Где открыли памятник анне ахматовой. Тюрьма "кресты"

Для хозяйки 21.08.2020
Для хозяйки

Памятники Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге July 11th, 2015

Памятник Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге

Так как именно напротив всем известного здания под названием Кресты, поэтесса провела несколько дней и ночей, когда её сын Лев Гумилёв находился там в ходе известных сталинских репрессий. При этом момент открытия памятника поэтессе был так же выбран неслучайно. Именно восемнадцатого декабря две тысячи шестого года исполнилось ровно сорок лет со дня смерти Анны Ахматовой.

Эта скульптура вылита из бронзы и представляет собой изображение хрупкое по изяществу и в тоже время достаточно мощное по своей духовной энергетике, эта скульптура находится между двенадцатым и четырнадцатым домом данной улицы города. Первым конкурсом на данный памятник было проведенноё ещё в одна тысяча девяносто седьмом году мероприятие среди скульпторов. При этом место под него было отведено ещё за девять лет до открытия. Поэтому когда в ходе его возведения разгорелись споры связанные с тем, что скульптура оказалась установленной на крыше подземной парковки возведенной, намного позже, то при помощи многих деятелей культуры и искусства получилось восстановить истину. После этого на протяжении ещё семи проходили самые различные согласовательные процедуры, и только после этого в две тысячи пятом году было принято решение на уровне городской власти о начале строительства данного памятника великой поэтессе нашей современности.

Прежде всего, стоит отметить и то, что именно скульпторам данного памятника удалось создать наиболее правдивый образ этой личности, которая предстаёт перед нами во все своей красе, и привлекает к себе внимание взоров многочисленных посетителей.

Памятник Анне Андреевне Ахматовой в Петербурге во дворе филологического факультета государственного университета (автор – Вадим Трояновский) открыт 30 августа 2004 года. Событие приурочено к началу учебного года. Инициатором открытия памятника выступила администрация Филологического факультета и Кафедры истории русской литературы.

5 марта 2006 года в Санкт-Петербурге был открыт памятник Анне Андреевне Ахматовой. Открытие памятника, установленного в саду возле Фонтанного дома, приурочено к сороковой годовщине со дня смерти поэтессы.

Памятник, который является даром директора музея "Исаакиевский собор" Hиколая Hагорского, представляет собой кусок стены с изображением Ахматовой. Надпись, выгравированная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов "Тень моя на стенах твоих". Автором мемориального знака является известный петербургский скульптор Вячеслав Бухаев.

Анна Ахматова прожила в Фонтанном доме 30 лет, сейчас там располагается литературно-мемориальный музей поэтессы. Сад у дома она называла магическим и говорила, что сюда приходят тени петербуржской истории. По словам директора музея Нины Поповой, издали памятник, созданный в виде стелы, смотрится как темный ствол дерева, на котором расположен горельеф Ахматовой.

В Петербурге уже есть памятники Ахматовой - во дворе филологического факультета государственного университета и перед школой в саду на улице Восстания, напоминает РИА Новости. Кроме того, в ближайшее время планируется установить памятник Ахматовой напротив "Крестов", куда она ходила на встречи с заключенным в следственном изоляторе сыном.

Памятник Анне Ахматовой в саду перед школой на улице Восстания.

Адрес: Перед школой на улице Восстания. 1991 год. Авторы памятника - скульптор В.И.Трояновский и архитектор В.С.Василевский.

Памятник, посвящен 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Установлен напротив домов 8-10 по улице Восстания, где размещаются гимназия № 209 и международная школа Герценовского университета.

Скульптура была выкуплена коммерческой фирмой "Индекс" и подарена гимназии.

Монумент в честь Анны Андреевны Ахматовой располагается в маленьком скверике между Шпалерной улицей и Воскресенской набережной (ранее она называлась набережной Робеспьера). Открытие состоялось 18-го декабря 2006-го года – на сорокалетие ухода из жизни поэтессы.

