – часть полноценной психиатрической экспертизы.

Психологическое обследование позволяет посмотреть на ментальные характеристики ребенка и найти в них уязвимое место. Важно, чтобы психотерапевт, психолог и педиатр работали вместе. Их совместная оценка будет более объективной, поскольку депрессия у детей прогрессирует при отдельных заболеваниях соматического плана (гипотиреоз, опухоли мозга, эпилепсия), при применении ряда препаратов (стероиды, интерферон, противораковые препараты) или психотропных веществ.

Основные методы лечения – не медикаментозные, хотя иногда желателен и даже необходим прием лекарств.

Нефармакологические методы лечения:

  1. Психологические. Состоят в обеспечении ребенка и его опекунов знаниями о симптомах болезни, ее истоках в конкретике случая. Обучение действиям в определенных ситуациях, в случае ухудшения психического состояния, появления побочных реакций.
  2. Психотерапевтические. Проводятся в рамках индивидуальной терапии, семейной или групповой. По силе воздействия особое значение имеет семейная терапия, особенно в группе детей младшего возраста. Групповая – более всего подходит подросткам.

Медикаментозное лечение применяют лишь при симптомах, препятствующих нормальному функционированию организма ребенка, не отказываясь при этом от психотерапии. Это лекарства дополняют психотерапию, а не наоборот. Антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина относительно хорошо переносятся, побочные эффекты незначительны.

Родители должны знать, что:

  • препарат должен приниматься в одно и то же время ежедневно;
  • положительный эффект следует ожидать через 4-6 недель;
  • поначалу лекарство может ухудшить общую картину болезни;
  • лекарство принимают по назначению врача даже при улучшении состояния.

Иногда целесообразно использовать препараты с седативным эффектом или снотворные. Кроме того, нужны сбалансированная диета, физические упражнения, правильный режим и доброжелательная поддержка социума.

Депрессия – болезнь хроническая, и даже при эффективном лечении симптомы могут проявиться через год и более. Поэтому ребенок должен оставаться под системным контролем психиатра или психолога.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Каждый человек немножко знает, что такое депрессия. Но только немножко. О наличии депрессии можно говорить только при наличии нескольких компонентов: плохого настроения, мыслительной и двигательной заторможенности. К этому добавляются болезни, падает жизненный тонус. И появляется депрессивная идея: самообвинение, самоосуждение, мысли о болезни, самоуничижение. Депрессия – это длительное патологическое состояние.

Все это о взрослых, а что же у детей? Ещё 50 лет назад считалось, что депрессивных состояний в детстве не бывает, но это не так. Дети тоже подвержены этому психическому расстройству.

В раннем детском (1-3 года) и дошкольном возрасте (3- 6 лет) для ребенка мир – это семья, поэтому причина депрессии находится в семье. Чаще всего – разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок может принимать это на свой счет, т.к. он в силу возраста эгоцентричен. Другими травмирующими обстоятельствами могут быть длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад. И проблема не в том, что это случается, а в том, что ребенка почти никогда не посвящают в семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца. Родители забывают сохранять контакт и близость, и ребенок чувствует эмоциональную отгороженность.

У детей младшего школьного возраста (6\7-10 лет) депрессию вызывают не только внутрисемейные проблемы, но и трудности, связанные с обучением в школе: смена класса, учителя, переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т. п.

Какие особенности у детской депрессии?

Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня. Днём отмечаются усталость, сонливость, головные боли. К вечеру, как правило, нарастает тревога с беспокойным взглядом, суетливостью, напряженностью. Сопровождается это бесцельным бегом по комнате, множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону.

Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

При депрессии у ребенка может возникать:

    нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

    боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

    кашель, нарушение вдоха;

    экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

    головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

    Длительное повышение температуры в пределах 37,1-38,0°C без воспалительного процесса.

Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. При этом дети много плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на то, что «силюсь понять и не понимаю».

К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

Как заподозрить что у ребенка депрессия?

С ранних лет человек имеет свой характер, свою линию жизни. Поэтому, стоит обращать внимание, если ребенок ВДРУГ:

    Плачет по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т. п.

    Злится, дерётся, ворчит, капризничает, грубит, просто «отбился от рук».

    Безразличен, чрезмерно послушен.

    Начал болеть, потерял аппетит, стал сонливым или его мучает бессонница. Он трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны.

    Плохо соображает, плохо учится, недоволен собой.

    Стал бояться остаться одному на всем свете, потерять маму, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «нейтронная война», «люди погибнут», «я умру».

    Неулыбчив, отказывается отвечать на вопросы, недоверчив, не хочет подойти к другим детям.

    Охотнее играет в одиночестве, избегает игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания.

    Отказывается от любимых и новых игрушек, игра становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день.

    Худеет, становится бледным, у него синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражении лица, беспокойный или потухший взгляд.

    Перестает отпускать от себя мать, просит взять на руки, покачать, в речи появляются младенческие интонации.

    Начал сосать палец, грызть ногти, кончики волос, воротничок, накручивать волосы.

    Стал медлителен. Он подолгу одевается, часто опаздывая из-за этого в школу, не может бегать на переменах, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялыми и неуклюжими.

    Болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

    Винит во всех проблемах тех, кто окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут лечение, при необходимости, медикаментозное. Хорошо, если психолог и психиатр работают в тандеме и совместно с родителями помогают ребенку.

Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. Чем больше эмоционального и физического контакта у родителей с ребенком, тем лучше. Укрепляйте привязанность вашего ребенка к вам. Как это сделать, хорошо написал Г.Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей». А ещё есть мнение, что ребенку в сутки нужно не меньше 20 прикосновений. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один.

Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель - поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают и не испуганы происходящим. Возможно, стоит снизить требования и учебные нагрузки.

Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

Родителям важно правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, и жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать.

Белоусова Екатерина ,
психолог



Рекомендуем почитать

Наверх