Трехметровая бронзовая скульптура стоит прямо напротив известной на всю Россию тюрьмы “Кресты”. Часть набережной выбрана не случайно, Анна Андреевна сама указала на нее в поэме “Реквием”.

С этим местом связаны судьбы многих представителей интеллигенции, в том числе и самых близких для поэтессы людей: мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева. Впервые они попали в “Кресты” в 1935 году.

Анна Ахматова регулярно навещала их, вместе с другими женами и матерями заключенных стояла в длинных очередях, чтобы передать продукты и вещи своим родным. Отчаявшись, Ахматова написала письмо Иосифу Сталину с просьбой об их освобождении, и действительно добилась этого.

В 1938 Льва Гумилева снова арестовали, почти полтора года ему пришлось провести в тюрьме до того, как его этапировали в колонию. И снова кабинеты тюремных начальников, бесконечные очереди и смиренная тоска…

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Именно эти слова можно прочесть на постаменте установленного в честь Ахматовой памятника. Примечательно, что, хотя место для памятника сомнений, казалось бы, не может вызывать – они все же были. Звучали предложения установить монумент у здания Федеральной службы безопасности на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта, либо возле сорокового дома все по той же Шпалерной, и даже у Фонтанного дома, в котором Ахматова прожила более 30 лет.

Однако решено было все же последовать воле Анны Андреевны, хоть это и было сопряжено с некоторыми трудностями: дело в том, что к 2006-му году напротив “Крестов” были построены новые дома с подземными парковками. Памятник пришлось устанавливать на крышу такой парковки c помощью свай.

Проект скульптуры тоже выбирали с трудом, провели два конкурса. В первом могли поучаствовать все желающие, но по итогам этого соревнования решение так и не было принято. Во втором же свои предложения вносили только профессионалы и предпочтение было отдано проекту Галины Дадоновой и Владимира Реппо, который и был реализован спустя 8 лет на средства одного из жителей Санкт-Петербурга.

Однако для жителей города это – важное напоминание не только о замечательной поэтессе, но и о судьбе целого поколения. А также прекрасный повод вспомнить проникновенные стихи и задуматься о силе человеческого духа.

Скульптор Галина Додонова о памятнике:

"Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Застывшая в бронзе Ахматова - узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него "Кресты".

Она стоит напоминаньем
О том, что некогда
Случилось...

И нет, как кажется,
Страшнее
Её кричащей немоты!..

Но, точно так же
Безучастны...

И не дают надежд
На милость...

По сути ставшие
Судьбою
Её трагичные
"Кресты"!..
24.06.2017.

Благодарен за вдохновение Ирине Устиновой

Памятник Анне Ахматовой в Петербурге установлен напротив знаменитой тюрьмы «Кресты», у стен которой, по признанию поэтессы в поэме «Реквием», она провела 300 часов.

Памятник Анне Ахматовой между улицей Шпалерной и набережной Робеспьера был установлен относительно недавно, в 2006 году. Создали его скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо. Напротив - самая знаменитая в Петербурге тюрьма «Кресты», у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней. Можно сказать, что в поэме «Реквием» Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры: «А если когда-нибудь в этой стране // Воздвигнуть задумают памятник мне, // … здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов».

Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, по чистой, вероятно, случайности. Но ее близких страшный режим не щадил.

В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу - на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Своего обвинения Гумилёв ждал тут же неподалеку, в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25, в первой российской «образцовой» тюрьме (ныне СИЗО № 3). Примечательно, что на четверть века раньше там сидел и Ленин - «образцовая» тюрьма перевидала сотни революционеров до свержения царя и тысячи их противников после 17-го года. Сохранилась записка Гумилёва жене из его 7-й камеры: «Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы». Несколько дней спустя он был расстрелян как враг народа.

Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в «Кресты» в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. «Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне», - напишет Ахматова в одной из песен своего «Реквиема». На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пуниным. Пунина «забирают» в одно время с Львом Гумилёвым. Им обоим носит Ахматова передачки, обивает тюремные пороги, стоит в очередях из сотен таких же несчастных родственников заключенных. В последней надежде пишет письмо Сталину, с просьбой освободить близких. И как ни странно, по личному распоряжению генсека, мужа и сына действительно выпускают. На время. Через пятнадцать лет Пунин будет репрессирован и погибнет в ссылке в Воркуте.

Лев Гумилев за свою долгую жизнь арестован три раза. В 38 году семнадцать месяцев подряд приходила Ахматова к стенам «Крестов», прежде чем сына отправили в заключение в норильскую колонию. «Семнадцать месяцев кричу // Зову тебя домой. // Кидалась в ноги палачу - // Ты сын и ужас мой». Потрясение от этого ареста - наряду с другими страшными жизненными событиями - и повлекло за собой возникновение поэмы «Реквием». В предисловии Ахматова расскажет, что в годы ежовщины она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как-то стоявшая за ней женщина спросила - может ли она об этом написать. Ахматова ответила - да, и «что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Что касается тюрьмы, то летом 2006 года было принято решение о переносе ее на новое место. Старое здание, возможно, будет перепрофилировано в развлекательный комплекс или отель. Если это действительно произойдет, то задуманный авторами памятника ансамбль будет разрушен.
Пока же "Кресты" функционируют, увы...

Зарисовка белой ночи

Про белых ночей лёгкий штрих неспроста
лопочут аллеями Летнего сада
наяды и фавны... Струною моста
подчёркнута суть Петербургского града!

И выключен говор ночных фонарей,
и полнится небо нежнейшею краской,
и абрисом статным встают на заре
дворцы и соборы столицы прекрасной!

Уже обесточен, уже розовел
в той белой ночи Петербург над мостами,
и сфинкс полусонный на воду глядел,
и мраморной лапой ложился на камень...

Мосты сведены. Удаляясь в залив,
плывут по пастели последние баржи.
А Анна, библейские очи открыв,
глядит на Кресты... и не двинется даже*...

*Памятник Анне Ахматовой между улицей Шпалерной и набережной Робеспьера был установлен относительно недавно, в 2006 году. Создали его скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо. Напротив - самая знаменитая в Петербурге тюрьма "Кресты", у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней. Можно сказать, что в поэме "Реквием" Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры: "А если когда-нибудь в этой стране // Воздвигнуть задумают памятник мне, // … здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов".
Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, по чистой, вероятно, случайности. Но ее близких страшный режим не щадил.
В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу - на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Своего обвинения Гумилёв ждал тут же неподалеку, в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25, в первой российской "образцовой" тюрьме (ныне СИЗО № 3). Сохранилась записка Гумилёва жене из его 7-й камеры: "Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы". Несколько дней спустя он был расстрелян как враг народа.
Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в "Кресты" в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. "Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне", - напишет Ахматова в одной из песен своего "Реквиема". На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пуниным. Пунина "забирают" в одно время с Львом Гумилёвым. Им обоим носит Ахматова передачки, обивает тюремные пороги, стоит в очередях из сотен таких же несчастных родственников заключенных.

Красный кирпич Крестов...

Красный кирпич Крестов,
красная пыль репрессий.
Анны триста часов
в давке с другими вместе...

Женский двуликий сфинкс,
полуживой на камне*, -
реку заслужишь Стикс
или Крестов страданье?

Анны библейской стать.
Именем сына, мужа
просит Кресты принять
хлеб в узелке ненужном...

Просит Кресты простить
молодость и беспечность.
Сфинксам на волнах стыть –
имя их стуже - вечность.

В лицах их - смерть и жизнь.
Речка одета в камень.
За парапет держись,
чтобы в Кресты не кануть!

*Двуликие сфинксы с набережной Робеспьера появились на берегах Невы в 1995 году. Творение скульптора М. Шемякина служит зловещим напоминанием о позорных страницах не столь далекой истории великой страны – политических репрессиях, символом которых в тот непростой период была тюрьма "Кресты". Раздвоенные лица возлежащих на постаменте розового гранита сфинксов символизируют сосуществование двух миров – свободы и каземата. На мир людей умиротворенно взирает одухотворенное женское лицо, но к окнам "Крестов" обращены зияющие глазницы оголенного черепа. На табличках, опоясывающих исхудавшие с болезненно выпяченными ребрами изваяния, выгравированы цитаты знаменитых мира сего, воочию узревших звериный оскал политических репрессий.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

А. А. Ахматова, Реквием

“Кресты“, наравне с Петропавловской крепостью и крепостью “Орешек” , являются одним из самых известных мест пребывания политзаключённых. Безусловно, про эту тюрьму мы знаем ещё со школьной скамьи – по поэме “Реквием” Анны Андреевной Ахматовой. В произведении поэтесса описывает самые страшные периоды своей жизни, когда её сын, Лев Гумилёв, находился в заключении. Часть срока Гумилёв отбывал в “Крестах“.


История “Крестов”

Тюрьма на этом месте существовала с 1867 года. В 1884 году началось строительство современных, известных нам зданий. Стройка продолжалась 6 лет и велась силами самих заключённых – по мере возведения новых корпусов старые уничтожались. Тюрьма была рассчитана на 1150 человек.

Название “Кресты” появилось благодаря форме тюремных корпусов: если смотреть с высоты, здания представляют собой два креста, соединённых административным корпусом. По задумке архитекторов кресты символизировали духовное покаяние заключённых. На верхнем этаже административного корпуса на частные средства была надстроена церковь Александра Невского.



В разное время в “Крестах” содержались маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, поэт Н. А. Заболоцкий, известный актёр Г. С. Жжёнов, большевики П. Е. Дыбенко, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий.

Кстати, в интернете можно найти байку о том, что последний, Лейба Давидович Бронштейн, взял свой псевдоним, Троцкий, по фамилии охранника из “Крестов”. История правдива только отчасти, дело действительно обстояло так, только охранник Троцкий работал в Одесской тюрьме, в которой революционер отбывал наказание в конце XIX века.

Тюрьма считалась образцово-показательной и являлась самой большой в Европе.


В советское время большая часть заключённых в “Крестах“ отбывала наказание по “политическим” статьям. В соответствии с антирелигиозной политикой государства, купола на церкви были снесены, а само здание заняли административные помещения. С 1964 года тюрьма стала следственным изолятором. Купола на храме были восстановлены только в 2004 году.

В начале двухтысячных годов было принято решение о строительстве нового здания изолятора в Колпино. 22 декабря 2017 года из “Крестов” в новое место дислокации был вывезен последний заключённый. СИЗО в Колпино неофициально именуется как “Кресты-2”, современный изолятор построен по подобию своего предшественника в форме двух крестов.

Монумент жертвам политических репрессий и памятник Анне Ахматовой

На другой стороне Невы находится установленный в 1995 году памятник жертвам политических репрессий. Он посвящён всем осуждённым по “политическим” делам.





Мемориал поделён на две группы: на набережной установлены гранитные блоки с импровизированным тюремным окном. Если заглянуть в окно, вид открывается на “Кресты”. Также на памятнике установлен терновый венок с колючей проволокой и книга, сделанная также из гранита. На момент написания статьи книга отсутствовала (может быть, была украдена или находилась на реставрации).


В нескольких метрах от этой инсталляции установлены два бронзовых сфинкса, издалека напоминающие сфинксов на Университетской набережной. К домам на набережной фигуры обращены юными женскими лицами. Если смотреть на них со стороны “Крестов”, лица представляют из себя обезображенные скелеты.



Скульптор монумента: Михаил Шемякин

На постаментах фигур находятся таблички с цитатами известных российских и советских авторов.

Недалеко от этого места, на другой стороне Воскресенской набережной, в 2006 году был установлен памятник Анне Андреевне Ахматовой. Сама поэтесса писала в “Реквиеме”:

“А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.”




Этот монумент - не самое туристическое место Санкт-Петербурга , да и не все местные жители знают о нём, но такие памятники помогают помнить историю своей страны, в том числе и такие печальные её периоды.



Рекомендуем почитать

Наверх